Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник.
Вступление.
В былые времена богата была русская земля храмами. В каждом городе, селе имелись церкви — каменные или деревянные. В одном только Соликамске стояло 13 церквей, а сколько их было в уезде, в губернии? Не вдаваясь в арифметические подсчеты, скажу, что только в Мошевской волости на 1 сентября 1922 года находилось 4 храма, 16 часовен, и все они еще были действующими. А после закрытия храмов, которые происходили в конце 20-х – начале 30-х годов 20 века, они, как правило, использовались не по назначению. Это часто приводило к их разрушению. Нужно отметить, что сельским церквям повезло меньше чем городским, сейчас часто их и зданиями-то назвать трудно. Если взять те же 4 храма, находившихся на территории Мошевской волости: Никольский – села Нижнее-Мошево; Крестовоздвиженский – села Верх-Боровского; Богоявленский – села Вильва и Богоявленский – села Чигироб, то современный вид их больше похож на руины или развалины, в которых с трудом уже можно узнать прежнее красоту и величие. А ведь за этими руинами скрыта вековая история, и не только самого церковного здания, но и судеб людей – священников с причетниками, служивших в них, прихожан, которые поколениями жертвовали на убранство храма и развитие прихода. Здесь крестили, венчали, отпевали, оглашались государевы и правительственные указы. В общем, церковь являлась центром духовной жизни. При церквях со второй половины 19 века открывались церковно-приходские школы и преподавателями в них, наряду с учителями, были и священноцерковнослужители.
Я хорошо помню, как в 10 летнем возрасте впервые увидел разрушенную церковь в селе Нижнее Мошево. Помню, что было желание узнать, как выглядел храм до разрушения, но даже в таком неприглядном виде он был интересен. Вокруг храма были остатки каменной ограды, а рядом, со стороны алтаря, стояли высокие кедры и казалось, что все здесь пропитано древностью. Неподалеку от церкви стоял каменный дом, местные жители называли его «поповским»; он был не менее интересен и казался мне очень старым, построенным в давние времена. Шли годы, я рос, но в памяти моей сохранились те впечатления и интерес; хотелось найти об этой церкви хоть какую-нибудь информацию. Уже будучи работником музея, я узнал название этой церкви и дату ее постройки. Я искал и собирал интересующую меня информацию, исследовал, анализировал и делал выводы. Можно сказать, что увлекшись изучением истории одной церкви, я проникся темой истории храмов Соликамского района.
Ниже я привожу результат своей исследовательской работы в виде краткой информационной справки о Николаевской церкви, села Нижнее Мошево, и людях, служивших в ней.
Никольская церковь.
Расположена в селе Нижнее Мошево Соликамского района Пермского края. Строительство каменной церкви в селе началось в 1840 г. взамен деревянной обветшавшей, пострадавшей от бури.
Возведение храма осуществлялось на средства прихожан и пожертвования посторонних благотворителей. Кирпич для строительства изготавливался в местном кирпичном сарае, процессом руководил нанятый подрядчик чердынский мещанин Николай Парашин. Возводил храм мастер каменной работы крестьянин Петр Степанович Белоусов с товарищами. Общее руководство и контроль за работой осуществлял мастер крестьянин Леонтий Агафонов.
К апрелю 1842 г. было завершено сооружение купола и шатра церкви мастером крестьянином Моисеем Филипьевым. Освещен храм был 15 мая 1843 года Чердынским благочинным, иереем Стефаном Тяжеловым во имя Святителя Христова Николая Чудотворца. Церковь каменная, однопрестольная, с колокольней в одном корпусе. Первоначально крыша и кресты на ней были деревянные крашеные, но в 1857 году крышу покрыли листовым железом и покрасили медянкой.
На колокольню были перенесены пять колоколов из ветхой деревянной церкви, различного веса: 20,10, 4, 3 и 1 пуд. 23 октября 1844 года был приобретен еще один колокол весом 52 п. 20 ф. В описи церковного имущества от 20 декабря 1920 года указывается семь колоколов, весом 113 п. 17 ф., 25 п. 20 ф., 20 п., 10 п., 4 п., 3 п., 1 п.
Внутри церковь были оштукатурена, выкрашена светло-голубой краской, с живописью на стенах. В июне 1862 г. стены храма расписывал чердынский мещанин Алексей Ефимович Головин. Иконостас был деревянный, в два става, с резьбой и позолотой, столярной работы приказчика графа Строганова Ермакова. В феврале 1892 г. производился ремонт иконостаса крестьянином Покчинской волости Чердынского уезда Аникием Васильевичем Федосеевым. Ему же были заказаны две новые иконы.
В церкви были иконы древние, перенесенные из ветхой церкви. В начале ХХ века исследователь Кривощеков особо отметил в числе церковного имущества: «Евангелие напрестольное московской печати 1663 года, серебряный ковшечек или корец, штампованный изображениями в медальонах. В первом изображение льва с зеркалом, во втором слона с человеком, вливающего жидкость в сосуд и в третьем медальоне изображение оленя, преследуемого охотником и собаками. На дне сосуда выгравирована дата 1742 г.». Кривощеков предположил ее появление более поздним временем. Так же он отметил два оловянных блюда, «имеющих на нижней стороне немецкую марку с дворянскою короной и дату 1652 г. В середине литеры Е. в.» Все эти вещи находились еще в старой деревянной церкви.
Храм отапливался печами, сначала двумя, выложенными в 1842 г. крестьянином Пантелеем Макеевым, а в 1856 г. соликамский мещанин Андрей Федосеевич Верховских кладет еще одну на северной стороне. В 1878 г. церковь полностью переостеклена соликамским мещанином Николаем Ширевым, в рамы было вставлено 280 стекол.
Первоначально Никольская церковь не имела ограды, но в 1850 году был разработан проект строительства каменной ограды на бутовом фундаменте, с деревянными решетками. Построена она была летом 1851 года подрядчиком крестьянином Нижегородской губернии Василием Стефановичем Громовым. Кирпич для ограды был изготовлен чердынским мещанином Николаем Парашиным. Эта ограда, периодически ремонтируемая, простояла до 1912 г. К ноябрю 1911 г. была готова смета в 2 тыс. рублей на постройку новой ограды с железными решетками. В этом же году для изготовления кирпича был нанят подрядчик – крестьянин Вятской губернии Коновалов с товарищами. В 1912 году были закуплены на ограду железные решетки у соликамского мещанина Андрея Михайловича Федулова. Класть фундамент и саму ограду было поручено мещанину Вятской губернии Семену Матвеевичу Кускову, по 7 руб. за каждую тысячу кирпича, а фундамент – по 11р. 50 к. Старую ограду разбирал тоже он, по возможности вычищая и используя старый кирпич.
14 сентября 1913 г. церковно-приходским попечительством было решено заказать чугунные кресты на церковную ограду в Палазне на заводе. Останки именно этой ограды существуют в настоящее время. Рядом с храмом находится одноэтажный каменный дом, до революции принадлежавший церкви и выстроенный на средства церковно-приходского попечительства в 1910 году. В этом здании располагалась квартира псаломщика. Помимо каменного дома церкви принадлежал еще двухэтажный деревянный дом священника, построенный 1894 году, и земли: усадебной вместе с погостом церковным 670 кв. саженей, пахотной 45 десятин, сенокосной 21 десятина. Луговой, сенокосной землей пользовался причт, а пахотная сдавалась в аренду крестьянам деревень Еськина и Левино за 40 р. в год.
К Никольской церкви были приписаны три часовни, находящиеся в д. Левина, д. Жуланова и в д. Верх-Мошево. В д. Левина деревянная часовня была построена в 1886г. по желанию местного крестьянина Матвея Варфоломеевича Гилева и на его средства. Построена по проекту, утвержденному строительным отделом Пермского Губернского Правления, в память о мученической кончине государя императора Александра II. В этой часовне были разные иконы, церковная утварь и колокола весом 1п.19ф.. 24 7/8 ф., 14 3/4ф.
В д. Жуланова часовня деревянная с такой же оградой. Имелся трехъярусный иконостас и 45 икон на 20 декабря 1920 года. Также в часовне было 5 колоколов, весом 20 п.23 ф., 6 п., 2 п. 37 ф., 19 ф., 18 ф. В д. В-Мошево часовня деревянная с такой же оградой. Имелся иконостас столярной работы. Всего в этой часовне на 20 декабря 1920 года находилось 67 икон, 6 колоколов, весом 10 п. 3 ф., 3 п., 2 п., 30 ф., 21,5 ф., 11 ¾ ф.
При В-Мошевской часовне имелась еще одна часовня, деревянная ветхая. В ней 5 икон и крест деревянный.
На начало ХХ в. в приход Никольской церкви входили: село Н-Мошево, деревни Пузикова, Ескина, Левина, Верх-Мошева, Федюнькина, Гаревая, Жуланова, Клепикова. Всего более 300 дворов и 1791 душа обоего пола на 1913 год.
После Октябрьской революции были национализированы земли, принадлежащие церкви. Собранием граждан Мошевского церковно-приходского схода от 18 марта 1918 года было решено: пахотную церковную землю, в числе 45 десятин, отобрать, а луговую оставить священнику – 5 десятин, дьякону – 3 десятины. Остальную, в количестве 13 десятин, тоже отобрать. По распоряжению властей все церковные ценности были отчуждены и оставлены по актам обществам верующих. В 1920 г. Мошевским волисполкомом были изъяты метрические книги Никольской церкви с 1812 г. по 1918 г.
20 декабря 1920 г. была составлена вторичная опись всего церковного имущества, в том числе находящегося в часовнях, приписанных к Никольской церкви и переданного на хранение прихожанам.25 1апреля 1922 года Чердынский исполком запрашивает «в 3-х дневный срок описи церковного имущества для предоставления в уездную комиссию помощи голодающим, на предмет изъятия церковных ценностей в пользу голодающих».
Храм не действовал с 1934года и был закрыт, по ходатайству граждан Верх-Мошевского с/с, в начале 1936 года. Распоряжением Ворошиловского окружного исполкома все колокола, весом более 16 кг, предписывалось сдавать Заготобьединению Потребсоюза или Сельпо, менее 16 кг разрешалось использовать пожарным службам. Небольшая часть церковных предметов была сдана инспектором РайФО в Соликамский городской музей 23 марта 1936 года.
Приложение 1.
При мошевской церкви по штату издавно было положено 1 священник и два причетника: дьячок и пономарь. По указу Пермской Духовной Консистории от 28 октября 1869 г. предписывалось «именовать дьячков – первыми псаломщиками, а пономарей — вторыми псаломщиками, а где два дьячка, одного писать первым старшим псаломщиком, а другого вторым старшим псаломщиком, а двух пономарей одного писать первым младшим, а другого вторым младшим.»
По вновь проектируемым штатам с 1869 года оставлено 1 священник и 1 псаломщик.
По штатному расписанию утвержденному в 1873 г. Мошевской церкви было положено священник и псаломщик.
По указу Святейшего Синода от 4 марта 1885 г. за №3 по штату Мошевской церкви положено так же один священник и один псаломщик.
Список церковных служителей.
Священники.
На 1760 г. по 1764 г. – Евфимий Петрович Попов.
С 1765 г. – 1809 г. – Тарасий Евфимович Попов.
С января по октябрь 1810 г. – входящий священник Богоявленской церкви села Чигироб Трофим Жунев.
С 30 октября 1810 г. – апрель 1812 г. — Иосиф Федорович Липин.
С 15 апреля по май 1812 г. — входящий священник Богоявленской церкви села Чигироб Трофим Жунев.
С мая по 23 июня 1812 г. — Иосиф Федорович Липин.
С 3 июля по сентябрь 1812 г.- входящий священник Крестовоздвиженской церкви села Верх-Боровой Георгий Бабин.
С 15 сентября по декабрь 1812 г. — входящий священник Рождество-Богородицкой церкви села Усть-Боровой Петр Лодыжников.
С 1 декабря 1812 г.- 1814 г.- входящий священник Крестовоздвиженской церкви села Верх-Боровой Георгий Бабин.
С января по сентябрь 1815 г.- входящий священник Дмитриевской церкви села Дуброва Иоанн Жунев.
С 1 сентября по октябрь 1815 г. — входящий священник Богоявленской церкви села Чигироб Трофим Жунев.
С 30 октября по декабрь 1815 г.- .- входящий священник Дмитриевской церкви села Дуброва Иоанн Жунев.
С января по февраль 1816 г. — входящий священник Рождество-Богородицкой церкви села Усть-Боровой Петр Лодыжников.
С 20 февраля по апрель 1816 г. — входящий священник Дмитриевской церкви села Дуброва Иоанн Жунев.
С 3 апреля 1816-1829 гг.. – Иосиф Федорович Липин.
1830 г. – «место праздно».
1831 г. – «место праздно».
С 23 февраля 1832 г. – Феодор Иоаннович Сапожников.
1833-1836 г. – Фадей Яковлев.
1836 по февраль 1843 г. – Ексакустодиан Андреевич Стахиев.
С 13 марта 1843 г. – 1852 г. – Семеон Авдеевич Барков.
С 5 марта 1853-1855 гг.. – Александр Андреевич Третьяков.
С 9 августа 1855 г.-1858 г. – Яков Никитич Пономарев.
Октябрь 1858 г.- февраль 1859 г.–входящий священник Богоявленской церкви села Чигироб Илья Аристов.
С 24 января 1859 г. по 24 марта 1863 г.– Иосиф Петрович Коронин. (по указу ПДК с 24 января, а по факту с марта.)
С 26 марта по май 1863 г. входящий священник Михаил Яхонтов.
С 9 июня 1863 г.-1866 г. – Дмитрий Матвеевич Кудрявцев.
С 15 сентября 1866 г.-1869 г. – Николай Иванович Богоявленский. (по факту с мая)
Со 2 апреля 1869г. — место вакантно.
С мая 1869 -январь 1870 г.-вход.священник Иоанн Константинович Горбунов церкви села Чигироба.
С 16 декабря 1869 -май 1876 г. – Василий Васильевич Чечулин. (по факту с февр.1870г.)
Июнь1 876г. по 7 марта 1877 г. – Яков Уваров.
С 22 марта 1877 г. — 9 мая 1895 г.(по факту до 10 августа) – Иоанн Остроумов.
Со 2 августа 1895 г.-1911 г. – Василий Николаевич Бабин. Выведен за штат, скончался 23 июня 1916 года.
С 24 сентября 1911-1914 г. – Николай Семенович Наумов.
С 22 апреля 1914 г. -1919 г. — Ефимий Антонович Левин.
1919 г., июнь – Николай Христолюбов.
1919,июль-май 1921 г.–Анатолий Владимирович Бирюков.
Май 1921 г.-… – Венедикт Семеонович Золотавин.
На 1923-1926 гг..- Вячеслав Иванович Филатов.
Дьяконы, дьячки и старшие псаломщики.
На 1760 г. – 1768 г. – дьячок Иван Попов.
С 1769 г. по декабрь 1805 г. – дьячок Памфил (Панфил) Степанович Попов (помер от горячки 20 декабря).
С 1808 г., 1822 г. -… исп. дьяческую должность запрещенный священник Иаков Дмитриевич Могильников.
1827-1829 гг.. – дьячок Ефимий Максимович Пономарев.
1830-1831 гг.. – «место дьячка праздно».
1833 гг.. – дьячок Андрей Иванович Аристов.
1834 гг.. – место дьячка праздно.
1837-1839 гг.. – дьячок Николай Васильевич Чирков.
1840-1841 гг.. – «место праздно».
1842-1843 гг.. –дьячок Виктор Матвеевич Румянцев.
С 27 марта 1843 г.-1854 г .- дьякон Михаил Тимофеевич Кудрявцев.
С 20 августа 1854 г.-1857 г. –дьячок Иоанн Савич Дерябин.
С 23 сентября 1857г.-1865 г. – дьячок Трофим Иванович Собянин.
С 4 февраля 1865 г.- 30 сент. 1869 г. на должн.1-го псал.- дьячок Иоанн Васильевич Вадиковский.
С 30 сент. 1869 г. — янв. 1872г. – испр. дол. 1-го псаломщика — дьякон Василий Михайлович Брянцев.
С 27 янв. 1872 г.-1883 г.- исп.дол.ст.псалом.-дьячок Федор Дмитриевич Жунев.
С сентября 1883 г – место псаломщика праздно.
январь 1884 г. по 12 июня 1886 г. – исп. должн. псалом. дьякон Николай Аристархович Аввакумов.
С 23 июня 1886 г.- сент. 1886 г. – и.д. псаломщика Федор Дмитриевич Жунев.
С 18 сентября 1886 г.-янв. 1895 г. – псаломщик Василий Каменев. (почислен за штат и определен в число братии Соликамского мужского монастыря.)
С 14 янв. 1895 г. по 10 марта 1895 г. назначен к испр. долж. псаломщика — Михаил Андреевич Смирных сын фельдшера.
С 10 март 1895 г.-окт. 1899 г. – псаломщик Иоанн Георгиевич Дроздов.
Ноябрь 1899 г.- янв. 1900 г. — и.д. псал. Павел Долгополов.
Со вт. пол. янв. 1900 г.-1904 г. –псаломщик Герман Евгеньевич Шилоносов.
1904 г. по 17 окт. 1905 г. – испр.дол. псаломщика Алексей Васильевич Золотов.
Нояб. 1905 — июнь 1907 г. – дьякон-псаломщик Дмитрий Федорович Черемных. (выведен за штат по болезни)
С 27 июня 1907-1909 г.–испр. долж. псаломщика Иоанн Филиппьевич Антонов.
С 4 августа 1909 г.-1914 г. – псаломщик Валентин Иванович Унегов.(по факту с 19авг.1909)
С 23 июля 1914 г.-1915 г. – дьякон-псаломщик Сергей Терехин.
С 19 апреля по 15 мая 1915 г. – исп.дол. псаломщика Ювиналий Копытов.
С 15 мая 1915 г. по 16 января 1917 г. – дьякон-псаломщик Венедикт Семенович Золотавин.
С 23 февраля 1917-1918 г. – дьякон-псаломщик Анатолий Владимирович Бирюков.
1918 г.- и.о. псаломщика Василий Андреевич Ветчанинов.
Март 1919 г. -… дьякон-псаломщик Анатолий Владимирович Бирюков.
1919 г., июль–1923 г.(умер) — псаломщик Георгий Яковлевич Высшинский.
1925 по 3 июля 1929 г. – Вятченинов Василий Андреевич.(арестован 10 февраля1930г.)
Пономари и младшие псаломщики.
На 1760 г. по 1773 г. – пономарь Фрол Попов.
С 1774 г. – 1779 г. – пономарь Леонтий Попов.
С 1808 г. — 1820 г. – пономарь Савва Анисимович Порошин.
1820 г.- «место пономаря праздно».
1821-1847 г. – пономарь Дмитрий Иванович Жунев.
С 15 сентября 1847 г.-1860 г. – пономарь Илья Дмитреевич Жунев.
С января по март 1861 г. – пономарь Петр Знаменский.
Со 2 июня 1861 г. – 30сент.1869 г. – испр.должн. пономарскую запрещенный дьякон Василий Михайлович Брянцев.
С 30сент. 1869 по 24 сентября 1870 г. – испр. долж. мл. псаломщика – дьячок Иван Васмльевич Вадиковский.
Церковные старосты.
С 3 января 1809 г.-… – кр-н Константин Кандратьевич Пономарев.
На янв. 1836г. – кр-н Антон Ромадин.
1843-1844 гг. –кр-н Григорий Кетов.
1845-1847г.г. – кр-н Антон Рамодин.
1848-1850г.- кр-н Иван Ларионович Гилев.
С июня 1850 г. по июнь.1854г. –кр-н Михаил Гилев.
С июля 1854-1859 г. — кр-н Антон Ромадин.
С янв. 1860-1862 г. – кр-н Семеон Букин.
С ноября 1862-1866 г.- кр-н Павел Прокопьевич Семушев.
С 1867- по июль1869 г.г. – кр-н Григорий Кетов. (умер)
С авг.1869г. по декабр.1869 г.-и.о.церк.старосты сын его Степан Григорьевич Кетов.
1869-1875 г. – кр-н д. Пузиковой Кузьма Тихонович Пузиков.
С 10 янв. 1875 — март 1881 г. – кр-н Ефим Афанасьевич Гилев.
апрель 1881-1889 гг..–Алексей Антонович Ромадин.
1890-1892г.- кр-н Иосип (Иосиф) Семенович Мишарин.
1896-янв.1899г.- кр-н Кузьма Павлович Семушев.
1899-1901г. – кр-н Григорий Иванович Букин.
Дек.1901-1904г.г. – кр-н Конон Антонович Ромадин.
1905-1908г.г. – кр-н Федор Филипьевич Гилев.
С 9 февраля 1908- 1910г.г. – кр-н Алексей Кузьмич Мишарин.
1911-1913г. – кр-н Василий Алексеевич Пузиков.
С 27 декабря 1913г.- 1915г. –кр-н Иван Стефанович Букин.
Янв. 1919-1920 г.- кр-н Илья Кузьмич Мишарин.
С 5 (18) января 1920г.- …. Гр-н дер. Левиной Александр Кононович Ромадин.
Просфорни.
С 1847-1870г.г. – Пелагея Николаевна Жунева. Вдова пономаря Дмитрия Ивановича Жунева.
С27окт.-дек.1870г.г. – Елена Стефановна Осокина. Вдова дьякона села Верх-Боровского Никиты Осокина.(умерла в декаб.1870г.)
С 1871-… — Пелагея Николаевна Жунева.
С 3 мая1878г., 26янв.1879г.-… псаломщичья дочь Наталья Павловна Федоровских.
На 1882г. – кр-ка Агриппина Тихоновна Бызанова.
Авг.1888г.,1890г.-…место праздно.
На 1893г.- мещанская вдова Анна Петровна Вадиковская.
1907г.-1911г.- кр-ка Анна Моисеевна Букина.
С 11 августа 1913- 1915г.г. – мещанская дочь Анна Константиновна Семушина.
Приложение 2.
- Икона с изображением патриарха Авраама принимающего бога в виде трех странников.
- Резные изображения символов ветхого завета – скрижали, хоругви, жезл первосвященников, крест с повешенным на нем змеем.
- Резные изображения символов нового завета – скрижали, изображение Св.Евангелие, Архиерейской митры, Архиерейского жезла, потира, дискоса, креста, копия, трости с губкой.
- Икона с изображением св. муч. Флора и Лавра.
- Успение Богоматери.
- Воскрешение Христово.
- Вознесение Господне.
- Икона с изображением апостолов Петра и Павла.
- Благовещение.
- Рождество Богородицы.
- Вход во храм Пресвятой Богородицы.
- Тайная Вечере.
- Рождество Христово.
- Сретение.
- Богоявление.
- Пророка Ильи. В киоте за стеклом, в серебреной ризе с позолоченными венцами. Вес ризы 10 фунтов.
- в 1843г. – Архангел Гавриил. В 1920г. — во весь рост Св. мучен. Архидьякон Лаврентий.
- Казанской Божьей Матери. В киоте за стеклом, в серебреной ризе с позолоченными венцами. Вес ризы 10 фунтов.
- Преображение Господне. В киоте за стеклом, в серебреной ризе с позолоченными венцами. Вес ризы 10 фунтов.
- в 1843г. – Архангел Михаил. В 1920г. – во весь рост Св. Перв. Архидьякон Стефан.
- Николай Чудотворца. . В киоте за стеклом, в серебреной ризе с позолоченными венцами. Вес ризы 10 фунтов.Царские врата.в 1843г. – Резное изображение Святого Духа. В 1920г. – две иконы с изображением Благовещения.
2.,3.,5.,6. Иконы железные с изображением 4-х евангелистов: Марк, Матфей, Лука, Иоанн.
4. В 1843г. – икона с изображением Благовещения. К 1920г вместо этой иконы были расположены вверху царских врат две другие с изображением Благовещения.