Автор: Савенкова Нэлли Михайловна, зав. отделом истории.
Сочетание, конечно, абсурдно — Ленин и монастырь. До революции эта улица называлась Спасской, по церкви, рядом с которой она проходила. После смерти вождя мирового пролетариата, с целью увековечения его имени, главную улицу Соликамска переименовали, следуя общегосударственной традиции. Монастырь к этому времени был упразднен, но здания его оставались — их мы видим на заднем плане фотографии. Традиционно и еще долго они именовались монастырем.
Снимок сделан в конце 1920-х, когда в монастыре размещался калийный трест. Паустовский в очерке «Великан на Каме» живописал: «Директор треста сидел в алтаре, и изможденные угодники на закоптелых иконах воздевали вверх желтые руки, стараясь прогнать бесовское наваждение. Стенгазета закрыла бородатого Саваофа. Краснощекие немцы в толстых чулках окуривали его крепчайшим табаком. Вместо бормотания дьячков звонили телефоны, и люди до глубокой ночи кричали о карналлите, запалах, колонковых машинах, скреперах и квартальных планах».
Сам писатель останавливался в гостинице бывшего «монастырского подворья»: «сводчатые коридоры, пропахшие вековым деревянным маслом, холодноватая келья — там мне отвели койку». Паустовский провел в этой гостинице две ночи зимой 1931 года. А «внизу, в столовой под многометровыми сводами, пермские люди в необъятных тулупах и меховых сапогах пили крепкий чай». Через несколько лет бывший монастырь займет тюрьма, будут разобраны алтарная пристройка и купола, и начнется у него совсем другая история.
Ведущий к монастырю участок улицы изначально проходил по территории крепости, по холму, остаток которого виден слева — обозначенный оградой с каменными столбиками. Ошибаются те, кто утверждает, будто крепость соликамская здесь и оканчивалась. Это заблуждение. Доказано, что крепостные стены полностью охватывали весь холм до речки Усолки. Чтобы добраться до монастыря, следовало сначала попасть в крепость через одни ворота и покинуть ее через другие. Когда крепость сгорела в 1672 году, восстанавливать ее не стали, а новую дорогу проложили по росчисти от остатков пожарища. Со временем холм был застроен ансамблем Спасской церкви и обывательскими усадьбами.
В начале XIX века, в связи с новым градостроительным планом, возникла необходимость выровнять улицу, четко обозначив углы кварталов. Чтобы улица была как можно ровнее, решили ее понизить, то есть срыть часть крепостного холма, что и было сделано в течение нескольких лет. При этом усадьбы были перепланированы, избы перенесены и поставлены в ряд вдоль улицы. Землю от срытого холма заложили в крепостной ров, задолго до того уже осыпавшийся, и в лог со стороны монастыря.
Остаток холма по краям оградили, отведя Спасской церкви прилегающую территорию с Архангельской церковью, колокольней и часовней у входа в ограду. На фотографии видна только часть ограды — слева в кадре, у крутого края холма. Перед ней за год была проторена тропинка — альтернатива пешеходной дорожке вдоль нижних домов, утопавшей в грязи большее время года. Зимой соликамцы пользовались обеими дорожками. Холм славился тем, что с него любило кататься не одно поколение озорной ребятни, иногда прямо под копыта лошадей и санные полозья. Чудом удалось избежать несчастных случаев. С появлением машин количество желающих скатиться пошло на убыль.
Вид саней в центре кадра, с белой лошадью и кучером, вызывает в памяти слова Паустовского: «Соликамские ямщики притоптывали красными валенками и сдирали лед с русых бород. Строптивое ямское племя сохранилось здесь со времен Ивана Грозного, когда через Соликамск лежал «великий тракт» на Верхотурье, Тобольск, Пелым… Времена переменились. Большинство ямщиков служат сейчас кучерами в калийном тресте, — но что это за невыносимые и озорные кучера! Трест стонет от них как от напасти. Производственная дисциплина для них так же непонятна, как теория вероятностей. Они гикают, стоя на облучках, и раскатывают сани, сшибая трухлявые афишные столбы. Они
сидят на полу в вестибюле калийного треста, дожидаясь седоков и гуторя, как на почтовой станции прадедовских времен».
Кучер на фотографии спокоен, едет неспешно, явно не торопясь. Устал? Или копит силы, дожидаясь седока?
Улица и сейчас вполне узнаваема. Монастырь на своем месте, снова действующий, и церкви его используются по назначению. Сохранились дома справа, хоть и значительно обветшавшие, вместо деревянных домов слева построен каменный двухэтажный. Холм по-прежнему возвышается, только уже без ограды. И улица с 1990-х носит другое название — улица Набережная.