Заказ экскурсии

Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник. 

Деревня Осокина в 19 веке считалась   центром так называемого «Запотымского края», среди населения которого было много старообрядцев. В среде духовенства говорили, что запотымье заражено расколом. Местность эта находилась в Соликамском уезде примерно в 20-27 верстах на северо-восток от села Городище. В деревне имелась православная деревянная часовня из соснового леса, обшитая тесом. При осмотре её в 1886 году на предмет переустройства в церковь, даже старики не могли уже сказать, когда ее построили. Тем не менее, часовня была «прочна», первоначально в длину и ширину она была 2,5 саж., а в 1886 длина была уже 4 сажени, последняя пристройка была сделана примерно лет за 20 до её осмотра. Осмотр производил священник церкви села Городище Иоанн Коронин, который пришел к выводу, что «такое здание не трудно обратить в церковь, больших затрат не потребует». Впоследствии от этой идеи отказались, решив строить храм заново, а старую часовню разломать, и лес по возможности использовать на постройку церкви. Нужно отметить, что д. Осокина находилась на территории Городищенской волости, но входила в приход Верх-Боровской Крестовоздвиженской церкви. Всю предварительную организационную работу, начиная с выяснения возможности образования самостоятельного прихода в запотыме, провел настоятель Городищенской Знаменской церкви священник Иоанн Коронин. Именно ему местные жители подали заявление о желании иметь свой храм с самостоятельным приходом. Он же предоставил план будущей церкви (выбрав его из издания Святейшего синода «Атласа планов и фасадов церквей») в Пермскую Духовную консисторию. Священник Иоанн Коронин со своей стороны всячески пытался лишний раз напомнить о данном вопросе епархиальному начальству. 17 января 1889 года соликамским благочинным протоиереем Петром Киселевым был получен Указ и грамоты на разрешение строительства. В силу этого Указа, 13 февраля 1889 года при большом стечении народа происходило заложение церкви в д. Осокиной. После заложения работа пошла безостановочно, так что к Пасхе (19 апреля) 1889 года церковь с колокольней была уже «готова вчерне», осталось покрыть крышу и главки железом и приняться за внутреннюю отделку. Со слов священника Иоанна Коронина известно, что летом 1889 года церковь покрыли железом, а осенью и зимой почти отделали внутри, «осталось поставить иконостас, имеющий поступить от Городищенской церкви, если только разрешит епархиальное начальство». Тем не менее, достроили церковь и освятили в честь св. Равноапостольного Кн. Владимира только 21 марта 1892 года (по ст. ст.).

Здание Осокинского сельсовета (причтовый дом), 1977 год

Храм строили на средства прихожан и частью посторонних благотворителей. Собирали деньги с каждой ревизской души (кроме раскольников) по 50 копеек; из крупных пожертвований было только одно — 30 пудов кровельного железа от Г. М. Касаткина. Основную же часть средств на строительство собрали по книгам сборщики денег Мелетий и Емилиан Сивковы. Деревянное здание церкви с колокольней было возведено на каменном фундаменте, обшито снаружи тесом и окрашено. В 1904 году церковь внутри была оштукатурена. Храм обнесли деревянной решетчатой оградой с деревянными же воротами и двумя калитками. Первое время Осокинская церковь была приписной к Городищенской, как и предписывалось по Указу консистории от 13 февраля 1889 года — «до тех пор, пока просители не назначат достойное содержание для будущего причта и не озаботятся отводом земли к той церкви». Средств и лишней земли у запотымцев не было, а борьба с расколом была делом важным, государственным. Видимо, по этой причине Указом Святейшего Правительствующего Синода от 30 сентября 1895 года за № 4922 при вновь построенной  Осокинской  церкви   был  открыт   самостоятельный  приход  с причтом из священника и псаломщика «с назначением сему причту содержания из казны в размере 800 рублей в год (600 руб. священнику и 200 руб. псаломщику)». Со временем у Осокинской церкви появилась и земля общим количеством 99 десятин. Кроме усадебной, которая вместе с церковным погостом составляла 2 дес. 1100 кв. саж., была также пахотная – 15 дес., сенокосная — 13 дес., под лесом находилось 38 дес. 1300 кв.саж. и под выгоном 30 дес. Для священно-церковнослужителей тщанием прихожан на церковной усадебной земле в 1894 году были построены 2 деревянных дома: большой двухэтажный причтовый и отдельный для просфорни. Помимо этого, церкви также принадлежало здание церковно-приходской школы, построенной и освящённой 19 октября 1902 года. Школа была деревянной, одноэтажной на каменном фундаменте покрыто тесом: «прочное, высокое, удобное, светлое и теплое здание школы с квартирой для учительницы, тремя отдельными комнатами для каждой группы и с комнатой для библиотеки. В длину и ширину здание школы 5 саженей, высота в комнатах 4 и 6 аршин». После перенесения школы в новое здание, увеличилось число учащихся с 44 до 57. В деле появления школы нужно отметить труд и усердие первого священника Петра Морозова. Не имея ни каких средств, ему удалось построить школьное здание в течение трех лет: «с большим затруднением изыскать достаточно средств из разных источников до 1658 рублей».

В 1918 году в связи с приходом советской власти в жизни церкви произошли изменения. Все церковные земли были «реквизированы в народное пользование», а имеющиеся планы на земельные участки по требованию новых властей были переданы в земельный отдел местного совета. Оба дома также были национализированы властью. В доме священника разместился Осокинский волостной исполком, а в доме просфорни находился волостной милиционер. В 1924 году часть второго дома снималась за плату у местного исполкома для просфорни и псаломщика, а священник, как местный житель, жил в своем доме в ближней деревне Аристовой.

На 1922 год в храме был двух ярусный иконостас, в котором было 24 иконы. На колокольне имелось 6 колоколов весом: 49 п. 18 ф., 10 п. 18 ф., 4 п. 33 ф., 3 п. 17 ф. и два колокола весом по 1 п. 24 ф.

Княже — Владимирская церковь, 2015 г.

Все церковные ценности были отчуждены и переданы по актам во временное пользование религиозной общине верующих.

К церкви села Осокино была приписана часовня Св. Чудотворца Николая (в ведомости за 1926 год она указана с именованием в честь Успения Божией Матери), построенная в д. Голухиной. Часовня была деревянная, с колокольней, без фундамента и обшитая тесом. Внутри находилось 10 икон — «разных», а на колокольне висело 3 колокола — весом 1 п. 18 ¼ ф., 27 ½ ф. и 17 ¾ ф.

В приход Княже-Владимирской церкви на 1924 год помимо села Осокино входили деревни: Аристова, Карамыхина, Голухина, Жуниха, Реженькина, Ларина, Сутяга, Ескина, Шомош, Пальники, Силкина, Малкова, Глядень, Третьякова, Гребешкова, Швылева, Коробицина, Прибыткова, Куницына, Ильичева. Большая и Малая Марьина, выселок Зеленов и хутор Стефановский. Всего в приходе было 1933 человека, из них 760 раскольников беглопоповцев.

Княже — Владимирская церковь действовала, пока последний ее настоятель священник Гавриил Федорович Сивков не подал 20 июля 1929 года заявление в Верхне-Камское епархиальное управление о снятии с него сана «из-за тяжести условий духовенства, а также непосильных платежей и разными видами перегибов на местах». Так церковь осталась без служения, а в 1931 году была официально закрыта и использовалась под зерносклад.

Список священно-церковнослужителей.

Священники:

До 30.09.1895 г. была приписной к Знаменской церкви села Городище.
С 1895 по 25 ноября 1904 г. — Петр Морозов.
С 25 ноября 1904 г. по 11 января 1905 г. — Григорий Николаевич Орлов.
С 11 января 1905 г. по 20 сентября 1908 г.  – Александр Михайлович Иваницкий.
С 20 сентября 1908 г. по 1913 г. – Федор Петрович Платонов.
Указом ПДК с 10 октября 1913 г. по 1923 г. —  Федор Витальевич Буторин (по факту из Перми отбыл только 12 ноября 1913г.)
С 1923 по апрель 1924 г. — Николай Иванович Елисеев (умер).
С 17 апреля 1924 г. по июль 1929 г. — Гавриил Федорович Сивков.

Священник Федор Витальевич Буторин, фото из книги «Летопись православных храмов на Егошихинском кладбище г.Пермь», протоиерей А.Марченко

Псаломщики:

…до 31июля 1896 г. — псаломщик Онисим Решетников
с 31июля 1896 г. по 17 декабря 1899г.-  псаломщик Герман Шилоносов
… по 9 марта 1901 г. – псаломщик Михаил Михайлович Ситников.
С 9 марта 1901 г. по 31 мая 1902 г. — псаломщик Петр Николаевич Бирюков.
С 31 мая 1902 г. — место праздно.
С июля 1902 г. по 16 марта 1906 г. – псаломщик Николай Иоаннович Елисеев
С 17 марта 1906 г. по 7декабря 1907 г. – псаломщик Василий Корякин.
С 12 января 1908 г. по 15 февраля 1910 г. —  псаломщик Сергей Николаевич Кашин.
С 15 февраля 1910 г. по 2 окт. 1912 г. – Александр Павлович Юмашев /уволен от должности ввиду самовольной отлучки/.
С 17 октября 1912 г.  по … – и.д. псаломщика Митрофан Саввович Гневашев.
С 18 сентября 1915 г. — входящий псаломщик Гавриил Федорович Сивков.
С 3 июня 1919 г. —  и.д. псаломщика Гавриил Федорович Сивков.
С 24 января 1924 г. на псаломщической вакансии диакон Гавриил Федорович Сивков.
С 21 апреля 1924 г. по 19 сентября 1926 г. псаломщик Сергей Николаевич Елисеев (отказался от несения службы псаломщика в виду минимальности дохода).
С 1октября 1926 г. временно исп. дол. псаломщика гр-н дер. Голухиной Евдоким Андреевич Гилев.
На 27 сентября 1928 г. место псаломщика праздно.

Псаломщик Николай Иоаннович Елисеев

Диакон Николай Елисеев с семьей

Церковные старосты:

На 1909 г. Петр Тимофеевич Романов (старостой второе трехлетие).
На 14 мая 1922 г. А. Сивков.
С 13 февраля 1923 г. — Самсон Иванович Малков.
С 31 октября 1926 г. — Георгий Семенович Сивков.

Подготовлено по материалам Соликамского краеведческого музея и Архивного отдела организационно-административного управления администрации г. Соликамска.