Заказ экскурсии


Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник. 

Изучая историю храмов Соликамского района, невольно осознаешь, что она досконально не изучена, но, тем не менее, краткая информация о них есть. Как правило, известно название церкви, иногда дата строительства и дата закрытия, сами здания сохранились – либо частично, либо в развалинах. Во всяком случае, возможно установить место, где стоял храм и как хотя бы примерно выглядел. А вот информации о часовнях, которые находились на территории Соликамского района, практически нет, за исключением некоторых упоминаний в краеведческой литературе.

В настоящее время часовен,  хотя бы частично сохранившихся, остались единицы (д.Татарская, д. Села). При изучении этой темы есть свои сложности, т.к. люди с трудом могут вспомнить, в каком месте, населенном пункте, урочище была часовня, не говоря уже об их названии, количестве, дате постройки и кем была построена часовня.За годы советской власти из-за антирелигиозной политики, а также вследствие вымирания  деревень, практически все часовни исчезли. Постепенно исчезает и память о них. Поэтому очень важно сегодня собрать всю имеющуюся информацию об этом.Причины, побудившие жителей того или иного селения построить часовню, были разные.

Иногда  часовни устанавливались  на родниках, как, например, часовня деревни Чертеж. Построена она в 1896 году, «с оградой, окружностью 40 саженей, деревянная, с деревянными решетками»1.Находилась часовня на урочище «Селышко», на роднике, где ежегодно в Вознесенье духовенством Усть-Боровской церкви устраивалось  паломничество. Священник кропил из ключа водой всех желающих, «которых великое множество наезжало из окрестных деревень и сел»2. Место это было почитаемо и в дохристианские времена, о чем свидетельствуют многочисленные находки археологических древностей.

Так же на  роднике стояла часовня в месте под названием «Ключики».По воспоминаниям местных жителей часовня была деревянной, построена «в честь явления на этом месте Богородицы». Принято было ходить молиться к этой часовне от Иванова  до Петрова  дня (с 7 июня по 12 июля).

В некоторых селах  было по несколько часовен. Так, в селе Усть-Боровском было три часовни. Первая – часовня при солеваренном заводе потомственного гражданина В. А. Рязанцева – каменная покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской, снаружи окрашена, внутри оштукатурена. Длина и ширина часовни 3 сажени, высота до верха карниза 2 1/3 сажени. На часовне имелось 5 главок, окон 2 штуки, вышиной 3 аршина, шириной 2 аршина, 2 дверей створчатых — наружные  железные и внутренние деревянные. В часовне был иконостас, длиной 6 ½ аршин и высотой 6 аршин. Построена часовня в 1885 году. По воспоминанию местных жителей, часовня эта находилась в сквере рядом с солеваренным заводом. Часовню сломали в 1920-е годы и установили в сквере бюст В. И. Ленина. Позже памятник был перенесен на другой конец сквера, ближе к пристани.

Вторая часовня – при солеваренном заводе потомственного почетного гражданина  Г. М. Касаткина – каменная, покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской, снаружи обелена,  внутри  оштукатурена. Длина и ширина часовни 4 сажени, высота до верха карниза 2  1/3. На часовне имелось 5 главок. Окон 4 штуки, вышиной 3 аршина, шириной 1 ¼ аршина, 2 дверей – наружные железные и внутренние. Иконостас, длиной 9 аршин, высотой  6 аршин. Часовня построена в 1906 году. Находилась на острове, на противоположном берегу от  сользавода Рязанцева.

Третья часовня в селе Усть-Боровском – деревянная, обшитая тесом и окрашенная масляной краской, покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской. Внутри оштукатурена и «обшита» известью. Длиной и шириной часовня была 1, 5 сажени, высота до верха карниза 1 ¾ сажени. Окон 2 штуки, высотой 1 ¼ аршина, шириной 3 ½ аршина; и одниодностворчатые  двери. На часовне имелась одна главка3. Находилась по улице Ульянова, напротив  церкви – в ограде дома Плотникова4.

Постановлением Верхнекамского Окружного Исполнительного Комитета от 9 июля 1928г. она была передана в имущество госфонда, так как с 1918 г. часовня, за ветхостью, верующими не использовалась5.

Помимо этих трех  к Усть-Боровской церкви было приписано еще 4 деревянных часовни – в д. Григоровой, в д. Села, в д. Плеховой6 и в д. Чертёж.

Также было несколько часовен в д. Верх-Мошево, одна из них – с колокольней – находилась у пересечения двух улиц в центре села,«обшитая тесом с вырезанными на нем горизонтальными квадратами, от чего создавалось впечатление, что часовня кирпичная»7. При этой часовне была еще одна небольшая деревянная, которая стояла недалеко от села, в ней было 5 икон и крест8.Имелась и третья – у озера – самодельная изба-часовня, построенная в советское время, в которую перенесли часть икон и крест из старой часовни после ее закрытия в 30-е годы9.

Строили часовни-памятники, воздвигаемые в честь высочайших и других особ или в память разных событий. Так, в д. Лёвина (Костарева) Мошевской волости, по желанию местного крестьянина Матвея Варфоломеевича Гилева и на его средства, в 1886г. построена деревянная часовня, длиною 4 сажени, шириной 2,5 саж.и высотой 5 саженей. Построена по проекту, утвержденному строительным отделом Пермского Губернского Правления, в память о мученической кончине государя императора Александра II10.

Кроме этих часовен к Никольской церкви села Нижнее Мошево были приписаны еще одна деревянная часовня с колокольней в д.Жуланово – во имя св. великомученика Прокопия11. Памятником считалась и деревянная часовня, находившаяся у кладбища на «борке» в 1 версте от с. Верх-Боровая, на месте, где ногайскими татарами были убиты 40 местных жителей. Длина ее, вместе с террасою, составляла 15 аршин, ширина 9 аршин и высота, вместе с главкою, достигала 14 аршин. Два раза в год к ней устраивались крестные ходы – в день апостолов Петра и Павла и в день Возведения Животворящего Креста Господня12. В 1936г. эту часовню перевезли в д. Кокорино и использовали для строительства клуба13.

Устанавливали часовни и просто на погостах(кладбищах). Так, в с. Верх-Усолка, помимо каменной Покровской церкви, была деревянная часовня, освященная во имя Святителя Стефана Пермского, располагалась около села, на кладбище. Кроме этой часовни к церкви были приписаны еще несколько. Часовня, освященная во имя Святого Пророка Ильи, находилась в 5 верстах от церкви, в деревне Родники. Вторая часовня, освященная во имя Святой Троицы, была в деревне Селянке в 5 верстах от церкви. И третья часовня, освященная во имя Успения Божией Матери, стояла в деревне Володиной, в 8 верстах от Покровской церкви14.

Некоторые из часовен, расположенных на территории района, были приписаны к городским церквям. Так, на 1922г. из 5 часовен, приписанных к Богоявленской церкви г. Соликамска, три находились в районе, а именно: в д. Анкушиной, д. Тверитиной и д. Большой Шубиной15. Известно, что часовня д. Лобановой была приписана к городской Преображенской церкви.

В конце 19 –начале 20вв.,по инициативе жителей некоторых деревень и при поддержке епархиальных властей, деревенские часовни стали перестраивать в церкви. Например, Петропавловская церковь с. Пегушино перестроена и освящена 17 сентября 1917года16. Кононовская церковь д. Поповой, приписанная к Спасской церкви города Соликамска, тоже, была перестроена в 1887г. из часовни Нерукотворного Образа Спасителя17.В целях борьбы с расколом в «Запотыме» была перестроена в 1892г.деревянная часовня д. Осокиной в церковь Св. Князя Владимира18.

Среди часовен Соликамского района было немало старообрядческих, находившихся в деревнях Ескина и Гнилая Осокинского сельсовета, д.Куницина Рогалевского сельсовета19. После закрытия здания часовен использовались по-разному: под клуб, избу-читальню, зерносклад, магазин. А некоторые были разобраны на материал для строительства чего-либо.

К сожалению, нет точных данных о количестве часовен, т.к. в отличие от церквей, до определенного времени их вообще не учитывали. К примеру, на 1876г. в Пермских епархиальных ведомостях приводятся общие статистические данные о количестве часовен в Пермской епархии: 138 каменных и 920 деревянных, общим числом 1058 20; но более подробных данных по благочиниям, уездам, волостям и тем более приходам не представлено. По статистическим данным за 1879г. по епархии,часовен уже указывается 1132, из них 163 каменных и 969 деревянных21.Мы видим за 3 года значительное увеличение часовен, но и территория Пермской епархии была большой, поэтому количество часовен даже в Соликамском уезде представить сложно.

Более конкретно звучат статистические данные Соликамского райисполкома. Так, по одной только Мошевской волости на 18 сентября 1922г.было 4 храма и 16 часовен, все действующие22. На основе документов мы можем установить месторасположение и названия церквей. Это храмы, находившиеся в селах Мошевской волости: Н-Мошево, Чигироб, Вильва, В-Боровское– две Богоявленские, Никольская и Крестовоздвиженская церкви, т.к информация о них есть, а вот с часовнями такой ясности нет. Понятно, что данные 16 часовен – приписанные к этим же церквям, но к каким и сколько, неизвестно.

Например, к Богоявленской церкви села Чигироб было приписано, как минимум, 5 часовен, находившихся в деревнях Татарская, Тюлино, Першина, Филипьева и Немзя. Причем, д. Немзя входила в приход Чигиробской церкви, но не находилась на территории Мошевской волости, и значит, не могла входить в число тех шестнадцати.

К Мошевской церкви Николая Чудотворца было приписано 3 часовни, к Верх-Боровской церкви, как удалось установить, — три; к Вильвенской Богоявленской церкви – не менее трехчасовен: в д. Дуброва, д.Тюлькино и д. Толстик. Итого, определенно можно назвать в Мошевской волости 14 часовен. Остальные 2 на данный момент не установлены и работа эта будет продолжаться, как и по остальным волостям и сельсоветам. На настоящий момент найдены и проанализированы сведения по 43 часовням Соликамского района.

Вперспективе планируется свести все данные о часовняхв таблицу, где будет указана информация о том, когда построена, где располагалась, к какой церкви была приписана, когда была закрыта и как использовалась после закрытия и т.д.Думаю, такая таблица будет востребована, в связи с возросшим интересом к истории Пермской епархии, как среди представителей церкви, так и среди местного населения.

 

________________________________________________

 

1.Страховая оценка Рождество-Богородицкой церкви от 28.07.1910. СКМ 6413/127. Л 3об.

2.Совет ветеранов-краеведов «Память земли родной» Деревни Косолапова и Виноградова Соликамского района ( часть 1). Соликамск, 1989 г. С. 9-10.

3.Страховая оценка Рождество-Богородицкой церкви от 28.07.1910. СКМ 6413/127. Л 3.

4.Воспоминания Пьянкова Л.П. Аудиозапись.

5. Архивный отдел организационно-административного управления администрации  г. Соликамск, Фонд 160. Д. 20. Л 151об.

6.Страховая оценка Рождество-Богородицкой церкви от 28.07.1910. СКМ 6413/127. Л  3-3 об.

7.Гилев И.Д. Уголок Урала. Березники, 1997. С.28.

8.СКМ. Ф.13. Д.47.Л. 40.

9.Гилев И.Д. Уголок Урала. Березники, 199.. С.69.

10. СКМ. Ф.18. Д. 73.ЛЛ. 16-17.

11.СКМ. Ф.18.Д. 22. Л. 42.

12.Пермские Епархиальные Ведомости №14 от 11.05.1906. СС.266,267.

13.Корзников С.П. «Мой край родной».Соликамск, 1989. С.3.

14. СКМ. Ф.21. Д. 50.ЛЛ. 193,194.

15. СКМ.Ф.14. Д. 70. ЛЛ. 12-15.

16.Шумилов Е.Н. Православные иединоверческие храмы Пермской епархии. Краткий исторический справочник. Пермь, 2004. С. 51.

17.СКМ.Ф.14.Д.109. Л.3.

18. Шумилов Е.Н. Православные иединоверческие храмы Пермской епархии. Краткий исторический справочник. Пермь, 2004. С. 51.

19. СКМ. Ф.13. Д. 112. ЛЛ. 174. 179.

20.Пермские Епархиальные Ведомости № 13 от 30.03.1877. С.174.

21.ПЕВ №4 от 28.01.1881. С. 36.

22.СКМ. Ф.13. Д. 47.Л. 26.

Часовня в д.Села  Часовня в д.Села  Часовня в д.Села  Часовня в д.Татарская  Княже-Владимирская церковь в с.Осокино Кононовская церковь д. Попова Крест в память о часовне ур.Сёлышко Княже-Владимирская церковь в с.Осокино Княже-Владимирская церковь в с.ОсокиноЧасовня в д.Татарская