Заказ экскурсии

Автор: Мелкомукова Наталья Валерьевна, зав. сектором рукописной и старопечатной книги. 

В 2015 году в фонды Соликамского музея в ходе его собирательской работы поступил личный архив Юрия Ефимовича Юдина, человека, чье имя известно не только в нашем городе, но и далеко за его приделами, за приделами нашей страны. Известность его связана с судьбой «Дятловцев». Юдин был членом группы Дятлова, девять человек которой трагически погибли зимой 1959 года в горах Северного Урала. Юрий Ефимович – десятый, единственный оставшийся в живых, по болезни сошедший на начальном этапе маршрута. Причины гибели группы  по сей день остаются под занавесом тайны, загадкой XX века и пока XXI, раскрыть которую пытаются многие люди. Жил этим поиском и Юрий Ефимович. Но в его архиве, попавшем в музей и впечатляющем своим количеством – более 1000 единиц, нет ни одного документа, ни одной книги, ни одной газеты, ни одной фотографии, так или иначе относящихся к вопросу установления причин этой трагедии. Вероятнее всего, эти материалы, как и многие другие, после смерти Юрия Ефимовича в 2013 году нашли приют в фонде «Памяти группы Дятлова», получившем право наследия по предоставленной племянником Юдина доверенности.

Но вернемся к архиву, поступившему в музей. Как я уже отметила, он насчитывает более 1000 единиц и охватывает период с 50-ых годов 20 века по 10-ые годы 21 века. Богатый личный фонд Юрия Ефимовича Юдина – это осознание им важности сохранения памяти о событиях, свидетелем которых он был.

Для Соликамска значимость Ю.Е. Юдина – его общественная деятельность, которую он вел в течение всей своей жизни. Инженер-экономист по профессии, начавший свой трудовой путь  на магниевом заводе и проработавший на нем более 30 лет, с внутренним содержанием краеведа, исследователя, собирателя.

Первопроходец в спортивном туризме Соликамска, основатель и бессменный руководитель туристского клуба «Полюс», член Соликамского городского Совета ВООПИК, действительный член географического общества АН РФ и многих других Всероссийских обществ. Все это нашло отражение в его личном архиве. Представлены в нем и документы биографического характера, имеющие особое значение для воссоздания официальной биографии. Среди них – автобиография, свидетельство о рождении, аттестат зрелости об окончании средней школы с серебряной медалью, студенческий билет, диплом об окончании Уральского политехнического института, комсомольский, партийные билеты. А также – характеристики, различные свидетельства, удостоверения, справки, фотографии.

Следует отметить, что Юрием Ефимовичем составлены две автобиографии, дополняющие друг друга, в 1971 и 1993 годах. Помимо основных сведений – дата рождения, учеба, трудовая деятельность, семейное положение – в каждой из них он указал свою общественную работу, в частности, участие в составлении путеводителя по Соликамску, ставшего для Юрия Ефимовича выражением любви к истории родного города, в который он приехал после окончания института и остался в нем навсегда. Архив содержит значительный комплекс документов по работе над путеводителем, что позволяет проследить все этапы его создания, пройденные Юдиным, от составления до издания. Это и справочные сведения, и рукописи статей, вошедших в книгу, с пометами, замечаниями и дополнениями Юрия Ефимовича, его переписка с авторами, фотографами, художниками, рецензентами. Среди них — архитектор Г.Д. Канторович, журналист А.К. Соколков, художник Е. Нестеров, сотрудник Пермского краеведческого музея Э. Андерсон. Здесь и издательские договора, многочисленная переписка Юдина с редактором книги Т. Ключаревой, бухгалтерские документы в виде справок о расходах, авторских гонораров и другие.

Особого внимания заслуживают фотографии, запечатлевшие улицы, здания, архитектурные памятники города, окрестности Соликамска в 1970-ые годы.  Юрий Ефимович сохранил и те, что проиллюстрировали издание, и те, что не вошли в него. В.А. Оборин, кандидат исторических наук, доцент Пермского Государственного Университета, в своей рецензии на книгу писал: «Необходимость издания книги о Соликамске, освещающей его историю, культуру и экономику, не вызывает сомнений. Она найдет своего читателя, если будет хорошо написана, хорошо иллюстрирована». Книга нашла своего читателя. О признании путеводителя по Соликамску, его востребованности свидетельствуют два его издания — в 1975 и 1980 гг. и подготовка к третьему, о чем говорят материалы в собрании архива с пометой «Соликамск 3».

Нельзя не отметить и открытки сотрудника Института русской литературы (Пушкинского Дома) Р.П. Дмитриевой с выражением благодарности Юрию Ефимовичу за книгу о Соликамске от имени академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эпиграфом к книге послужили слова М.И. Калина: «Любить свой край, знать его особенности, его богатства, его историю – на этих чувствах к родным местам воспитывается подлинный патриотизм человека». Слова, ставшие эпиграфом всей жизни Ю.Е. Юдина, который в 1965 году создал городской клуб туристов «Полюс».

Предметом деятельности клуба становятся организация турпоходов, культурного досуга населения, проведение краеведческих мероприятий, участие в реставрации памятников природы, истории и культуры. Представление о работе клуба дает блок документов, тщательно подобранный и сохраненный Юрием Ефимовичем. В нем мы находим положение о клубе, его устав, протоколы заседаний, заявочные и маршрутные книжки туристских путешествий, дневники походов. Кроме того, анкеты членов клуба, тексты экскурсий, рекламную, издательскую продукцию клуба в виде памяток участникам, руководителям походов и другие.

Особую группу документов составляют приглашения, афиши, положения, программы, грамоты, дипломы, свидетельствующие еще об одном виде деятельности клуба – организации и проведении слетов, вечеров, конкурсов туристских слайдфильмов. Имел клуб и свою эмблему. Несколько ее  разновидностей представлены в фонде. Создателем эмблемы был друг Ю.Е. Юдина Геннадий Александрович Птицын, главный архитектор г. Соликамска с 1966 по 1980 год, заслуженный путешественник России. Клубу «Полюс» в этом году исполняется 50 лет и его заслуга в деле развития туризма в Соликамске – несомненна.

Весомый вклад внесли члены клуба в дело сохранения исторического наследия города. Документы сохранили их подлинные мысли, действия, а также мысли и действия архитекторов, искусствоведов и многих жителей города, которым было не безразлично прошлое Соликамска, города-памятника, как называл его Юрий Ефимович. На страницах газет они публиковали статьи в защиту архитектурных ансамблей, дома Петровой, построенного предположительно в начале XVIII века, в котором находилась печь, украшенная изразцами шведского изготовления, выступали против застройки в охранной зоне города. Сохранилась их письма, обращения во многие инстанции, как местные, областные, так и высшие, в том числе, на центральное телевидение.

Особый интерес представляют материалы архитекторов Ф.М. Тольцинера, супругов М.А. и А.С. Кокшаровых. Это проекты, предложения по сохранению памятников истории и архитектуры, письма, статьи о состоянии дома Петровой и других зданий, с приложением рисунков, фотографий. Надо отдать должное Юрию Ефимовичу, который сохранил в своем архиве копии отправленных материалов, что в совокупности с другими документами дает полную картину борьбы соликамской общественности по сохранению исторического облика города последней четверти ХХ века.

Как увлеченный искусством человек, Ю.Е. Юдин всегда проявлял  интерес к творчеству художников. Неудивительно, что в его собрании оказался комплекс документов, позволяющий расширить наше представление о деятельности отдела изобразительных искусств Соликамского музея, жизни, творчестве художников. Среди них – письма, Александры Ивановны Богоявленской, жены М.П. Богоявленского, краснодарского художника, заслуженного работника культуры РСФСР, московских художников О.А. Дмитриева, В.В. Даниловой. А также рукописи статей искусствоведов В.Г. Астаховой, Л.А. Евграфовой, О.И. Ивановой (сестры А.И. Богоявленской), их газетные публикации в центральных и местных средствах массовой информации, каталоги выставок, фоторепродукции картин, слайды и другие материалы. Юрий Ефимович был знаком со многими художниками, дружил с ними, принимал деятельное участие в их судьбе. Он всегда находил время для заботы о приехавших издалека друзьях Соликамского музея.

«У Вас есть какое-то особое человеческое чутье к нуждам людей». Так писала о нем А. И. Богоявленская, для которой он всегда оставался «искренним и истинным другом», о чем свидетельствуют ее письма и открытки, бережно сохраненные Юрием Ефимовичем. В них — просьбы о содействии в составлении и издании каталогов, наборов открыток, в проведении выставок, отправке слайдов с работ  М.П. Богоявленского для опубликования в статье в одном из центральных журналов по искусству. Просьбы встретить ее сестру с мужем на вокзале, «помочь им ощутить Соликамск не как холодную «точку» на Урале, а как гостеприимный город, который в годы войны приютил немало музеев, в том числе, и Краснодарский».

В письмах – просьбы и чисто житейского характера: достать эбонитовый диск для лечения болезней, флакончики с валокордином, которые не найти в Судаке, прислать книгу Владимира Солоухина «Письма из русского музея» для сестры, отправить багаж с ее вещами из квартиры в Соликамске. «Если Вам я пишу по-прежнему, — отмечает Александра Ивановна в одном из писем, — о своих бедах, нуждах, мыслях, пожеланиях, то это потому, что ныне так мало настоящих людей».

В каждом ее письме  – слова благодарности и искренняя признательность Юрию Ефимовичу за помощь и поддержку, большое участие в  судьбе музея, доброе и светлое отношение к людям. Слова признания в любви Соликамску, художественному отделу, слова сожаления о невозможности приезда на юбилеи – юбилеи «ее музея». «Надо ли мне Вам говорить, — пишет Богоявленская Юрию Ефимовичу, — как я втройне переживаю невозможность своего приезда. Ведь Соликамск стал мне второй родиной, там половина меня, а может даже и больше! Там, в музее, — картины Михаила Петровича, — человека, который сумел умножить мою любовь к искусству и пойти этим путем дальше. До самого Соликамска! И если бы не климат, я бы и сегодня работала в любимом музее, жила в Соликамске».

М.П. Богоявленскому, его жизни, роли в спасении экспонатов Краснодарского музея в  годы войны, откуда протянулась сегодняшняя нить – с именем Михаила Петровича Богоявленского, посвящены многие строки ее писем. С его коллекции, переданной Александрой Ивановной в дар городу, началась история художественного  отдела, который не состоялся бы без Дины Геннадьевны Соколковой, директора музея на тот момент. «Ведь не будь Дины Геннадьевны, — признается Александра Ивановна Юдину, — не было бы музея (искусств) в Соликамске. Это точно. Ну, может быть со временем, и сделали бы (тоже кто-то отдал бы коллекцию). Но я говорю о роли Д.Г.!». О своем вкладе пишет весьма скромно: «Я сделала все, что было в моих маленьких силах. И верно делу этому расти!! Ведь и Москва не сразу строилась».

Связующая нить всех писем Александры Ивановны — ее мечта, что «пройдет время, и наш маленький отдел изобразительного искусства вырастет в самостоятельный художественный музей! В котором, кто знает, быть может, впоследствии директором будет Юрий Ефимович Юдин!!». И объясняла почему: «Потому что у истоков искусства (а наш будущий музей – для Соликамска именно и будет истоком культуры!) – должны стоять люди с такими чистыми сердцами, как Вы!».

Художественному музею  40 лет и в культурной жизни города, как мечтала Александра Ивановна, «ее музей» играет значительную роль.

О необходимости расширения площадей для экспозиций художественного отдела, присвоении ему официального звания художественного музея писал неоднократно Ю.Е. Юдин. Мечтали об этом и московские художники Олег Алексеевич Дмитриев, Валентина Васильевна Данилова, внесшие свою лепту в его создание и пополнение фондов своими произведениями и работами многих других авторов. В архиве Юдина сохранился проект Соликамского музейного комплекса, выполненный В.В. Даниловой в 1990-ых годах, где художественный отдел звучит как Соликамский музей искусств им. М.П. Богоявленского.

Проект, содержащий чертежи и описание, выполнен в двух вариантах, первый из которых предусматривает размещение музейного комплекса вблизи от архитектурных памятников, второй – на противоположном берегу р. Усолки, где предполагалось создать культурный центр города под названием «Парнас Соликамска». «Хочу подчеркнуть, — писала Валентина Васильевна, — что я не пыталась создать архитектурный проект – я не архитектор. Это замысел художника, моя мечта о музее, каким я его себе представляю, в условиях Соликамска».

Нельзя не сказать о письмах О.А. Дмитриева и В.В. Даниловой, адресованных Ю.Е. Юдину. Письма, отразившие время, когда они жили, работали вместе с Юрием Ефимовичем над своей персональной выставкой в Соликамске, первой в их творческой судьбе, над составлением и изданием каталога по ней. В них – слова  признательности Юрию Ефимовичу за гостеприимство, сердечность, за присланную для Олега Алексеевича шапку, шоколадки. «Но не шапка меня радует, — пишет Олег Алексеевич, — а Ваша забота о своих друзьях. Это так редко бывает и так радостно встретить в своей жизни такого человека, как Вы». Да, Юрий Ефимович жил для людей и ради людей.

Предложенный краткий обзор личного архива Ю.Е. Юдина – часть его богатейшего собрания, т.к. изучение и описание документов продолжается. Надеюсь, что он заинтересует всех неравнодушных к истории, культуре  Соликамска, к судьбе самого Юрия Ефимовича.

Ю.Е. Юдин А.И.Богоявленская. Письма. М.П.Богоявленский. Каталог.Ю.Е.Юдин. Документы. Ю.Е.Юдин. Удостоверения.