Заказ экскурсии


Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, научный сотрудник.

 Возникновение села Верх-Яйва, напрямую связано со строительством Государевой дороги в Сибирь и руководителем этого строительства – Артемием Софоновичем Бабиновым. Царь Федор Иоаннович велел Бабинову устроить на Яйве слободу «для проезду воевод… и служилых и всяких людей». Первоначально эта слобода была казенная, лишь Борис Годунов, став царем, пожаловал Бабинова там вотчиной, с указанием границ земель: «по Ейве реке вверх, от сибирской дороги 20 верст, да до Чикмана реки, и по Чикману вверх до взвоза сибирской же дороги до Креста, а вниз по Ейве реке 15 верст до Ика реки, – пашнею, сенными покосами и всякими угодьи за его службу, что он в Сибирь прямую дорогу протровил и прочистил».1

Среди прочих потребностей путешествующих по бабиновской дороге остро стоял вопрос с богомольем. Местность здешняя была пустынная, не заселенная, и на десятки верст церквей не было. Вероятно, по этой причине первый храм в Верх-Яйве появляется в 1616 г. не смотря на то, что даже к 1617 г. здесь было всего 6 поселенцев. При такой малочисленности населения строительство храма могло  быть осуществлено только за счет вклада какого-нибудь богатого человека. И.Ф. Словцов, ссылаясь на копию с жалованной грамоты Ортюшке Бабинову от царя Алексея Михайловича, указывает, что  первая церковь в селе Верх-Яйвенском была воздвигнута в 1616 г. Бабиновым с товарищами во имя Введения Пречистой Богородицы.2 За все свои заслуги в устройстве по новопроложенной дороге Артемий Бабинов получил хорошее вознаграждение и, вероятно, мог себе это позволить.  Всего через несколько лет в Верх-Яйвенской слободе вместо одной церкви существовал уже порядочный, по тому времени, монастырь – «Новая пустынь». Впервые монастырь описал М. Ф. Кайсаров в своей Усольской писцовой книге 1623-1624 гг., впоследствии данное описание приводили в своих работах многие исследователи, в том числе В.Н. Берх, И.Ф. Словцов, А.А. Дмитриев, Я.В. Шестаков.

В монастыре был  храм в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, деревянный с шатровым верхом. В храме, указывает Кайсаров, «образ местной Введение Пречистыя Богородицы, да 8 образов местных – праздники Владычни на золоте, да 40 образов меньших пядниц на золоте ж и на красках“. На колокольнице было 3 колокола».3 «В монастыре против храма стояла келья, где жили старцы в числе 5 человек: черной священник Иосиф, строитель старец Стахий и старцы Трифон, Абросим и Иаков. За монастырем же, «на коровьем дворе», жило 8 человек монастырских служебников – бельцев. Да за монастырем же были дворы бобыльские – «поселились вновь»: двор Васька Филипов, двор Шестачко Игнатьев, двор Терешка Васильев, двор Офонька Новокрещенной, двор Ермачко Минин, двор Федька Иванов, двор Михалко Минин и двор Фомка Дементьев.

И всего было 6 дворов бобыльских, в них 8 человек мужского пола Пашни паханой монастырской средней земли была одна четь в трех полях; сена «на новых росчистях, против храму, на наволоке» было 200 копен, да выше храму, на правом наволоке, еще 100 копен. К той же Введенской пустыне принадлежало в Усольцом уезде, вверх речки Усолки, займище, где был монастырский двор, обитаемый монастырскими «детенышами». Тут была особая монастырская пашня 4 чети с осьминою, да сена по березовому оврагу было 250 копен».4 Речь идет о селе Верх-Усолка, где по одной версии  – родился Артемий Бабинов, а по другой – основал это село.

Также по свидетельству Кайсарова, пустынь при своем возникновении получила материальную поддержку от боярина Ивана Никитича Романова, князя Ивана Борисовича Черкасского и боярина Федора Ивановича Шереметьева, благополучно вернувшихся из ссылки в Москву. Дмитриев предположил, что именно это и побудило их основать тогда же Введенскую пустынь на бабиновской дороге, по которой им приходилось возвращаться из Сибири.5  Этот факт также объясняет появление храма и монастыря в таком слабо населённом месте. Сколько просуществовал данный монастырь, к сожалению, для всех исследователей осталось загадкой. Известно только, что при строительстве нового, второго по счету храма в Верх-Яйве монастырь уже не упоминается.

В 1688 г. церковный староста Киприан Васев с прихожанами Верх-Яйвенской церкви обратились с челобитной за благословением на строительство в селе новой церкви к архиепископу Вятскому и Великопермскому Ионе: «В прошлых-де годех построена у них та Введенская церковь тому-де лет семдесят слишком и ныне та церковь весьма ветха и служить де в той церкви божественныя литургии опасно и чтоб нам, преосвященному архиепископу, пожаловати их благословить им на новую церковь лес ронить и в том лесу построить новую церковь подле тое ветхую церковь во имя Введения ж Пресвятыя Богородицы, и о том дати б им нашу благословенную грамоту».6 Ответная благословенная грамота Владыки Ионы была датирован 31 марта 1688 г. В ней дозволялось построить новую деревянную церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы рядом с ветхой. В грамоте так же указывалось, какой нужно строить церковь:  «… а верх-бы на той церкви был не шатровый и олтарь сделать круглый и из церкви в олтарь построить трои двери – царския северныя и южныя, а святыя иконы поставить по чину, а как та церковь построится и ко освящению изготовится и тогда нам возвестить и мы на освещение тоя новыя церкви укажем дать из соборныя церкви святой антиминс и тое церковь по правилам святых освятить».7 Неизвестно, как долго эта грамота шла до Верх-Яйвы, но уже 20 января 1690 г. новый храм был освящен.

Если первая Введенская церковь прослужила более 70 лет, то вторая по счету церковь пришла в ветхость уже через 54 года после освящения. Это побудило местного священника Иоанна Елисеева обратиться к Преосвященному Варлааму, епископу Вятскому и Великопермскому,   с просьбой дозволить выстроить в селе Верх-Яйвенском новую деревянную церковь в честь Введения во храм Божией Матери. На эту просьбу последовал указ с резолюцией: «Его преосвященство, слушав того доношения властною своею архиерейскою рукою подписал дать указ о построении в место ветхой деревянной вновь деревянной же церкви, а когда оная деревянная церковь состроена будет и совсем изготовится и тогда о освящении просить его преосвященство».8 Третья – Введенская церковь была построена через 5 лет и освящена 22 декабря 1749 г. по указу Преосвященного Антония, епископа Вятского и Великопермского. Спустя многие годы Ипполит Федорович Словцов, будучи в этой церкви, описал ее так: «Она разделялась на трапезу, собственно храм и святой алтарь. Трапеза, почти равная по величине с храмом, отделена сплошною стеною, в которой прорезаны два большие окна с железными решетками и с подъемными ставнями; между окнами створные двери простой плотничной работы. Иконостас простой столярной работы без всякой резьбы, окрашен бурой краскою, с зелеными и красными, по местам высечками; в некоторых местах таковые же колоны. Царские двери тоже простые столярные и глухие. Окна во всем храме и алтаре были слюдяные».9

Эта церковь простояла более 100 лет и к началу 1850-х годов пришла в ветхость. Местный священник Иоанн Флоров описывал церковь так: «…оную никак и поправить ни в чем не возможно, более от того, что нет под оной каменного фундамента, от того стены всей церкви подгнивши, осели неровно, от чего и полы в церкви выстланы на самую землю, а деревянная на церкви крыша тоже пришла в крайнее истощение, а потому в зимнее время в церкви большая стужа, а в летнее дождливое время протекает».10  Понимая сложившуюся ситуацию, прихожане 31 мая 1852 г. заключили  контракт с Соликамским купцом 3-й гильдии Александром Васильевичем Рязанцевым на строительство новой, тоже  деревянной, церкви, но уже на каменном фундаменте.11 По ряду причин строительство церкви затянется и будет завершено только к 1856 г. По указу Преосвященейшего Неофита, архиепископа Пермского и Верхотурского, храм будет освящен 19 ноября 1857г. о. благочинным протоиереем Петром Киселевым.12

Время шло, приход церкви увеличивался: к 1908 г. помимо Верх-Яйвы в него уже входило еще 16 деревень и требовался храм, больший по площади.14  В 1913 г. прихожане Верх-Яйвенской церкви строили планы по расширению старой церкви или по строительству новой. На сельском сходе было объявлено о сборе средств среди прихожан, ежегодно по 2 рубля с каждой ревизской души, помимо этого были и другие,14 более крупны денежные вложения. Но начавшаяся война и последующие за ней преобразования в нашей стране не позволили этим планам осуществиться. Церковь оставалась действующей до 16 декабря 1935 г., после закрытия ее использовали сначала под зерносклад, затем под клуб. В 1947 г. группой верующих села Верх-Яйва была предпринята попытка вновь открыть храм и  сделать его действующим, но попытка эта не удалась.15  Здание церкви до настоящего времени не сохранилось. Храм этот, четвертый по счету, стал последним для села Верх-Яйва.

 

Ссылки у автора.