Автор: Плотникова Ирина Константиновна, главный хранитель.
В Соликамском музее помимо широко известного иконостаса Богоявленской церкви с иконами XVII — XIX века, хранится небольшая, но примечательная именно с точки зрения краеведения, коллекция икон. Выполнены они в технике темперной и масляной живописи, сюда же входят литографии нач. ХХ века. Коллекция медных икон входит в собрание медной литой пластики. Возможно, не все состоящие на учете в СКМ иконы заслуживают пристального внимания искусствоведов, но для историков и краеведов они источник массы сведений о приоритетах и пристрастиях, вкусах и достатке, проблемах и заботах местных жителей.
Икона, о которой пойдет речь, относится к лучшим образцам иконографического искусства. Это икона «Богоматерь Цареградская с избранными святыми на полях» в серебряном окладе (СКМ 3466-1).Время создания иконы – конец XVII- начало XVIII века. По мнению специалистов ЦМИАР, она могла быть написана изографами Оружейной палаты в Москве, клеймо на окладе также московское (двуглавый орёл). Есть иные мнения — старший научный сотрудник отдела древнерусской живописи ГИМа Л.А. Корнюкова считает, что в Соликамске в период его экономического и культурного расцвета в конце XVII – начале XVIII века могла существовать иконописная мастерская очень высокого класса. Она считает, что некоторые особенности отличают наши иконы от произведений царских иконописцев, хотя выполнены они полностью в традициях иконописи данного периода. Точное время поступления и источник неизвестны, но в 1940 году она уже находилась в музее.
В годы войны в Соликамске в стенах Троицкого собора разместилось отделение Пермского (Молотовского в те годы) филиала Русского музея, эвакуированного в 1941 году из Ленинграда. Там же находились коллекции ряда московских музеев. С лета 1942 руководителем Соликамского отделения стал Борис Николаевич Эмме. Специалист в области прикладного искусства, он занимался не только хранительской деятельностью, но также реставрацией, в частности экспонатов Музея керамики [2]. Для Соликамского музея он атрибутировал некоторые предметы, имевшие, по его мнению, музейное значение. Написанные им карточки хранятся в фондах СКМ, на икону «Богоматерь Цареградская» тоже была написана карточка, но икона не имела номера и на карточке значится как «Икона Божией матери с младенцем». К описанию Б.Н.Эмме вернемся чуть позже.
В 1985 гг. часть коллекции икон Соликамского музея имела счастливую возможность пройти квалифицированную реставрацию специалистами Московского НИИ «Россреставрация», в их числе икона «Богоматерь Цареградская», она имеет номер КП СКМ 3466-1 и записана как «Богоматерь Владимирская».
В 2005 году специалисты ЦМИАР, выступавшие на конференции в честь юбилея филиала СКМ Художественного музея, атрибутировали эту икону как «Богоматерь Цареградская» и подчеркнули ее безусловную художественную ценность.
Проверка наличия предметов музейных коллекций с учетной документацией порой представляет собой разрешения сложнейших загадок, особенно для старых музеев, тем кому «за 50». Всем известно, что энтузиазма у музейщиков того времени было много, а квалификации, особенно в провинциальных музеях, недостаточно. Записи в КП порой бывают фантастические до абсурда, кроме этой записи нет ни актов, ни коллекционных описей, разве что еще более нелепые с современной точки зрения инвентарные книги 40-х годов, где пожарные щиты вперемежку с ломберными столиками, табуреты с иконами. Следует отметить, что это нисколько не умаляет их заслуг и наша благодарность за их подвижничество безгранична. В 2007 году в ходе проведения сверки фонда «Ткани», значительной частью которой является коллекция «Облачений и церковных тканей», под номером КП СКМ 1429 значилось «Шитье перламутром -количество 10 ед.» А под это наименование подходило 11фрагментов. Среди них — шитые фрагменты убранства икон – венцы, оглавия, фрагменты риз — обшлаг, очелья и две полные ризы. Маркировка, какое-либо описания и размеры отсутствовали. Получалось, что один предмет лишний. Ризы были выполнены вышивкой крупным и мелким речным жемчугом по настилу в прикреп и украшены цветными и прозрачными камнями в кастах. Они почти полностью повторяли силуэт изображения, их иконография была определена как, большая – «Утоли моя печали», меньшая – «Богоматерь Иерусалимская или Цареградская», эти изводы по силуэту очень схожи [1].
Просматривая в очередной раз записи Б.Н.Эмме, карточка со следующим описанием привлекла мое внимание: «Икона Богоматери в серебряном чеканном золоченом окладе, со вставками из цветных камней и горных хрусталей ризе. По сторонам изображения свв/ап. Павла, Матвея, Марка…» и т.д. То, что описание относится к иконе под номером СКМ 3466-1, определили давно, но ризу считали давно утраченной. Совместив ризу с изображением иконы на мониторе, стало ясно, что они «были вместе». Затем риза была приложена к иконе, и, жемчужный убор пришелся впору идеально, из ее убранства отсутствовала только цата. Что интересно, в инвентарных книгах 1940 и 1947 гг. эта икона описывается без ризы, в то время как Эмме в 1943 году описывает ее с ней. Очевидно, он пришел к тем же выводам, что и мы. Таким образом, количество фрагментов «Шитья перламутром» совпало с КП, а икона «Богоматерь Царегородская» обрела свое убранство.
Литература:
- «Изображения Божией Матери и святых православной церкви», издание Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре. М., 2001., с. 145
- Г.А.Поликарпова «Филиал ГРМ в Перми (Молотове) 1941-1945. Сборник статей Русского музея, вып. XIII «Страницы истории отечественного искусства XVI-XX века», СПб, 2007, с. 294.
- Учётные документы музея – инвентарные книги 1940, 1947 гг., список основного фонда 1952 г.