Заказ экскурсии


Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, научный сотрудник.

Введенская церковь, фото 2003г.

После установления советской власти жизнь в стране изменилась. Сильно изменилось и отношение новой власти к Церкви. Так, в селе Верх-Яйва по распоряжению волостного военного комиссара священника и псаломщика выселили из своих домов. В доме священника поместили волисполком, комитет бедноты и местную партийную организацию, а в доме псаломщика разместился отряд красногвардейцев.1 При воплощении в жизнь Декрета  об отделении Церкви от государства все имущество Введенской церкви  по распоряжению уездных властей было отчуждено и оставлено по актам в пользование обществу верующих. В ответ на предписание Усольского уездного юридического отдела 3 ноября 1918 г. была проведена проверка наличия церковного имущества по дореволюционной церковной описи. На 1918 г. в храме находилось 73 икон, из них 30 – в иконостасе. На колокольне было 8 медных колоколов, вес самого большого составлял 48 пудов 10 фунтов (768 кг).  Был так же  описан и передан в распоряжение местного волостного совета весь церковный капитал, составлявший на 11 ноября 1918 г. 31125 рублей. Кроме церковного, было описано и имущество всех 8 приписных часовен. На 28 ноября 1918 г. в часовне д. Ерзовка было 18 икон разных размеров и 3 медных колокола, в часовне д. Гашкова — 16 икон разного размера и 3 колокола, в часовне д. Коченгина — 10 икон разного размера и 2 колокола, в часовне д. Махнева — 7 икон разного размера и 3 колокола, в часовне д.Степановка — 9 икон разного размера и 3 колокола, в часовне д. Камень — 16 икон разного размера и 5 колоколов, в часовне д. Ик — 7 икон разного размера и 2 колокола, в часовне д. Чикман — 8 икон разного размера и 3 колокола. Все имущество часовен также передавалось по договору во временное пользование гражданам.2

 

Сивков Иван Маркович, комиссар В-Яйвенской волости

В конце декабря 1918 г. под угрозой захвата белыми оказались Соликамский и Чердынский уезды. Колчаковские войска приближались к городу Соликамску со стороны Верхотурского тракта. 21 декабря началась эвакуация из города советских учреждений, ценностей, документов; город покидали коммунисты, красногвардейцы и члены их семей. Эвакуационные обозы шли через села Касиб, Березовку, Уролку, Кочево, Юрлу и далее по Юрлинскому тракту на Вятку. Перед отступлением из с.Верх Яйвы  волостной военный комиссар И.М.Сивков провел мобилизацию всего мужского населения  Верх-Яйвенской волости в возрасте от 18 до 50 лет, оставляя только инвалидов; для нужд обороны были конфискованы лошади и другое необходимое имущество. В своих воспоминаниях он объяснял это так: «Наша задача была мобилизовать все молодое население, у кулаков забрать хлеб, скот. Из кооперативов эвакуировать ценности».3 Сивков ничего не говорит о церковных ценностях, но зато об этом упоминает местный священник Павел Хомяков: «При отступлении от села В-Яйва советской властью в лице бывшего местного комиссариата 13 декабря было отобрано из церковной кассы денег 4371 р. 15 к., состоящих из сумм – церковных 2972 р. и церковно-приходского совета 1399 р. 15 к., и восковых свеч 10 фунтов».4

Таким образом, к 1 января 1919 г. в церкви осталось 50 копеек и не было ни одной свечи. На этом грабеж церкви не закончился.

Уже после гражданской войны, в 1922 г., были  составлены описи окладов икон и церковной утвари из драгоценных металлов для последующего их  изъятия в пользу голодающих. О том, что эти предметы были изъяты из Введенской церкви, свидетельствует запись в клировой ведомости храма за 1924 г.: «Утварью церковь недостаточна, в отношении ризницы и некоторых праздничных икон».5

В 1927 г. на средства прихожан был сделан ремонт колокольни и паперти церкви, а также произведена покраска крыши и полов. На 1928 г. оба церковных дома, ранее национализированные, использовались сельским советом. В Верх-Яйвенский приход, помимо села, входили также 16 деревень: Замельничная, Анкушина, Махнева, Шубина (Шаламова), Калиничи (Каченгина), Загорная (Загора), Осинники, Верхняя и Нижняя Ерзовки, Гашкова, Чикман, Чертеж, Ик, Камень, Нартина,  Исанка  и Степановка — всего 361 хозяйство с общим числом  душ 2026 обоего пола.6

Время шло, давление советской власти на Церковь усиливалось, положение духовенства становилось все хуже. Из-за репрессий, непосильных налоговых платежей, разных видов притеснений и перегибов на местах священники уходили со службы, слагая с себя сан. За отсутствием священника богослужения в храме прекращались. Общинам верующих становилось все сложнее содержать церковные здания, а далее, по уже отработанному шаблону, местная власть  собирала подписи граждан о передаче здание церкви под культурные учреждения, и число этих граждан было гораздо больше, чем количество верующих. По сведениям Ворошиловского райисполкома, в 1931 г. руководством Верх-Яйвенского сельского совета была проведена массовая работа по вопросу закрытия Введенской церкви и часовен, находившихся в деревнях Гашкова, Кочергина, Чикман, Степанова, Камень, Ик. В результате этой работы все  религиозные общества и группы распались, а церковные здания стали использоваться под зернохранилища.7

Таким образом, церковь и часовни были фактически закрыты, но это не было юридически оформлено.

Часовня д.Ерзовки

25 ноября 1935 г. президиум Ворошиловского райисполкома принял постановление  о передаче всех церковных зданий для использования под культурные учреждения. Одновременно райисполком просил Свердловский облисполком санкционировать данное постановление, уточняя при этом, что фактически здания уже закрыты: «…каких-либо недоразумений при окончательном их закрытии не будет, т.к. групп верующих нет — они распались».8 15 декабря 1935 г. областная культовая комиссия удовлетворила ходатайство Ворошиловского райисполкома о закрытии Верх-Яйвенской церкви.9 С церкви сняли крест, разобрали купол и переоборудовали здание под клуб.

С началом Великой Отечественной войны  отношение советской власти к Церкви изменилось. Перемены коснулись и города Соликамска. С лета 1941 г. из местных газет исчезают статьи атеистического содержания, а к концу 1942 г. к городским властям начинают поступать обращения от церковных советов с просьбами об открытии храмов. Так, уже в декабре 1942 г. в городе Соликамске были возобновлены службы в кладбищенской Симеоновской церкви, а  в 1947 г. открыли еще Богоявленскую церковь. Далеко не на все обращения верующих власти отвечали положительно, но все же прецедент уже был создан. Из отдалённых сел и деревень  района для того, чтобы помолиться, верующие вынуждены были идти в город. Расстояние от села Верх-Яйва до города Соликамска составляло около 65 км, и преодолеть этот путь было не всякому под силу, тем более – пожилым людям. Именно эта причина побудила верующих Верх-Явенского сельсовета 28 октября 1947 г. обратиться к уполномоченному совета по делам Русской Православной Церкви по Молотовской (Пермской) области с просьбой разрешить открыть храм в селе. К данному заявлению прилагался список  20 жителей села Верх-Яйва, деревень Ерзовки и Гари. К этому времени клуб уже перевели в другое помещение и здание церкви не использовалось.10

Макет часовни, д. Камень

Для принятия соответствующего решения Молотовский облисполком  запросил у Соликамского райисполкома информацию о техническом состоянии здания церкви, под какие цели оно используется, на каком расстоянии находится от г. Соликамска. Помимо этого, областные власти интересовало, кто был инициатором ходатайства.11 Райисполком предоставил по данному вопросу следующие сведения: «При проверке установлено следующее: никакой группы верующих в с. Верх-Яйва нет. Инициатором подачи заявления является Вострецова Августа Прокопьевна, старуха 60 лет, без определенных занятий, в прошлом – просфорня. Заявление верующие не подписывали и их желание о занесении в список верующих никто не спрашивал. В подтверждение этому прилагается заявление зав. избой-читальней т. Седельникова, который также внесен в список».12 Что касается технического состояния здания церкви, то мнения верующих и власти по этому вопросу тоже разнились. Группа верующих считала здание вполне пригодным для богослужения: «…входы и расположение церковных мест не нарушены, только снят купол и крест, больших поломок не произведено».13 Райисполком же, напротив, считал здание совершено непригодным: «Колокольни и куполов нет, потолок и пол прогнили, стены также требуют капитального ремонта. В настоящее время помещение бывшей церкви совершенно не используется и не может быть использовано по техническому состоянию».14 В подтверждении этого прилагался составленный комиссией акт обследования здания от 2 декабря 1947 г. Комиссия в составе уполномоченного райкома ВКП(б), председателя Верх-Яйвенского сельсовета и секретаря местной партийной организации вынесла следующий вердикт: «Здание для ремонта под церковь не пригодно. Установка купола не возможна т.к. не выдержат тяжести  прогнившие балки и потолок. Пол совершено не пригоден (сгнил). Ограды нет, инвентаря нет, а потому считаем, что выше указанное здание совершено не пригодно для ремонта».15 И все бы ничего, да только, по мнению верующих граждан Верх-Яйвенского сельсовета,  в состав комиссии попал главный виновник разрушения церкви. В своем вторичном обращении  к уполномоченному по делам Церкви по Молотовской области от 10 января 1948 г. они прямо указывают: «Разрушил ее наш председатель сельсовета, договор и опись имущества все прошло через его руки. Сам сломал крест и купол, [церковные] комоды и гардеробы и сейчас стоят в его квартире».16 Граждане вновь пытаются убедить власти в том, что церковь можно отремонтировать: «Здание хотя и деревянное, но еще стоит крепко. Построено на каменном фундаменте, только от недосмотру протекает крыша и испортилась малая часть потолка, что поправимо и легко можно сделать».17 На этот раз к заявлению верующих прилагались подписи 22 жителей села Верх-Яйва, 16 жителей д. Ерзовка, 13 жителей д. Камень и 42 жителей д. Гашковой. В результате в ответ на эти обращения уполномоченным совета по делам Русской Православной Церкви была подготовлена справка-заключение от 16 февраля 1948 г. В справке говорилось о плохом техническом состоянии церкви, ссылаясь при этом на все тот же акт обследования от 2 декабря, и говорилось об отсутствии группы верующих на территории Верх-Яйвенского сельсовета. Указывалось также, что заявление об открытии церкви – инициатива только 4 человек: «Заявление об открытии церкви написано бывшей просфорней этой церкви монахиней Вострецовой А.П., поддерживают ходатайство об открытии церкви гр-не: Старцев Г.В. 1897 г. рожд., работает сторожем, Старцева А.З. 1894 г. рожд., домохозяйка, Анкушин А.В. 1895 г. рожд., инвалид II группы. Остальные 20 человек внесено в список – собственноручно[сами] не подписывали и своего согласия на то не давали».18 На основании этой справки  Облисполком 12 марта 1948 г. вынес решение: «…ходатайство группы верующих об открытии церкви в селе Верх-Яйва Соликамского района отклонить».19 Так попытка местного верующего населения сделать храм вновь действующим не удалась.

Можно предположить, что, если бы власти тогда передали здание церкви верующим и те провели бы в ней мало-мальский ремонт, то она наверняка сохранилась бы до наших дней. К сожалению, церкви больше нет и от былого села Верх-Яйва практически ничего не осталось, но сохранилась их история.

Причт

По штатам 1846г  положено: священник и пономарь.
По утвержденным Святейшим Синодом в 1852 г. штатам положено:  священник, дьячок, пономарь.
По вновь проектируемым с 1869 г.   штатам оставлено: 1 священник и 1 псаломщик.
По штатному расписанию, утвержденному в 1873 г., Верх-Яйвенской церкви было положено священник и псаломщик.
По указу Святейшего Синода от 4 марта 1885 г. по штату Верх-Яйвенской церкви положено так же 1 священник и 1 псаломщик.

Священники-настоятели

На 14 декабря 1645 г. — Симеон Бабинов.
На 1744 г. — Иоанн Елисеев.
1778 — 1880 гг.- Иаков Наумович Пенягин.
С 1784 по январь 1785 г. входящий священник — с. Верх-Усолка Покровской церкви иерей Евфимий Симеонович Попов.
С февраля 1785 по 5 января 1805 г. — Андрей Нестерович Бабин. Умер по болезни в возрасте 50 лет 19 февраля. 1805 г.
С января 1805 г. служили, сменяя друг друга, входящие священники: священник села Растес Троицкой церкви Алексей Иванович Мельников, священник Покрова Богородицкой церкви села Верх-Усолка Алексей Стефанович Бабин, священник Николаевской церкви села Булатово Дмитрий Федорович Бабин.
С  29 мая 1805 по 1830 г. настоятель — иерей Поликарп Яковлевич Филипьев. Умер от чахотки 4 сентября 1830 г.
С 29 августа по ноябрь 1830 г. — входящий священник Покрова Богородицкой церкви села Верх-Усолка иерей Василий Алексеевич Бабин.
С декабря 1830 по июль 1831 г. — входящий священник Преображенской церкви города Соликамска Андрей Нестерович Двинянинов.
С 23 июля 1831 г. – священник Василий Афанасьевич Зуев.
В 1832 г. — входящий священник села Красного Иоанновской церкви Григорий Матвеевич Бабин.
С 6 марта  1832 г. входящий священник г.Соликамска Преображенской церкви иерей Андрей Нестерович Двинянинов.
С апреля 1832 г. – входящий священник Иоанновской церкви села Красного иерей Георгий Матвеевич Бабин.
С 1847 по 1853 г. — священник Ексакустодиан Андреевич Стахиев.
С 10 июля 1854 по март 1866 г.  – священник Иоанн Семенович Флоров.
С апреля 1866 по ноябрь 1867 г. – священник Андрей (Андреевич) Павловский.
С 1867 по 1868 г. – священник Александр Андреевич Третьяков.
С января 1868 по ноябрь 1868 г. священническое место праздно. Служат входящие священники:
В июне 1868 г. входящий священник В.-Усольской Покровской церкви иерей Семеон Семеонович Калачников.
В октябре 1868 г. — входящий священник Игнатий Иванов.
С 30 сентября 1868 по день кончины — 12 января 1880 г. – священник Стефан Алексеевич Знаменский.
С 29 марта 1880 по 12 апреля 1896 г. – священник Василий Александрович Смышляев. Отрешен от места, запрещен в священнослужении и низведен в причетники.
С 22 апреля 1896 г. — входящий священник  Троицкой церкви села Растес иерей Василий Владимирович Ермолин.
С 5 июля 1896 по 11 февраля 1908 г. – священник  Иоанн Алексеевич Дмитревский.
С марта 1908 по 14 октября 1911 г. – священник Владимир Иоаннович Карнаев.
С 4 октября 1911 по 8 декабря 1911 г. – священник Василий Антонович Введенский. Выведен за штат.
Далее место  настоятеля праздно. Требы исполнял входящий священник Подслудской церкви Георгий Боголюбов. 2 декабря 1911 г. благочинным направлен для исполнения богослужения и треб иеромонах Свято-Троицкого Соликамского мужского монастыря.
С 11 января 1912 по февраль 1913 г. – священник Василий Афанасьевич Стефановский.
С 12 февраля 1913 по 1922 г. – священник Павел Федорович Хомяков.
С 11 марта 1922 по июль 1923 г. – священник Иоанн Алексеевич Караваев.
С 21 июля 1923 по январь 1926 г. — священник Георгий Дмитриевич Молчанов.
С 1926 г. – священник Федор Афанасьевич Варушкин.

Диаконы и дьячки

С 1780 по 1806 г. — дьячок Нестор  Иванович Бабин. Уволен за штат по болезни в 1806 г. Умер 18.06.1809  в возрасте 83 лет.
… по 1813 г. — дьячок Хрисанф Андреевич Бабин. Умер 12.07.1813 от чахотки в возрасте 9  лет. Сын бывшего настоятеля Андрея Нестеровича Бабина.
С 1825 по 1826 г. — диакон Егор (Георгий) Поликарпович Филипьев.
С 1827 по 1830 г. – дьячок Иоанн Шешуков.
В 1831 и 1832 гг. место дьячка праздно.
С 1847 по 1850 г. — дьячок Виктор Матвеевич Румянцев.
В 1852 г. место дьячка праздно.
С 1852 по июнь1855 г. – место дьячка занимает запрещенный диакон Петр Афанасьевич Зуев.
С июня 1855 по 1860 г. — дьячок Симеон Афанасьевич Флоров.
С января по март 1861 г. — место дьячка праздно.
С марта 1861 г. — дьячок Гавриил Михайлович Коровин.
С марта 1862 по февраль 1862 г. — дьячок Гавриил Михайлович Кожевников.
С марта 1862  по сентябрь 1863 г. место дьячка праздно.
С  октября 1863 по август 1864 г. — дьячок Илья Дмитриевич Жунев.
В сентябре-октябре 1864 г. исправлял должность дьячка Иван Шишаков.
С ноября 1864  по ноябрь 1867 г. исправлял должность дьячка Александр Иванович Шардин.
С 19 декабря 1867 по ноябрь 1869 г. исправлял должность  дьячка Николай Павлович Ежов.

Псаломщики

С декабря 1869 по 1874 г. в должности псаломщика состоял Николай Ежов.
С 27 марта 1875 по 13 сентября 1875 г. в должности псаломщика состоял диакон Георгий Иванович Баранов.
С 15 сентября 1875 по 6 апреля 1877 г. в должности псаломщика состоял запрещенный священник Елисей Васильевич Новопашин.
С 14 апреля 1877 по июль 1878 г. – псаломщик Александр Александрович Капкановский.
С 12 июля 1878 по 1882 г. в должности псаломщика состоял  диакон Александр Евсеевич Троицкий.
С 27 августа 1882 по 1884 г. в должности псаломщика состоял запрещенный диакон Николай Стефанович Попов.
С октября 1885 по 20 сентябрь 1886 г. в должности псаломщика состоял запрещенный священник  Василий Иоаннович Голубчиков.
С 16 марта 1886 по 1900 г. псаломщик Андрей Петрович Попов.
С 29 февраля 1900 по 5 декабря 1913 г. псаломщик Петр Николаевич Пьянков. С апреля 1913 г.числится диаконом на вакансии псаломщика.
С 5 декабря 1913 по 1922 г. псаломщик Иоанн Алексеевич Караваев. 9 марта 1918 г. рукоположен в сан диакона с оставлением на вакансии псаломщика.
С 22 августа 1923  по 1926 г. псаломщик Анатолий Михайлович Заводчиков.
С 7 июня 1927, 1928 г. и по …  псаломщик Виктор Иванович Кондюрин.

Пономари.

С 1780 по 1805 г. – Федор Иванович Бабин. «Скоропостижною смертью помер в возрасте 65 лет 14 июня 1805 г.»
С 1820 по 1824 г. — Егор(Георгий) Поликарпович Филипьев. В 1825 г. рукоположен во диакона.
В 1830,1831,1832, 1847 и до 1853 пономаря нет, возможно, место было праздно.
С 1853  по 4 сентября 1854 г. приуказный пономарь Иван Вадиковский.
С 1855 по 1856 г. приуказный пономарь Григорий Стефанович Коровин.
В 1857 г. пономарское место праздно.
В 1858 г. пономарскую должность исправлял Иван Устинович Копытов.
До  октября 1859 г. пономарское место праздно.
С октября 1859 г. пономарскую должность исправлял Филипп Терентьевич Ярушин.
С января 1861 по сентябрь 1863 г. —  Илья Дмитриевич Жунев.
С октября 1863 г. пономарское место праздно.
С октября 1864 по май 1869 г. пономарскую должность исправлял Николай Иванович Тимофеев.

Просфорни

С 1865 по 1868 г. — села Верх-Яйва крестьянская вдова София Лаврентьевна Старцева.
С 1869 по 1875г., за смертью вдовы Софии Старцевой, просфорническое место состоит праздно.
С 15 октября 1875 по 1880 г. место зачислено за вдовой псаломщика  церкви Александровского завода Соликамского уезда Федора Собянина, Александрой Ивановной Собяниной.
С сентября 1882 г. место состоит праздно.
С 30 октября 1886 г. просфорническую должность исправляла девица Ольга Васильевна Топоркова, дочь умершего священника Василия Васильевича Топоркова.
В 1888 г. место состоит праздно.
С 20 ноября 1888 по1892 г. просфорня — Ольга Ильинична Корионова, вдова диакона церкви села Таборы Оханского уезда Иоанна Федоровича Корионова.
С 18 мая 1892 по 1894 г. — дочь священника Раиса Васильевна Смышляева.
В 1895 г. — жена священника Лидия Ивановна Смышляева.
С 1896  по 1897 г. — дочь священника Анимаиса Васильевна Смышляева.
С 10 июля 1897 по 1900 г. — Анна Ивановна Мельникова.
С 17 февраля 1901 г. —  крестьянка Ленвенской волости девица Таисия Михайловна Старцева.
С 1903 г. должность просфорни временно исполняет почетная гражданка Татьяна Алексеевна Самочадина.
С 24 марта 1904 по 1907 г. допущена к исправлению просфорнической должности вдова личная почетная гражданка Татьяна Алексеевна Самочадина.
С 26 марта 1908 г. допущена к исправлению просфорнической должности крестьянка с. В-Яйва вдова Параскева Павловна Старцева. 31 октября 1911г. написала прошение об увольнении от обязанностей просфорни.
С 6 декабря 1911 г. — диаконская дочь Александра Николаевна Старцева.
С 4 апреля 1913 г. назначена на должность просфорни Е.Ф. Черепанова.
С … по 1915 г. место просфорни состоит праздно.
В 1915 г. на  должность просфорни была  назначена Варвара Сыропятова, но к месту служения не явилась.
С 1 сентября 1915 г., 1928 г. и по… с разрешения причта временно исполняла обязанности крестьянка села В-Яйва Августа Прокопьевна Вострецова.

Церковные старосты. 

В мае 1850 и по 1854 г. — Николай Иванович Старцев.
С 11 ноября 1854 по ноябрь 1856 г. – крестьянин Андрей Ильич Старцев.
В апреле 1858, сентябре 1859 г. — крестьянин Ефим Коченгин.
С марта 1860 по 1863 г. –  крестьянин Георгий (Егор) Туснин.
С апреля 1863 по март 1866 г. — крестьянин Иван Егорович Старцев.
С апреля 1866 по март 1869 г. — крестьянин деревни Анкушиной или Гарей Григорий Маркович Байбаков.
С 27 февраля 1869 по  1872 г. — крестьянин  деревни Шубиной Евграф Иудин Шубин.
С 27 марта 1872 по  январь 1878 г. — крестьянин деревни Шубиной Петр Максимович Шубин.
С 12 января 1878 по 1880 г. — крестьянин деревни   Ерзовка Нестор Пантелеевич Старцев.
С 28 января 1881 по март 1884 г. — крестьянин деревни Шубиной Стефан Никифорович Старцев.
С 6 марта 1884 по 1887 г. — крестьянин деревни Шубиной Семен Трифонович Старцев.
С 28 февраля 1887 по 1890 г. — крестьянин деревни Махневой Василий Трифонович Байбаков.
С 24 января 1890 по  27 февраля 1893 г. — крестьянин деревни Калиничи (Коченгина) Прохор Еремеевич Коченгин.
С 27 февраля 1893 г. —  Стефан Никифорович Старцев.
С января 1896 по 1902 г. — крестьянин деревни Ерзовка Петр Иоаннович Байбаков.
С января 1902 по январь 1908 г. — крестьянин деревни Махневой  Василий Трифонович Байбаков.
С 24 января 1908г. по … — крестьянин деревни Замельничной Михаил Доментиев Старцев.
С 1908 по март 1918 г. — крестьянин Стефан (Степан) Стефанович Бабинов. Избирался на 4 трехлетия подряд, с последнего трехлетия (1917 – 1919 гг,) ушел досрочно. Подал заявление об отставке на имя о. Благочинного 10 января 1918 г.
С  марта 1918  по декабрь 1918 г. — Трофим  Иванович Байбаков.
С января 1919 по 1921 г. — Павел Петрович Байбаков (вновь избран в конце 1919 г.)
С 1 января 1922  по 1927 г. — Федор Алексеевич Старцев.
В 1927, 1928 гг. — гражданин деревни Замельничной Георгий Андреевич Старцев.

Ссылки у автора.

Подготовлено по материалам Яйвинского краеведческого музея и Соликамского краеведческого музея.