Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник.
Этот вопрос сейчас вновь актуален, потому что долгие годы события гражданской войны рассматривались и изучались только с одной стороны – со стороны победителей. Мы не могли представить себе полной картины происходящего в эти годы. Так, например, признавалось существование только белого террора, и все исследования были направлены на подтверждение его жертв.
Во многих населенных пунктах нашей страны устанавливались обелиски на местах гибели и братских могилах героям гражданской войны. И в Соликамске тоже есть такой обелиск. Он установлен на «борке» — месте между Соликамском и Боровском, около автобусной остановки РМЗ. Соликамцы часто проезжают мимо него и многие даже не догадываются, кому он поставлен. В литературе советского периода этот обелиск значится, как «установленный на братской могиле жертв колчаковских расправ»1. Раньше место это называлось «борок», и до революции здесь, на поляне, окруженной сосновым бором, устраивались народные гуляния на Троицу. Никто тогда не мог подумать, что пройдет несколько лет, и это место станет памятно расстрелами. Справедливости ради нужно сказать, что расстреливали здесь не только колчаковцы, но и в свое время – чекисты врагов революции, называя борок стрельбищем.
Естественно, сейчас трудно найти документы, подтверждающие расстрелы, проводимые ЧК, как впрочем, и документы, подтверждающие расстрелы, проводимые колчаковцами. Источниками информации по этим событиям могут являться воспоминания их участников. Так информация о расстрелах на «борке» коммунистов колчаковцами полностью взята из воспоминаний родственников и друзей погибших. В основном в них отражались зверства «белобандитов», но в некоторых проскальзывает информация и о красном терроре. Так, например, в воспоминаниях бывшего красногвардейца Буторина Федора Андреевича говорится о том, что такие расстрелы в Соликамске проводились в ночное время суток: «С великим трудом нам удалось разоблачить капитана Зырянова А. Ф., он каждый день своего пребывания в наших рядах расспрашивал у красногвардейцев, чем они занимались ночью, кого возили на расстрел, кого арестовали…»2 Капитан Зырянов был приговорен к расстрелу, но ему удалось бежать прямо во время казни и вернулся он в город уже с войсками Колчака.
Итак мы видим, что расстрелы в городе были, причем увозили расстреливать из тюремного замка по мосту через р. Усолку мимо Крестовоздвиженского собора и заречного сада по чердынскому тракту. У Буторина: «…в момент нашего дежурства с Тверитиновым А.Ф. ночью повели на уничтожение попа и офицера Ланина, поп укусил Тверитинова, он его ткнул штыком, в это время Ланин бросился бежать, но за рекой за мостом была в саду застава которая его подстрелила в руку…»3 Ланину удалось бежать, а попа стрелки заставы утопили в Усолке с камнем на шее, и через два дня он всплыл ниже моста у собора. По описанию маршрута движения арестованных видно, что вели их по направлению на «борок».
Еще один ветеран гражданской войны, Петров Яков Михайлович, участник установления советской власти в городах Соликамске и Чердыни, оставил нам свои воспоминания. Во время наступления белых он попал в плен и содержался в Чердыни, ожидая отправления на станцию Усольская. Путь на станцию из Чердыни пролегал через Соликамск мимо «борка», и Петрова этот факт почему-то настораживал. Он пишет об этом так: «…на завтра я получил 40 шомполов и меня положили в больницу при тюрьме, где я лежал до 29 января, а 29 января в числе 17 человек партию нас направили на усольскую станцию через Соликамск, но я задумался в Соликамске меня все знают и мне не миновать борка, т. к…»4 Далее отсутствуют 5 листов с текстом, повествующем о событиях в Соликамске, они вырваны. Остается только догадываться, чем Петров отличился в Соликамске раннее, что так опасался попасть на «борок».
О том, что стрельбище было местом казни и захоронения «врагов революции», конкретно говорится в воспоминаниях Тверитинова Николая Васильевича. Как сын и брат коммунистов Николай Васильевич привлекался вместе с отцом на различного рода общественные работы. В своих воспоминаниях он описывает одну из таких «трудовых повинностей»: «Осенью 1918 года были расстреляны попы и другие преступники, которые шли против советской власти. Они были расстреляны и похоронены на борке… Моего отца и ряд других коммунистов содержавшихся в тюрьме, заставили вырыть из могилы трупы. Я был очевидцем, выкопали эти коммунисты двух попов, схоронили в Преображенской церкви в ограду, против алтаря, а остальные трупы (количество не указывается – Д.Л.) были свезены на кладбище и зарыты».5 Удивляет, что эти воспоминания сохранились без исправлений и утрат, с такой информацией. Ведь начиная с 30-х годов «Совет ветеранов Гражданской войны» г. Соликамска культивировал «борок» как место гибели и захоронения коммунистов и красногвардейцев, погибших от рук «колчаковских банд». Причем число погибших к каждому юбилею октябрьской революции увеличивалось: сначала 16 человек, потом 28 – 30, позже говорилось уже о 36 жертвах.
Спорным остается вопрос, является ли это место братским захоронением. В воспоминаниях Буторина Ф. А. «борок» представлен как братская могила расстрелянных, но тут же он перечисляет ряд красногвардейцев, трупы которых вывезли родственники и похоронили на городском кладбище. Да и сам Буторин быть свидетелем данных событий не мог, так как не находился в городе, а был в эвакуации. О том, что расстрелянных с места казни увозили родственники и хоронили либо в городе на кладбище, либо в деревнях и селах, свидетельствуют воспоминания других людей.
Кочергина М.Я., дочь погибшего коммуниста Иртегова Якима Ильича вспоминает: «Мы с бабушкой поехали за отцом на борок, но там его уже не было так, как его жена, не родная мне мать, жившая в Соликамске, наняла лошадь и в тот же вечер отвезла его в избушку на кладбище. При нашем приезде туда я увидела в избушке 4 человека из числа красных. Всех их положили в братскую могилу. Мы своему отцу сделали гроб, а тех троих человек бросили в могилу без гробов»6.
Из воспоминаний Бурмакиной Александры Федоровны о гибели брата, Тверитинова Александра Федоровича: «…Тогда было убитых на борке с братом Сысоев Никон Петрович, Тверитинов Александр Васильевич. На другой день еще трое, в том числе Зубков Степан Иванович. Комендант распорядился убрать их на кладбище в избушку (мертвецкую) их туда увезли на отцовской лошади. В избушке лежали они дня три. Похоронили в разных могилах…».7
Таким образом, из воспоминаний родственников оказывается, что увезли в город и похоронили: Иртегова М. Е., Иртегова Я. И., Сысоева Н. П., Чуклинова Н.Г.8, Зубкова С.И.9, Тверитинова А. Ф., Тверитинова А. В. Трупы Швецова М. Н., Швецова Н., Пегушина Н.А. были увезены родственниками в с. Касиб и похоронены за деревней Лызиб.10
Труп Логинова Андрея Васильевича, зарубленного в городе у рязанцевских конюшен, был найден в снегу около кладбища. Из воспоминаний его жены Логиновой А.А.: «…была отрублена голова не напрочь труп я его нашла через две недели, около кладбища около часовни в снегу зарыт был в одном белье и с ним был еще один человек по предположению из Половодова. Я его увезла в кладбищенскую избушку. Похоронила на кладбище 15 января 1919 г.»11.
Получается, что вероятнее всего всех расстрелянных на «борке», а также погибших в городе и его окрестностях свозили в мертвецкую, на кладбище и уже там хоронили, либо деревенские жители увозили своих родственников и хоронили по месту их жительства. Таким образом «борок», как место захоронения, вызывает большое сомнение, и точку в этом вопросе могут поставить археологические исследования.
До недавнего времени на памятнике была надпись:
«Погибшим борцам за советскую власть
в г. Соликамске в 1918-1919 г.г.
Здесь расстреляны и похоронены
Дегтяников Н.А. Зубков С.И.
Тверитинов А.Ф. Исупов С.И.
Тверитинов А.В. и др.
Всего 28 человек».
В 2008 году эту надпись заменили на: « Погибшим в годы Гражданской войны 1918-1919 г.г.», тем самым, приравняв в статусе жертв и тех, и других.
Но если хотя бы примерное количество погибших борцов за советскую власть на этом месте известно, то число расстрелянных на «борке» этой властью мы не узнаем уже, по всей вероятности, никогда. С тех времен сменилось несколько поколений и уже некому рассказать ту вторую правду о «борке».
______________________________________________________
1 Соликамск. Историко-культурные памятники. Путеводитель. Пермь, 1975. С. 134.
2 Ф. 130 Д.717 Л. 37.
3 Там же. Л. 36.
4 Ф. 130 Д. 442. С. 56.
5 Ф. 130. Д.713. Л. 7.
6 Ф. 130. Д.218. Л. 1.
7 Ф. 130. Д. 138. Л. 1.
8 Ф. 130. Д.795. Л. 1.
9 Ф. 130. Д.202. Л. 1.
10 Ф. 130. Д.417. Л. 1 об.
11 Ф. 130. Д.340. Л. 1.