Заказ экскурсии

Автор: Савенкова Нэлли Михайловна, зав. отделом истории. 

___9___.__.._._.__..jpg

Девятая после Пасхи пятница – главный местный праздник Соликамска, «кочующий», как и сама Пасха. Когда бы ни было Светлое Христово Воскресение – Пасха, в марте, в апреле или в мае, пятницу на девятой неделе после него в Соликамске никогда не пропускали. Так повелось издавна.

Находясь на окраине русских земель, в начальный период своей истории Соликамск, не имея ни крепостных сооружений, ни военной силы, неоднократно страдал от набегов враждебных соседей – вогулов, ногайских и сибирских татар. Таких набегов было несколько. Самым значительным и кровопролитным был набег в мае 1547 года.

25 мая на Усолье Камское, как тогда назывался Соликамск, напали ногайцы. Они сожгли город и окрестные селения, побили многих жителей – согласно летописным сведениям, погибших было 886 человек, остальные в ужасе рассеялись по лесу. Казалось, никогда больше на этом пепелище не зазвучит человеческий голос. Но Соликамску суждено было возродиться.

Летопись не сохранила нам имени человека, который собрал по лесам оставшихся в живых и повел за собой на ногайцев. Может, и не было такого человека, но усольцы организовались и с помощью подоспевшего отряда из Искора, посланного Великопермским наместником, побились с ногайцами и победили. Победа случилась 30 мая, на который в тот год выпал день Девятой по Пасхе пятницы. В память об этом событии с конца XVI века жители города стали ежегодно проводить крестный ход.

В 1709 году официальная церковь запретила его, мотивируя тем, что никакого православного праздника в этот день нет. В течение почти десятилетия крестный ход в Девятую пятницу не проводился, но богомольцы продолжали по привычке сходиться в город со всей округи. Со временем, видя тщетность проделываемого ими пути, они перестали появляться в Соликамске. Местные священники и горожане неоднократно направляли челобитные в Вятскую епархию, к которой тогда относился Соликамск, с просьбами о возобновлении праздника в Девятую пятницу. При этом подчеркивалось, что не соблюдается древний обет предков, утрачена традиция и скудеет церковная казна от потери большого количества богомольцев. На все челобитья следовал новый запрет.

В 1718 году к преосвященному Алексию, архиепископу Вятскому и Великопермскому, соликамские священники и горожане направили новую делегацию во главе с земским старостой Тучнолобовым, человеком настойчивым и красноречивым. Разрешение на возобновление крестного хода было получено. Девятая пятница прочно заняла свое место в православном календаре Верхнекамья.

Торжество в день Девятой пятницы совершалось следующим образом. Накануне пятницы в город съезжались и сходились жители Соликамского и Чердынского уездов, из-за Камы толпами приходили коми-пермяки. Вечером начинался звон «на-собор», и все пришельцы и соликамцы спешили на городскую окраину встречать наиболее чтимые иконы, приносимые для участия в празднике из Пыскора – образ Богоматери, из Ныроба – чудотворный образ Святителя Николая, из Городища – явленный образ Знамения Божией Матери. Священники всех городских церквей в сопровождении прихожан с крестами и хоругвями из собора шли навстречу иконам за город.

По совершении «сретения» — встречи иконы, сопровождаемые богомольцами, приносились в Троицкий собор, где начиналось всенощное бдение. По его окончании горожане и каждый пришлый богомолец обыкновенно считали своей обязанностью отслужить молебен Богоматери, Святителю Николаю и святой мученице Параскеве, образ которой находился в Воскресенской церкви.

Утром в день Девятой пятницы, в 9 часов, в Троицком соборе и во всех городских церквах, кроме Воскресенской, одновременно начиналась ранняя обедня. По ее окончании духовенство в сопровождении прихожан стекалось к Троицкому собору, откуда, от Соборной площади, совершался крестный ход вокруг города с хоругвями, крестами и

образами из всех церквей. Иконы Знамения Божией Матери и Святителя Николая неслись во главе крестного хода усердными богомольцами, которые теснились около них и наперебой старались прикоснуться к носилкам и понести хоть минуту священную ношу. Толпы народа длинной колонной тянулись вслед по улицам Соликамска.

От Соборной площади ход направлялся к Спасской церкви и мужскому монастырю, откуда следовал к городской окраине, выходил на улицу Тюфяевскую (ныне Калийную), далее спускался по улице Александровской (ныне Революции) до улицы Преображенской (ныне 20-летия Победы), по которой шествовал к Преображенской и Введенской церквям, от них спускался на улицу Набережную и мимо Богоявленской церкви возвращался к месту начала шествия.

Проходя мимо всех церквей, крестный ход останавливался за алтарем каждой, где совершалась краткая лития – усердное моление – и читалось Евангелие храму. По ограждении крестом и окроплении водой четырех сторон света, крестный ход без остановок продолжался до следующей церкви. По обходе города по периметру, крестный ход останавливался на Соборной площади, где совершалось «благодарственное Господу Богу молебствие о избавлении от нашествия вражеского».

По окончании молебна все участники крестного хода следовали в Воскресенскую церковь, где служилась поздняя литургия, после которой все выносные иконы возвращались в свои церкви, и богомольцы расходились по домам. В следующие дни каждая приходская церковь по очереди праздновала в честь приносимых из Пыскора и Ныроба чудотворных икон, а набожные жители носили их по домам для совершения молебствий.

С конца XVIII века к празднику Девятой пятницы приурочили трехдневную ярмарку, поскольку при огромном стечении народа спрос в эти дни превышал предложение. Первоначально в ярмарке принимали участие только местные купцы и продавали изделия местных же мастеров, а также товары, привозимые с Макарьевской и Ирбитской ярмарок. Оборот был невелик – чуть более 60 тыс. рублей. Со второй половины XIX века стали приезжать торговцы из Перми, Кунгура, Чердыни, Ильинского и даже из Владимирской губернии. И к началу ХХ века торговый оборот ярмарки увеличился до 150 тысяч рублей.

На праздник Девятой пятницы в Соликамск съезжалась чуть не половина уезда, насчитывавшего в 1901 году почти 250 тысяч душ. По вечерам в эти дни в городе устраивали массовые гуляния, водили хороводы, на площади и в заречном саду выступали приезжие циркачи и театральные артисты. Так древний религиозный праздник постепенно превратился в историко-культурную традицию.

В 1927 году власти запретили проведение крестного хода, а с 1929 года – и ярмарку. Девятая пятница была забыта на долгие десятилетия. И лишь в июне 1991 года запрет был снят, и проведен крестный ход, возглавлявшийся архиепископом Пермским и Соликамским Афанасием. Девятая пятница вновь восстановлена.

Ярмарка в 9 Пятницу. Фото Б.И. Чернавина. Нач. ХХ в Молебен в 9 Пятницу. Фото В.А. Савинова. 1991 г. Крестный ход в 9 Пятницу. Фото В.А. Савинова. 1991 г. Крестный ход в 9 Пятницу у монастыря. Фото Б.И. Чернавина. Нач. ХХ в. Крестный ход в 9 Пятницу у Богоявленской церкви. Фото В.А. Савинова. 1991 г.Выставка музея в 9 Пятницу. Фото В.А. Савинова. 1991 г. Крестный ход в 9 Пятницу по Преображенской улице. Фото Б.И. Чернавина. Нач. ХХ в. Крестный ход в 9 Пятницу по Спасской улице Концерт в 9 Пятницу. Фото В.А. Савинова. 1991 г. Гуляния в 9 Пятницу. Фото В.А. Савинова. 1991 г.