Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник.
Итак, 13 июля 1949 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР поселок Боровск пригородной зоны города Соликамска Молотовской области стал городом областного подчинения. Решением бюро Пермского обкома партии от 9 августа 1949 года был создан Боровской городской комитет партии во главе с первым секретарем Кетовым Леонидом Петровичем. В его подчинение были отнесены первичные парторганизации Соликамского бумкомбината, треста Соликамбумстрой, Боровского завода, сользавода, судоверфи. До этого времени парторганизации поселка подчинялись Соликамскому горкому ВКП(б). Первая городская партийная конференции состоялась 20-21 августа 1949 года. На ней было отмечено, что переименование поселка в город — это «проявление заботы партии и правительства о дальнейшем развитии Урала».
Для жителей Боровска впереди предстояла большая работа, в том числе и по избранию исполнительного комитета Боровского городского совета. 24 августа 1949 года в помещении клуба бумажников состоялось заседание первой сессии Боровского городского Совета депутатов трудящихся с участием 30 депутатов из 39. Открыла заседание сессии краткой вступительной речью депутат-орденоносец директор школы Ольга Федоровна Баранова. После избрания председателя и секретаря сессии депутаты перешли к обсуждению главного вопроса – о выборах исполнительного комитета Боровского городского Совета. По единогласному решению депутатов Боровского городского Совета были избраны и утверждены в должности: председатель исполнительного комитета Павел Федорович Демидкин,
первый заместитель председателя исполнительного комитета Александр Васильевич Лыткин и ответственный секретарь Нина Яковлевна Кривошеина. После этого были избраны члены исполнительного комитета: товарищи О.Ф. Баранова, С.Д. Донде, А.Г. Богатырев, П.Т. Безменова, М.С. Вартминская, Н.Е. Савин. Далее на сессии был рассмотрен вопрос об образовании отделов и утверждение заведующих ими. При Боровском горисполкоме были образованы следующие отделы: финансовый, городского народного образования, здравоохранения, торговли, социального обеспечения, местной промышленности, сельского хозяйства, культпросветработ, общий, комитет физкультуры и спорта, плановая комиссия, сектор кадров. Для четырех отделов кандидатуры заведующих были выбраны и утверждены сразу, а вопрос назначения руководства остальными отделами решили оставить до заседания следующей сессии. В результате на первой сессии были утверждены заведующий финансовым отделом Наум Исакович Фрадкин, зав. отделом народного образования Аполлон Васильевич Щипунов, зав. отделом здравоохранения Анна Борисовна Бронфен, зав.
отделом торговли Констанция Эдуардовна Кушкова. Некоторые из них проработали в горисполкоме непродолжительное время, кто-то весь период его существования, но они были первыми представителями исполнительной власти города Боровска. В сентябре создаются комиссии по разделу между городами Соликамском и Боровском бюджета, коммунального хозяйства, а 11 октября создана комиссия по разделу территории. Созданному горисполкому для передвижения требовался свой транспорт, и по распоряжению Молотовского облисполкома от 21 сентября 1949 г. для Боровского исполкома из гаража облисполкома был передан легковой автомобиль ЗИС-101. На должность шофера при председателе горисполкома был принят Иван Федорович Лыткин с окладом 410 рублей и с 50% надбавкой за ненормированный труд. Проработал он недолго – то ли зарплата была не велика, то ли график работы был очень напряженным, но шоферы при председателе горисполкома менялись в первый годы часто. Тем не менее, это были первый автомобиль и первый водитель Боровского горисполкома.
На первой сессии городского Совета депутатами обсуждалось в основном будущее благоустройство, социально-культурное развитие города, жилищное строительство. Вопрос об организации местной промышленности тоже стоял остро, молодому городу необходимо было свое производство мебели, одежды, хлеба и т.д. Первым шагом в решении этих задач была организация, согласно решения Облисполкома от 30 сентября 1949 г., на базе мебельного цеха Боровского горпромкомбината; цех №3 Соликамской артели «Красная заря» был выделен в самостоятельную артель «Искра». На базе пекарни судоверфи был открыт филиал Соликамского горпищекомбината, на основе которого в 1950 г. планировали создать Боровской горпищекомбинат. Планировалось также выделение сапожной мастерской из артели «имени 16лет Октября» в самостоятельную артель. Первые годы город Боровск продолжал снабжаться продовольственными и промышленными товарами через ОРСы предприятий города и Соликамский торг. В сентябре 1949 г. из 40 магазинов, имевшихся в системе Соликамского торга, только 9 находились в Боровске. На заседании второй сессии Боровского городского Совета было отмечено, что все 9 магазинов торга находятся в неудовлетворительном состоянии, а снабжение трудящихся необходимыми товарами оставляет желать лучшего. К январю 1950 года снабжение значительно ухудшилось, даже были
допущены случаи перебоев торговли товарами первой необходимости, также не соблюдался ассортиментный минимум. План товарооборота по северному кусту Соликамского торга за 4 квартал был выполнен всего на 85%, по специализации и расширению торговой сети ничего не делалось. Боровской исполком решил информировать обком ВКП(б) и Управление местных торгов Молотовской области о недопустимости плохого снабжения товарами торговой сети г. Боровска со стороны Соликамского торга. По-видимому, проблемы с нарушением снабжения возникали и в дальнейшем, т.к. Боровские власти неоднократно ставили вопрос перед министерством торговли об организации своего Торга в городе. Количество магазинов в новом городе росло, и к маю 1951г. в Боровское отделение Торга входило уже 20 магазинов, 18 киосков, 4 столовых. 1 чайная с
филиалом и 3 базы. Помимо Торга, в городе была еще сеть торгового отдела КСД из 5 магазинов, 2 ларьков и 1 столовой. Наконец, доводы боровчан были услышаны, и распоряжением Совета Министров СССР от 7 февраля 1953 г. был создан отдельный Боровской Торг. «Предоставить Министерству торговли и Молотовскому облисполкому право организовать в г. Боровске смешанный Торг на базе Боровского отделения Соликамского Торга». Так Боровск и в этом вопросе обрел независимость от города Соликамска. Население города Боровска систематически испытывало затруднения и перебои в обеспечении хлебом и хлебобулочными изделиями т. к. продукция доставлялась с хлебозавода г. Соликамска. В зимнее время из-за длительных снежных заносов на дорогах, а также частого отсутствия автотранспорта, крайне затруднялась доставка хлеба в город. Боровску необходимо было свое производство хлеба. В 1950 году на базе реконструированного старого хлебозавода системы МВД в целях ликвидации этих затруднений в Боровске был создан свой хлебозавод, а в 1954 г. на нем уже выпускалось до 45 тонн хлебобулочных изделий в сутки. Этот завод еще долго продолжал служить людям и после объединения городов Боровск и Соликамск в виде филиала Соликамского хлебокомбината.
В те годы также являлся проблемным вопрос транспортного сообщения между городами Боровск и Соликамск. Наиболее часто даваемый наказ жителями Боровска своим депутатам был связан именно с установлением регулярного автобусного сообщения, как внутри города, так и между Боровском и Соликамском. В марте 1950 г. на заседании 5-й сессии городского Совета депутат т. Баранова говорила: «Если автобусы и ходят, то нет никакого порядка. Нет графика, когда автобусы ходят, и приходится стоять в ожидании на улице часами». О необходимости установления четкого графика и маршрута движения автобусов говорили и другие депутаты Боровского горсовета. Распоряжением исполкома Боровского горсовета от 5 марта 1951 г. был установлен следующий маршрут движения автобусов: из Усть-Боровой (от солеваренного завода) до г. Соликамска (колхозный рынок) через КСД (управление), горисполком, почту, Лесной поселок (первый ж/д переезд по ул. Победы) и завод №577 (управление). Для этого было задействовано 2 автобуса Соликамской транспортной конторы, 1 автобус бумкомбината, 1 автобус КСД и 1 автобус Соликамбумстроя. Конечно, такими силами не возможно было наладить пассажирские перевозки в большом объеме, и поэтому транспортный вопрос оставался проблемным еще долгое время. Помимо автотранспорта, боровчанами обсуждался и другой вид пассажироперевозок, предлагалось задействовать ж/д ветку, идущую на бумкомбинат. Из выступления депутата Боровского горсовета т. Савина: «Нужно решить вопрос с продвижением хотя бы двух вагонов от ж/д станции Соликамск до Боровска». Более того, избиратели требовали добиться от вышестоящих организаций открытия регулярного товарного и пассажирского сообщения по ж/д веткам и строительства своего ж/д вокзала в г. Боровске. Власти Боровска неоднократно ставили перед Министерством путей сообщения СССР вопрос о приеме ведомственной ж/д ветки бумкомбината в сеть МПС с расширением товарной станции и постройкой пассажирского вокзала. В 1951 году даже начались переговоры по этому вопросу между Минбумпромом и МПС СССР. Документов, свидетельствующих о результатах данных переговоров, найти не удалось, Но то, что в марте 1955 года избиратели вновь ставят вопрос об улучшении автобусного движения, как между городами, так и до ж/д станции в Соликамске, говорит о том, что переговоры с МПС закончились ничем.
Молодой город быстро рос, население его увеличивалось и предстояло усилить работу по жилищному строительству, т.к. оно отставало от темпов роста населения Боровска. С изменением статуса Боровска менялся план его застройки, от одноэтажной деревянной — в пользу каменного, многоквартирного и многоэтажного строительства. В городе были целые барачные поселки бумкомбината, КСД, завода п/я №5 (пороховой завод №577, он же заводд «Искра») и др. Вот как говорил о жилом фонде завода «Искра» его директор т. Григорьев на заседании сессии городского Совета в марте 1950 года: «Нужно учесть, что завод наш построен в военное время, и жилого фонда постоянного мы имеем только 25%, а 75% — временное жилье. Министерство только сейчас дало нам указание сменить временное жилье. Мы не имеем на поселке ни бани (в 3-м районе), ни больницы, ни клуба и т.п., и мы построить это не могли, не отпускали средства. В этом году приступим к строительству клуба, водонасосной, больницы». А между тем, на поселке в 3-м районе проживало в 1951 году более 1000 человек на значительном удаление от г. Боровска, а вопрос с баней до сих пор решен не был и вновь обсуждался депутатами. К концу 1957 года пороховой завод почти полностью переселил своих рабочих с 3-го района в город, частью в новые каменные дома по улице Володарского. Бараки еще долго будут стоять в разных районах города, их не снесут сразу и не заменят новым жильем, как это изначально обсуждалось и планировалось властями города, на это потребуются долгие годы. Впрочем, это была проблема не только г. Боровска. В 1950 г. в Боровске было всего две строительные организации, осуществлявшие промышленное и жилищное строительство — Соликамбумстрой и СМУ-3. Первая организация производила строительство для нужд бумкомбината, а вторая — для завода №577. Этого было явно не достаточно для выполнения большого объема жилищного и культурно-бытового строительства, планировавшегося в городе. Для достижения этих целей было решено привлечь все предприятия города — КСД, солеваренный завод, судоверфь, Камско-Вишерский технический участок пути и др. В 1950 году по благоустройству города планировалось сделать вдвое больше, чем в 1949 году, только одним бумкомбинатом запланировано было в этом году на эти цели 2100000 рублей. Велась работа по озеленению города: только за первый год (с 25 августа 1949 г. по 1 августа 1950 г.) было высажено более 4000 саженцев деревьев и 11300 кустарников. Уже за один год существования г. Боровска в нем значительно расширилось и успешно осуществлялось строительство жилых, культурных и социально-бытовых учреждений. Увеличилось количество школ с 3 до 5, количество библиотек с 2 до 5, количество клубов с 3 до 4. Вводились новые больничные отделения (например, родильное на 35 коек), открывались новые врачебные пункты, росло число врачей — с 17 в 1949 г. до 32 в 1959 г.
В процессе благоустройства города власти Боровска уделяли внимание не только озеленению, но и строительству и ремонту дорог, тротуаров, правда пока еще шлаковых и гравийных. Летом 1954 года бумкомбинат закончил строительство и ввел в эксплуатацию асфальтно-бетонный завод, и с этого времени началось асфальтирование улиц города. Правда завод работал с перебоями из-за недостатка гудрона и асфальтирование шло медленно. Например в мае 1955г. строительство дороги в поселок Усть-боровая по улицам Сталина, Перекопской, Ленина осуществлялось путем укладки торцевой деревянной шашки. Власти занимались улучшением и налаживанием работы канализации и водоснабжения города, пытались бороться с огородами во дворах многоквартирных домов. 12 мая 1951 г. исполкомом было принято даже специальное распоряжение: «На дворовых площадках многоквартирных домов запретить сплошную посадку картофеля, оставив на них необходимую площадку для детских игр». Сейчас это звучит странно, но в то время в Соликамске и в Боровске почти при каждом доме или бараке, часто прямо под своими окнами, жители разбивали небольшой огород. Выращивали на таких огородах не только картофель, но и другие овощи или ягоды, например, клубнику. Все это было легко объяснимо: еще недавно была война, еще недавно были проблемы с продуктами питания.
В Боровске городским комитетом КПСС и городским Советом депутатов трудящихся издавалась своя газета под названием «Путь к коммунизму». Первый номер газеты вышел 1 марта 1951 года, а последний — 29 ноября 1959 года, всего вышло 1350 номеров этой газеты.
Постепенно Боровск изменялся и приобретал иной, городской вид, появлялись новые объекты социально-бытовой сферы. Был расширен дом культуры бумажников, а 10 октября 1958 г. после затянувшегося строительства был сдан еще один дом культуры — завода «Искра» им.Ленина, самый большой и современный на тот период в городе. Строились двух и трех этажные каменные дома по улицам Черняховского, Советской (Большевистской), Володарского, Урицкого, Розы Люксембург и др.. На улице Фрунзе появился целый поселок из шлакобетонных домов, выстроенный для бумкомбината по проекту архитектора Тольцинера. Нужно отметить, что в те годы мнение о внешнем виде этих домов было неоднозначное: «Строят же, как кому больше нравится, не
случайно появилась такая улица, как Фрунзе, где построены уродливые дома. Попадая на нее, невольно чувствуешь себя на улице средневекового города». На 1955 г. в Боровске были уже отдельные современные здания, но они не создавали надлежащего вида в силу их малочисленности и разбросанности. Не был еще определен центр города, застройка велась не по генеральному плану, т. к. такового не было. Имелся только старый план поселка, но Боровск из него уже вырос, и он не мог служить руководством по застройке. Строительство новых зданий велось по усмотрению ведомственных предприятий, вероятно, поэтому улицы Гоголя и 3-й Пятилетки оказались кривыми. Увеличивалось население города — к началу 1959 г. оно составляло уже более 35000 жителей. В 1958 г. всего в городе было сдано в эксплуатацию 15478м2 жилья, в том числе методом народной
стройки — 3000м2, и индивидуальными застройщиками — 4845м2. По состоянию на 1 января 1959 г. жилой фонд города, включая индивидуальную застройку, составлял 203193м2, то есть в среднем 5,8м2 жилой площади на 1 человека. Можно было бы считать, на первый взгляд, что в г. Боровске с жильем все благополучно, но на самом деле положение было неудовлетворительным. На 1 января 1959 г. в эксплуатации предприятий города находилось еще 157 единиц временных каркаснозасыпных бараков с общей жилой площадью 29570м2, в которых проживало 5909 человек. Условия проживания в бараках были очень тяжелые, а некоторые бараки (находившиеся во 2 и 3-м районах), были совершенно не пригодны для жилья. Эту проблему еще предстояло решить в будущем, но уже совместно с городом Соликамском. В связи с расширением строительства жилых домов в северо-восточной части Боровска решением исполкома от 14 ноября 1958 г.от колхоза «Октябрь» Селенского с/с было отчуждено 10 га земли под индивидуальное строительство. Город растет, появляются новые улицы: так, 12 сентября 1958 г. решением исполкома двум вновь образовавшимся улицам присваиваются наименования академика Климента Аркадьевича Тимирязева и поэта Николая Алексеевича Некрасова.
Что касается вопроса причины объединения городов Боровска и Соликамска в 1959 году, ни в документах Боровского горисполкома, ни в документах Соликамского горисполкома никаких ходатайств, прошений, нацеленных на слияние двух городов нет. Более того, оба города планировали свою дальнейшую работу на 1960 г. отдельно друг от друга, и решение Президиума ВС РСФСР от 4 ноября 1959 г. для жителей обоих городов было полной неожиданностью. Распоряжением Боровского исполкома от 26 ноября 1959 г. предписывалось: « В связи с объединением городов Боровск и Соликамск в один город Соликамск и ликвидацией штатов Боровского горисполкома предложить заведующим отделами горисполкома в срок до 30 ноября 1959 г. предать все дела заведующим отделами Соликамского горисполкома».
Конечно, в рамках одной статьи сложно рассказать о всех изменениях, происшедших в г. Боровске за время его существования, но можно точно сказать, что преобразование его в город пошло ему на пользу, за 10 лет он успел измениться и преобразиться.
Подготовлено по материалам Соликамского краеведческого музея и Архивного отдела Администрации г. Соликамска.