Заказ экскурсии

Автор: Савенкова Нэлли Михайловна, зав. отделом истории.

18 декабря 1934 года газета «За калий» в заметке «К предстоящим съемкам художественной звуковой картины «60-я параллель» сообщила:

«Вчера с утренним поездом из Ленинграда прибыла в Соликамск очередная группа киноэкспедиции в составе: заслуженного артиста республики Гардина Владимира Ростиславовича и артистов Свердловой, Борисоглебского. Первая пробная съемка состоялась вчера, 17-го декабря, в рудничном дворе. К регулярным съемкам бригада приступает с сегодняшнего дня».

17 декабря в рудничном дворе режиссер фильма Эдуард Аршанский и оператор Сергей Иванов снимали, наряду с профессионалами, массовку – рабочих-калийщиков, которых уговаривали быть естественными и не смущаться камеры. В следующие дни смущение прошло, работа закипела. Несмотря на мороз, соликамцы задерживались на улице и с интересом наблюдали за творческим процессом. Съемки в Соликамске длились до конца января 1935 года.

Несмотря на обилие производственных кадров, фильм по жанру был отнесен к драмам, поскольку «в нем много поют», а в центре действия находился традиционный любовный треугольник. Но драма полностью соответствовала велениям времени.

Сюжет, что называется, был на злобу дня. Из фашистской Германии в Советский Союз, на крупный химический комбинат, приехал инженер Густав Кельвиг с женой. Следом поспешил его дядюшка Вертхольд с намерением увезти Кельвига обратно. Плетя интриги, для достижения своей цели, дядюшка намеревался даже взорвать комбинат. Эмилия, жена Густава, увлеклась советским инженером Петром Рудницким, с которым отправилась в командировку. Дядюшка, пользуясь случаем, пробудил в племяннике ревность и уговорил его вернуться в Герма­нию. Но к концу фильма интрига раскрылась, инженер убедился, что жена по-прежнему ему верна и остался в СССР, обретя новую родину.

Под названием «Новая родина» (рабочее «60-я параллель») фильм и вышел в прокат. Премьера состоялась 13 сентября 1935 года одновременно в центральных кинотеатрах и в Соликамске. На первый сеанс калийщики шли целыми семьями. Во время просмотра вздрагивали и подхватывались, увидев на экране знакомые места, напряженно вглядывались в лица актеров.

Инженера Кельвига сыграл Александр Борисоглебский, его супругу – ленинградская актриса Елизавета Гербаневская, в жизни жена и муза драматурга Бориса Лавренева. Роль советского инженера Рудницкого в фильме исполнил дебютант Константин Калинис. Его матерью по фильму стала актриса Екатерина Мунт, сестра жены В. Мейерхольда. В роли молодого инженера Маруси Корниковой снялась Роза Свердлова.

Главного злодея – фашистского коммерсанта Людвига Вертхольда – сыграл Владимир Ростиславович Гардин, один из организаторов и первый директор Госкиношколы в Москве, известного сейчас ВГИКа. В фильме он исполнил и роль старого рабочего Сушкевича. Критики замечали: «Конечно, если бы Гардин мог сыграть сразу три роли, картина смот­релась бы еще интереснее».

Гардин, встречавшийся с Лениным в Женеве и первым снявший его на Красной площади, ко времени приезда в Соликамск слыл уже личностью легендарной. Он был режиссером, преподавателем, актером. Многие актерские воплощения Гардина можно увидеть и сегодня – лживый дипломат Толстой в фильме «Петр Первый», князь Верейский в «Дубровском», питерский пролетарий Бабченко в фильме «Встречный», композитор Бах в картине «Антон Иванович сердится» – многие, кроме двух его работ в фильме «Новая родина».

Фильм не сохранился. Вероятно, он не представлял художественной ценности, «с точки зрения текущего момента». В газете «Вечерняя Москва» была опубликована разгромная статья, в которой критик А. Дубровский отмечал: «Режиссерская работа однообразна и скучна, она лишена творческого, эмоционального отношения к создаваемой на экране жизни. Ге­рои картины ходят, сидят, стоят и говорят то, что полагается. И поют. Много и скучно поют в самых не­подходящих местах. Можно заметить, что даже актерам неловко исполнять эти вставные номера неоправданно­го пения… Неудача «Новой родины» вдвойне тягостна. Загублена не только хорошая работа оператора и художника. Картина ровно и приятно снята. Особенно жаль работы изумительного актера Гардина. … Все его усилия не находят себе опоры ни в сценарии, ни в общем тусклом решении фильма».

Можно предположить, что уничтожение картины было связано с арестом ее сценариста, Анатолия Вольного, которого расстреляли как врага народа. Остальные участники работы над «Новой родиной», среди которых и режиссер Эдуард Аршанский, и оператор Сергей Иванов, и композитор Дмитрий Астраданцев, еще долгие годы продолжали благополучно трудиться на благо советского кинематографа.

Астраданцев широко известен как композитор фильма «Музыкальная история». Иванов был оператором-постановщиком множества фильмов, среди которых «Улица полна неожиданностей», «Большая семья», «Зайчик», «Снежная королева».

В жизни Соликамска, особенно калийного комбината, фильм «Новая родина» сыграл зловещую роль. Он оказался предвестником случившихся через несколько лет событий. В 1937 году началось следствие по делу «контрреволюционной террористической, шпионской и диверсионной организации правых на Урале», активное участие в которой и связь с фашистской Германией приписали директору Соликамского калийного комбината, управляющему трестом «Союзкалий» В.Е. Цифриновичу.

Подследственных вынужденно «признавались»: «Цифринович меня завербовал в немецкую разведку в 1934 году», «я входил в состав диверсионно-повстанческой группы, созданной Цифриновичем на комбинате», «я должен был поджечь горючее и организовать взрыв». В материалах допросов явственно слышны отголоски фильма «Новая родина», даже дата – 1934 год, год съемки – связана с началом «деятельности» в Соликамске мнимой организации. Возникает вопрос: не воспринял ли кто буквально историю, рассказанную с экрана? Не стал ли искать после премьеры врагов вокруг себя, проявляя излишнюю бдительность? Утверждать не могу. Но допускаю.