Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, научный сотрудник.
В советское время положение священно-церковнослужителей было тяжелым. Церковь и ее служители подвергались гонениям, а временами — открытому террору. Духовенство, которому удалось пережить красный террор и гражданскую войну, попало под репрессии 30-х годов. Поэтому судьбы их, как и лица многих из них, остаются неизвестными до сих пор. Кто были те священно-церковнослужители, составлявшие причты церквей на момент их закрытия? Как сложилась их дальнейшая судьба и какие трудности им пришлось преодолеть на своем жизненном пути? Мы попытаемся понять это, рассмотрев судьбу последнего причта Богоявленской церкви села Вильва Соликамского района.
Священник Серебренников Василий Николаевич
Родился Василий Николаевич 23 декабря 1870 года в селе Зюкай Оханского уезда Пермской губернии в семье священника Николая Иоанновича Серебренникова. С 1890 по 1895 год Василий Серебренников исправлял должность псаломщика в Свято-Троицкой церкви села Ленва Соликамского уезда. В 1891 году из-за болезни он окончил только 3 курса Пермской Духовной семинарии. Указом Пермской Духовной Консистории (ПДК) от 29 мая 1895 года был перемещен на псаломщическое место к Рождество-Богородицкой церкви села Усть-Боровского Соликамского уезда. 15 июля 1897 года Василий Николаевич был рукоположен в сан диакона и перемещен к церкви Вильвенского села Чердынского уезда. В 1903 году Василий Серебренников рукоположен во священника с оставлением на диаконской вакансии при Вильвенской церкви. Указом ПДК от 30 марта 1906 года о. Василий был перемещен к Петро-Павловской церкви Андреевского села Оханского уезда. Вероятно, этот перевод был сделан по личному прошению Василия Николаевича, т.к. в этой церкви много лет прослужил настоятелем его отец, к этому времени находившийся уже за штатом в сане протоиерея. Более того, на 1909 год в причте церкви этого села в должности псаломщика служил Владимир Николаевич Серебренников, 34 лет, с большой долей вероятности можно предположить, что это младший брат о. Василия. Здесь, рядом с родными, Василий Николаевич прослужил до 1914 года. Далее, указом ПДК от 2 июля 1914 года он переводится на священническую вакансию к церкви села Вильвы Чердынского уезда, где в должности настоятеля прослужит до конца 1928 года. Здесь, в Вильве, вместе со своей семьей он переживет самые трудные годы – разруху, голод, гражданскую войну. Во время своего настоятельства он ввел в храме всенародное пение – все прихожане участвовали в богослужении, исполняя песнопения. Будучи человеком образованным, Василий Николаевич не мог не замечать произошедших в стране изменений, как, впрочем, и того, что перемены эти коснулись уже и самой Церкви. Поэтому, когда в 1923 году Пермское Епархиальное Управление проводило опрос среди духовенства, выясняя его отношение к проблемам внутрицерковной жизни в Русской Православной Церкви, о. Василий предлагал во всех приходах проводить внебогослужебные беседы, широко организовывать общества трезвости для оздоровления Родины. Считал необходимым поднять нравственность духовенства, как пример для прихожан. В вопросе о епископате он придерживался обновленческой позиции – считал необходимым передачу управления в епархиях белому духовенству: «…радуюсь удалению от власти епископов надменных, иду навстречу власти белого духовенства, если оно окажется на высоте своего положения».
Отдаленность священников от политической жизни не спасала их от притеснений и преследования советской властью. В 1925 году Василия Николаевича и его жену Марию Максимовну лишили избирательных прав, но это было только начало. В январе 1929 года о. Василий был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и 18 августа того же года приговорен по ст.58-10 УК особым совещанием коллегии ОГПУ к 3 годам концлагерей. В эти годы сроки заключения были еще не большие и наказания, если так можно выразиться, были «мягкими»; всего через несколько лет всё изменится, и наказания ужесточатся. Отбыв наказание в Соловецких лагерях, он вышел на свободу в конце 1931года. Василий Серебренников получил полную свободу, без ограничения в выборе места жительства, и возвратился на территорию бывшей Пермской епархии. В это время Василий Николаевич временно исполнял обязанности священника при разных храмах: с 3 ноября 1932 по 15 февраля 1933 года — при Ново-Рождественской церкви Лысьвенского района; с 16 апреля 1933 года временно исполнял должность священника при Усть-Гаревской Христо-Рождественской церкви Добрянского района; с 1 августа 1933 по 1 августа 1935 года состоял священником церкви Захаровского села Кудымкорского района.
С 19 сентября 1935 года священник Серебренников поступил на службу к Михаило-Архангельской церкви села Цыдва Чердынского района. Здесь Василий Николаевич прослужил до своего второго ареста в 1938 году. Это было время большого террора, время, когда по стране повсеместно выявлялись разные террористические, шпионско-диверсионные организации, и органы НКВД вели усиленную работу по их поиску. Конечно же, Чердынский РО НКВД не мог стоять в стороне от столь важного дела, и к ноябрю 1937 года на территории Чердынского района была вскрыта своя крупная контрреволюционная диверсионно-повстанческая организация, в которую, помимо Серебренникова, входил еще ряд священников, служивших в окрестных селах. Целью этой организации было свержение советской власти путем вооруженного восстания. Арестовали о. Василия 4 февраля 1938 года, в вину ему вменялись вербовка повстанческих кадров и создание в селе Цыдва повстанческой группы из 5 человек. В ходе следствия В.Н. Серебренников свою вину признал полностью, и решением тройки при УНКВД Свердловской области от 26 февраля 1938 года был приговорен к высшей мере наказания (расстрелу) с конфискацией лично принадлежащего имущества. Приговор был приведен в исполнение 10 марта 1938 года.
Так закончился земной путь о. Василия. Последним местом служения священника Василия Серебренникова является церковь в селе Цыдва. Впрочем, я уверен в том, что, не случись того первого ареста в 1929 году, о. Василий и дальше оставался бы служить в Вильве до самого закрытия храма, т. к. родные его находились здесь же. Мне удалось установить, что его дети в октябре 1933 года работали на опытной станции Союзкалия в д. Тюлькино. Сын — Иван Васильевич — работал счетоводом, а дочь — Ольга Васильевна – техником, и этот факт дает надежду, что остались потомки священника Василия Серебренникова. Поэтому я включил его в последний причт Вильвенской Богоявленской церкви. К великому моему сожалению, не удалось найти фотографию Василия Николаевича, но есть надежда, что потомки его откликнутся, и еще одно лицо человека, пропавшего в водовороте репрессий, станет нам известно.
Священник Валентин Александрович Попов
Родился 11 апреля 1892 года в селе Вильва Пермской губернии в семье
священнического сына. Отец его, Александр Петрович, был глухонемой и жил на иждивении своего отца, Петра Александровича Попова, настоятеля Вильвенской церкви. Более того, здесь же, при Богоявленской церкви в селе Вильва, в свое время служил пономарем и его прадед — Александр Попов. Таким образом, с Вильвенской церковью о. Валентина связывала служба как минимум нескольких поколений его предков.
Валентин Александрович окончил четырехклассное городское училище в г. Чердыни. Начинал свою службу в Вильве церковником (низшая должность церковного клира). Епископом Пермским и Соликамским Палладием (Добронравовым) в 1911 году Валентин Александрович был назначен псаломщиком к церкви села Воскресенского Соликамского уезда. Владыкой Андроником (Никольским) 15 августа 1915 года рукоположен в сан диакона к той же церкви. В 1919 году Валентин Попов был мобилизован в Красную армию, где прослужил 4 месяца в 18 запасном стрелковом полку Приуральского военного округа. Епископом Пермским Сильвестром (Братановским) 8 сентября 1922 года диакон Попов рукоположен в сан священника к церкви села Вильва Чердынского уезда. Иерей Валентин продолжил традиции всенародного пения, введенного его предшественником, о. В. Серебренниковым. В 1929 году отец Валентин Попов пребывал в обновленческом расколе.
В семействе у него на 1930 год были жена, Александра Васильевна, 39 лет, и 4 детей: Серафима, 16 лет; Ангелина, 13 лет; Таисия, 3 лет, и сын Евгений, 5 лет. О. Валентин имел в селе Вильве пополам с отцом 2-х этажный деревянный дом, корову и 55 соток покоса; тем не менее, он облагался повышенным с/х налогом. Как служитель религиозного культа, Валентин Александрович вместе с супругой были лишены избирательных прав. В следственном деле 1930 года он писал об этом факте так: «За 1929 г. я платил с/х налогу 217р. — подоходным же меня налогом не обкладывали, видимо этот доход (по церкви) причислен был к доходу сельскохозяйственному, хотя имею я всего корову и 55 соток покоса». Советскую власть Валентин Александрович признавал и не являлся ее противником. Более того, он одобрял организацию в с. Вильве колхоза и даже пытался сам вступить в него, но ему было отказано, как лишенцу. В 1930 году он так высказывался об изменениях, происходивших в деревенской жизни: «Прогрессом, происходящим сейчас в деревне, я интересуюсь. Но оттеснён в активном участии в этом прогрессе тем, что я лишен права быть на собраниях, совещаниях и т.д. Почему и приходится быть пассивным свидетелем всех происходящих в деревне событий». Не смотря на лояльность к советской власти, Валентин Александрович был арестован 1 марта 1930 года Верхне-Камским отделом ОКРО ОГПУ по обвинению в контрреволюционной деятельности и 28 мая приговорен тройкой ПП ОГПУ по Уралу к 5 годам лишения свободы. С 1930-1933 годах он находился в заключении. После своего досрочного освобождения, Валентин Попов приезжает в город Соликамск и с 15 декабря 1933г. поступает на работу навальщиком в горный цех калийного комбината. Работа навальщика в шахте физически очень тяжелая, но о. Валентин и здесь работал честно, по-стахановски. О его трудовых заслугах даже писали в местной газете «Вперёд» в 1938 году: «…на 8 января на третьем участке шахты звено навальщиков т. Попова выполнило норму на 159%…». Валентин Александрович проработал в калийной шахте до 1942 года и уволился по болезни 10 октября.
С началом Великой Отечественной войны отношение советской власти к Церкви кардинально меняется по всей стране. Изменения эти коснулись и Соликамска. В городе вновь начинаются службы в кладбищенской церкви Симеона Верхотурского. Увольнение Валентина Попова, вероятно, связано было еще и с полученным месяцем ранее назначением к этой церкви.
8 сентября 1942 года указом митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) о. Валентин назначается псаломщиком к Симеоновской кладбищенской церкви г. Соликамска. В 1943 году он был принят из обновленчества в Патриаршую Церковь епископом Молотовским и Соликамским Александром (Толстопятовым). Указом этого же архиерея от 22 декабря 1943 года отец Валентин назначен третьим священником кладбищенской Симеоновской церкви г. Соликамска. В 1944 году указом от 27 декабря епископ Молотовский и Соликамский Александр (Толстопятов) назначает священника Валентина Попова настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Шлыки Частинского района. Архиепископ Молотовский и Соликамский Иоанна (Лавриненко) указом от 3 сентября 1954 года ввиду болезненного состояния вывел о. Валентина за штат.
Не известно, приезжал о. Валентин в свое родное село Вильву после выхода за штат или нет, но из всего причта он был единственным коренным вильвенцем.
Диакон-псаломщик Илья Семенович Плотников
Родился 17 июля 1892 года в семье крестьянина села Усть-Боровского Городищенской волости Пермской губернии. Здесь, в Усть-Боровском, Илья Семенович окончил сельскую школу, духовного образования он не получил. В 1917 году Илья Плотников начинает свою службу в качестве церковника при Усть-Боровской церкви. В 1919 году он был мобилизован в армию Колчака, где прослужил телефонистом до 1920 года, затем перешел в Красную армию, где прослужил, так же в должности телефониста, до 1921 года. После демобилизации Илья Плотников возвратился в родное село и с 1922 по 1924 год служил в Усть-Боровской церкви диаконом-псаломщиком. В этом же году постановлением Усть-Боровского сельского совета он был лишен избирательных прав, как служитель религиозного культа. Не известно, по чьему распоряжению, но в 1925 году Илья Семенович числится диаконом-псаломщиком Богоявленской церкви села Вильва, где на 1 декабря вместе с женой проходит по списку лишенных избирательных прав. И.С. Плотников прослужил диаконом при Вильвенской церкви до конца 1929 года, после чего решил отказаться от службы в Церкви и вернулся обратно в село Усть-Боровское. Здесь 2 февраля 1930 года через районную газету «Ударник» он официально отрекся от Церкви. Плотников пытается начать новую жизнь, устраивается на сользавод и с 1 марта 1930 года «занимается общественно-полезным трудом, а именно работой». За 4 года на сользаводе он успел поработать вынимальщиком соли при варницах, рамщиком лесопилки на паровой тяге, старшим рабочим по заготовки топлива для завода, плотником и т.д. В марте 1934 года он обращается в избирательную комиссию Березниковского района с просьбой учесть факт отсутствия дисциплинарных взысканий, отсутствия судимости и восстановить его в правах, как трудящегося. Но комиссия, рассмотрев заявление Плотникова, в восстановлении ему отказала сославшись на отсутствие достаточного общественного трудового стажа. Установить дальнейшая судьбу Ильи Семеновича, как и найти его фотографию, к сожалению, мне не удалось. Поэтому не известно, вернулся ли он впоследствии к церковному служению, или нет.
Ссылки у автора.