Заказ экскурсии


Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, научный сотрудник. 

За время войны население г. Соликамска значительно увеличилось. Одна маленькая кладбищенская церковь, площадь которой составляла всего 96 м2 , не могла удовлетворить потребности всех верующих. Начиная с 1943 г. община верующих неоднократно ходатайствовала перед властями об открытии второй церкви в городе, в том числе через архиерея и Синод. В ответ на очередное письмо церковного совета от 21 сентября 1946 г. облисполком принимает решение от 13 июня 1947 г. передать здание Богоявленской церкви г. Соликамска  общине верующих. С этого момента Симеоновская церковь вновь становится приписной — теперь уже к Богоявленскому храму. Сначала в кладбищенской церкви службу проводили в воскресные и праздничные дни, потом стали разрешать проводить службы лишь в общие поминальные дни, а затем в храме совсем прекратилось всякое богослужение. Решением Молотовского облисполкома от 16 сентября 1949 г. Соликамскому горисполкому было предписано здание кладбищенской церкви закрыть и вместе со всем имуществом принять от общины верующих. Основанием послужил тот факт, что здание Богоявленской церкви передавалось общине верующих взамен кладбищенской, как более вместительное. К моменту передачи в Богоявленской церкви был закончен ремонт, и здание стало полностью «пригодно для совершения в нем религиозных обрядов». Так остававшаяся действующей в самые тяжелые годы, Симеоновская кладбищенская церковь все же была закрыта.

Комиссией, в состав которой, помимо работников горисполкома, входили  настоятель храма с церковным старостой. Был составлен акт от 10 октября 1949 г., здание церкви, как и предписывалось, было закрыто и опечатано. Ключи от храма были передано начальнику горжилуправления. Несмотря на это, верующие не оставляли надежду вновь добиться открытия храма. С этой целью  в декабре 1949 г. они написали заявление на имя уполномоченного по делам Русской Православной Церкви по Молотовской области. В нем они указывали, что до августа месяца 1947 г. в городе богослужение совершалось только в одном небольшом кладбищенском храме, который по воскресным и праздничным дням не мог вместить и половины молившихся. Чтобы разрядить эту тесноту и давку, верующие г. Соликамска ходатайствовали об открытии второго храма в городе, и им была передана  Богоявленская церковь.

Таким образом, богослужения совершались уже в двух храмах. Верующие  города Соликамска и его северных окрестностей посещали Богоявленский храм, а жители южных населённых пунктов и южной нагорной окраины города без прежней давки молились в кладбищенском храме. Прихожане просили вновь открыть второй храм, так как это было всем удобно. Кроме того, верующие написали одновременно еще одно письмо на имя председателя совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. В нем они также сообщали, что: «…кладбищенская церковь находится между г. Соликамском и поселком «Калиец» с прилегающими к нему поселками: Рудник, Вычурово, Корякино, Давыдово, Магниевый, Совхоз, Рубцово, Ушаково, Попова, Володинка, Станционный поселок, Усть-Усолка, село Красное. Все эти поселки находятся в черте города, с населением примерно половина Соликамска и стоят от кладбищенского храма километра на 2 ближе, чем от храма Богоявленского и посещение этого Богоявленского храма для верующих, из которых большинство старички и старушки, слишком затруднительно, а иногда и невозможно». Обращали также  внимание председателя на то, что, помимо города, один храм обслуживает еще и весь Соликамский район, около 30 сельсоветов. В заключение своего обращения верующие просили вновь открыть кладбищенскую церковь для богослужения и сделать ее самостоятельной приходской. Не известно, какой ответ получили  представители общины верующих, и был ли он вообще получен, но в архиве сохранилось распоряжение председателя Молотовского облисполкома от 21 марта 1950 г. на имя председателя Соликамского горисполкома. В нем было предписано: «Согласно принятого решения за №825 от 16 сентября 1949 г. Облисполком предлагает Вам использовать здание закрытой кладбищенской церкви как складское. Внешнее и внутреннее переоборудование здания не допускать». Выполняя это указание, власти города разместили в здании Симеоновской церкви кинопрокат. Здание опять служило не только городу, но и целому району. Ведь именно отсюда киномеханики развозили пленки с фильмами  для показа как в город, так и во все концы Соликамского района.

Шли годы, в городе строились новые здания, учреждения меняли свои адреса, переезжая из одного помещения в другое. По неизвестной причине решением Соликамского горисполкома от 13 января 1965 г. кинопрокат был переведен в другое помещение, а здание бывшей кладбищенской церкви передано на баланс горкомхоза с целью «привести здание в порядок и предоставить его в эксплуатацию для нужд городских организаций». Вряд ли среди городских организаций было много желающих занять это не совсем обычное здание, учитывая еще и то, что располагалось оно на территории городского кладбища. Именно в 60-е годы зафиксирована еще одна попытка верующих вернуть себе Симеоновскую церковь. К этому время на территории города уже не было ни одного действующего храма. По документам Соликамского горисполкома за 1967 г. можно проследить несколько заявлений отдельных жителей с просьбой выделить одну из церквей в городе для совершения богослужений. Объясняли верующие свою просьбу тем, что единственный на весь район и город  действующий храм находится в селе Городище и добираться до него проблематично. Городские власти отвечали, что свободных церковных зданий в городе нет, а до села Городище существует автобусное сообщение. Этим гражданам в личной беседе сообщалось, что удовлетворить их просьбу городские власти не могут. Однако заявления с их стороны продолжали поступать; в одном из них гражданами было предложено сделать пристрой к Симеоновской кладбищенской церкви. На что городскими властями был дан такой ответ: «На это мы также не можем пойти в связи с тем, что кладбище переносится на новое место».

Дело дошло до того, что в марте 1967 г. одна группа верующих, проживавших в г. Соликамске, обратилась в Пермский облисполком с заявлением о регистрации их как новой религиозной общины и выделении для нее церковного здания в городе. Но и из области ответ был отрицательный: «Облисполком рассмотрел заявление и не нашел возможным удовлетворить  просьбу, т к. вблизи города имеется действующая церковь и есть средства передвижения». Таким образом, попытки вновь открыть кладбищенскую церковь оказались безрезультатными.

В настоящее время Симеоновский храм не действует и уже много лет находится в стадии восстановления. Остается надеется, что своей историей он обратит на себя внимание людей состоятельных и могущих помочь в его восстановлении. Ведь построен он был благодаря именно таким людям.

 

Список священноцерковнослужителей церкви Симеона Верхотурского 

Причт не положен, была приписной к приходу Спасской церкви. После закрытия Спасской церкви в 1930 г., стала приходской.

Священники Спасской церкви:

С 1907 г. по 21 сентября 1918 г. священник Спасской церкви  Григорий Семенович. Гаряев. Убит красногвардейцами 21 сентября 1918 г.

На 15 октября, 16 ноября 1918 г. входящий священник Спасской церкви Павел Иванович Фаворитов.

На 20 сентября 1920г. входящий священник Спасской церкви Василий Мефодиевич Белоусов.

На 1 декабря 1925 г, на май 1929 г. священник Спасской церкви Александр Иванович Архипов.

Священники Семеновской церкви:

С 1933 г.по ноябрь 1936 г. настоятель Семеновской церкви Антонин Иванович Бухряков. С 15 ноября 1935 г. епархиальной властью перемещен к религиозной общине г.Чердыни. Прихожане отказались его принять. В 1936 г. снят с регистрации, находился на иждивении дочери. Арестован 6 февраля 1938 г., расстрелян 10 марта 1938 г.

В ноябре 1935 г.назначен настоятелем священник Сергей Николаевич Терехин. Прихожане отказались его  принять.

С декабря 1934 г.по 5 декабря 1936 г. второй священник Дмитрий Спиридонович Соловьев. Снят с регистрации.

С 5 декабря 1936 г. по 24 декабря 1942 г. место праздно.

Московской Патриархией назначен  29 ноября 1942 г., к службе приступил  23 декабря 1942 г., служил по 1947 г. Евфимий Алексеевич.Бесщапов.

С февраля 1943 г. по 13 июня 1947 г. вторым священником  был Дмитрий Спиридонович Соловьев.

С 22 декабря 1943 г.по 27 декабря 1944 г. третьим священником служил Валентин Александрович Попов.

С 13 июня 1947 г. по 16 сентября 1949 г. становится приписной к Богоявленской церкви.

Служит причт Богоявленской церкви

С 13 июня 1947 г. по 16 сентября 1949 г. священник  Евфимий Алексеевич.Бесщапов. Присутствовал при закрытии и опечатывании Симеоновской церкви 10 октября 1949 г.

С13 июня 1947г. по ноябрь 1948 г. второй священник Богоявленской церкви  Дмитрий Спиридонович Соловьев.

С 1948г. до 16 сентября 1949 г. священник Богоявленской церкви Александр Александрович Лопатин.

Псаломщики:

С 31 марта 1908 г. по 21 сентября 1918 г. на вакансии псаломщика диакон Спасской церкви Александр Евфимович Ипатов. Убит красногвардейцами 21.09.1918г..

На 15 октября, 16 ноября1918г. и. д. псаломщика Спасской церкви Павел Троицкий.

С 1934 г. до 6 февраля 1938 г. на вакансии псаломщика диакон Анатолий Михайлович Заводчиков. Арестован 6 февраля 1938 г., расстрелян 10 марта 1938 г.

На 21 сентября 1943г. должность псаломщика вакантна.

Андрей Иоаннович Антонов.  В 1940-е гг. служил в Перми в кафедральном соборе. За нетрезвый образ жизни переведен в Соликамск к храму Симеона Верхотурского.

В 1948 г. переведен  диакон Гавриил Михайлович Тресков. (Там же, стр.85)

 Церковные старосты Симеоновской церкви:

С1915 г. утвержден  на 1-е трехлетие    мещанин Николай Павлович Рязанцев.

На сентябрь 1920 г. Антон Семенович Перминов.

С11 апреля 1937 г. по 16 сентября 1949 г. Евдокия Матвеевна Чигирева. Присутствовала при закрытии и опечатывании Семеновской церкви  10 октября 1949 г.

Гаряев Г. С.

Диакон Заводчиков А. М.

Ипатов А.Е.

Попов В.А. 1930г.

Соловьев Д. С.

Фаворитов П. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ссылки у автора.