Заказ экскурсии

В Художественном музее в преддверии  акции «Ночь музеев 2018» открылась выставка «Соликамск театральный», главная тема — «Шедевры из запасников».

В Соликамске во все времена культурная жизнь протекала своим чередом. К 30-м годам прошлого столетия в Соликамске существовало несколько культурных центров – клуб «Горняков» и им. Дзержинского, Дом культуры, музей, парк культуры с летними читальными беседками и библиотекой. При клубах действовали различные кружки.

Особого внимания заслуживают истории любительских театров и драмкружков под руководством разных талантливых, интереснейших людей, которые волей судьбы попадали в наш город. Вниманию зрителя представлены интересные фотоматериалы, предметы не только из фондов краеведческого музея, но и фонов Музейно-выставочного центра ПАО «Уралкалий» и ДК «Бумажников».

Выставка продлится до конца июня.

Продолжаем знакомить вас с историей местного праздника — Девятая пятница по Пасхе. Напомним, что фестиваль в 2018 году включен в проект «59 фестивалей 59 региона» при поддержке Министерства культуры Пермского края. В Шестую пятницу после Пасхи представляем 9 цитат о 9 пятнице. 

Летопись под 1547 годом:

«В Соли Камской бысть от ногайских татар месяца мая 25 числа от кровопролития немалой урон. Здешних посадских крестьян по переписи побитых 886 человек. Оставшие того ж мая 30 дня с Божией помощью татар погнали в пяток 9 недели по Пасце».

Дмитриев А.А. Соликамские летописи: Позднейшая соликамская летопись. Пермь, 1884.

Луканин Александр Матвеевич, протоиерей:

«В девятую пятницу совершается вокруг города крестный ход со всем собором градского духовенства, с преднесением святых хоругвей, крестов и икон из всех церквей; иконы Знамения Божией Матери и святителя Николая несутся во главе крестного хода усердными богомольцами, которые теснятся около них и наперерыв стараются прикоснуться к носилкам и понести хотя минуту священную ношу. Толпы народа длинною полосою тянутся по улицам вслед за святыми иконами и собором духовенства».

«Пост в девятый пяток по Пасхе соблюдает большая часть горожан; а так как день этот, как и вся седмица, без того постные, то воздерживаются от рыбы и употребляют пищу только растительную».

Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска. Пермь, 1882.

Попов Никита Саввич, географ:

«В Соликамске бывает ежегодный съезд в девятую по Пасхе пятницу; однако ж никакие иногородные купцы тогда не приезжают. Но продаются во время сего торжища и в другое время как изделия здешних граждан, так и привозимые ими сюда Макарьевские и Ирбитские товары».

Хозяйственное описание Пермской губернии. Часть III. СПБ, 1804.

Чуклинов Николай Николаевич, служащий земства:

«В девятую пятницу в течение трех дней открывалась ярмарочная торговля. Товарооборот за эти дни был безусловно солидный, так как к этому празднику собирался народ не только из Соликамского уезда, но и из окрестных уездов: Чердынского, Пермского, Кунгурского и других».

«Почти каждое лето, обычно к празднику девятая пятница, приезжал в город цирк Камбарова. Демонстрировались разные акробатические номера, надо отдать справедливость, весьма сложные; показывали свое искусство жонглеры, эквилибристы, гиревики, борцы, наездники на лошадях, а также проводились декламации на злобу дня. Цирк обыкновенно находился в городе неделю или полторы и всегда привлекал очень много публики».

Справочный материал о г. Соликамске и его уезде. Рукопись, 1967.

Бординских Геннадий Александрович, историк:

«Во второй половине XIX века в ярмарке стали принимать участие, кроме местных торговцев, купцы из Перми, Кунгура, Усолья, Чердыни, Ильинского и других мест. На ярмарке был большой выбор сельскохозяйственной продукции. Продавались изделия местных умельцев: кузнецов, портных, сапожников. Приезжие купцы привозили мануфактурные, галантерейные товары».

История Соликамского края с древнейших времен по XIX век. Соликамск, 1991.

Заводчикова Валентина Михайловна, жительница города:

«Это был красивый праздник. Много народу, приезжих. Иконы привозили из Чердыни, из сел. Все надевали лучшее: крестьяне-коми-пермяки — свои национальные костюмы; местные парни были в ярких рубахах, в жилетах, в черных брюках и сапогах с галошами, в руке обязательно зонт – при любой погоде; девчонки в ярких кофтах, юбках, косы с лентами (ленты как бы удлиняли косы). Когда шел крестный ход, за ним ехала конница из крестьян. Мама выставляла квас на окно, чтобы люди могли утолить жажду. Лошадей поили на Турунтаевском ключе».

Воспоминания о жизни в дореволюционном Соликамске. Рукопись, 1993.

Тетюева Любовь Александровна, жительница города:

«Еще мне хотелось написать о ярмарке в 9-ю пятницу. Несколько раз бралась, но то яркое, богатое, красочное, что в моей памяти, на бумаге не получается. Ярмарку помнят все наши ровесники и кто нас постарше. Какое обилие было товаров из дерева, глины, сколько игрушек продавали для детей. И все было доступно, стоило недорого. Для кукол продавали головки, а пришивали их на тряпичные туловища. Каждая девочка получала подарок. А мальчики – свистульки «уди-уди-уди».

Из письма подруге, 1988.

 

Савенкова Нэлли Михайловна, зав. отделом истории Соликамского краеведческого музея. 

Конец ХХ века.

Крестный ход 1991 года.
7 июня 1991 года Девятая пятница в Соликамске праздновалась впервые после долгого забвения. Был проведен крестный ход от Преображенской церкви до Воскресенской площади и обратно.

Крестный ход в 1991 г.

Молебен в Девятую пятницу 1991 года.
Поскольку у Троицкого собора, на традиционном месте молебнов, находился сквер, молебен решили провести на Воскресенской площади — бывшей торговой.

Молебен в 1991 г.

Епископ Пермский и Соликамский Афанасий.
Епископ Афанасий (с 1995 года архиепископ) прибыл в Соликамск для участия в праздновании Девятой пятницы.

Епископ Пермский и Соликамский Афанасий на молебне 1991 г.

Крестный ход 1992 года.
26 июня 1992 года, в Девятую пятницу, был проведен второй после возрождения крестный ход. При этом повторен маршрут прошлого года — от Преображенской церкви к Воскресенской площади и обратно.

Крестный ход в 1992 г.

Молебен в Девятую пятницу 1992 года.
Молебен снова был проведен в центре Воскресенской площади. Несмотря на холодную погоду, участников собралось немало.

Молебен в 1992 г.

Епископ Пермский и Соликамский Афанасий.
Епископ Афанасий во время молебна в Девятую пятницу 1992 года.

Епископ Пермский и Соликамский Афанасий в 1992 г.

Концерт квартета духовного пения.
В Богоявленской церкви по окончании крестного хода в 1992 году был проведен концерт духовного пения. Несколько номеров было исполнено квартетом и во время молебна на площади.

Концерт духовного пения в Богоявленской церкви

«Бабушкин сундук» в Девятую пятницу.
Во время гуляний в Девятую пятницу 1991 года музей провел экскурс по содержимому «Бабушкиного сундука», познакомив жителей города с предметами одежды предков, участвовавших в крестных ходах прошлого.

Бабушкин сундук в 9 Пятницу

Выступление фольклорных коллективов.
В Девятую пятницу 1991 года возникла традиция — выступление фольклорных коллективов среди зрителей, с вовлечением их в пляски.

Выступление фольклорных коллективов

Автор: Нэлли Савенкова, зав. отделом истории Соликамского краеведческого.

10 мая в 16.00 в Художественном музее открывается выставка «Невеста Пармы».

Представленные на выставке костюмы — это не художественный вымысел, а научная реконструкция свадебной одежды конца XIX — начала XX вв., результат этнических экспедиций по Северному Прикамью. Парма — одно из названий Перми Великой или Биармии — территорий на северо-западе Урала.

Стоимость входного билета на открытие выставки — 40 рублей. Подробная информация по телефону 5-45-47, 5-45-33.

В Художественном музее работает выставка «Невеста Пармы».
Представленные на выставке костюмы — это не художественный вымысел, а научная реконструкция свадебной одежды конца XIX — начала XX вв., результат этнических экспедиций по Северному Прикамью. Парма — одно из названий Перми Великой или Биармии — территорий на северо-западе Урала (от финно-угорского корня, обозначающего заросший лесом холм).
В представленную коллекцию вошли традиционные русские и коми-пермяцкие свадебные костюмы крестьян Чердынского, Соликамского, Усольского, Юсьвинского, Юрлинского районов Пермского края. Отличительной особенностью русского пермского костюма является аскетичность, сдержанность, функциональность, так как отдаленный и суровый таежный край русские переселенцы осваивали в тяжелой борьбе за выживание.
Женскую свадебную одежду можно разделить на костюмы девушек брачного возраста и одежду, соответствующую отдельным этапам свадебного цикла: «довенчальную», которую носили до венчания в церкви, «венчальную» и «новобрачную», которую одевали после обряда венчания.
Коллекция «Невеста Пармы» состоит из 12 комплексов, автор проекта Ольга Ивановна Шейерман, Народный мастер Пермского края, исследователь, реконструктор, основатель и руководитель Театра русского костюма «Маруся». Реконструкцией занимается 24 года ее коллекция насчитывает более 70 комплексов. Цель всей работы поднять пласт культуры традиционного костюма жителей Северного Прикамья и открыть его удивительный и притягательный мир для широкой аудитории.

Выставка продолжит работу до конца июля.

10 мая в 16.00 в Художественном музее открывается выставка «Невеста Пармы». 

Представленные на выставке костюмы  — это не художественный вымысел, а научная реконструкция свадебной одежды конца XIX — начала XX веков, результат этнических экспедиций по Северному Прикамью. Парма — одно из названий Перми Великой или Биармии — территорий на северо-западе Урала (от финно-угорского корня, обозначающего заросший лесом холм).

В представленную коллекцию вошли традиционные русские и коми-пермяцкие свадебные костюмы крестьян Чердынского, Соликамского, Усольского, Юсьвинского, Юрлинского районов Пермского края. Отличительной особенностью русского пермского костюма является аскетичность, сдержанность, функциональность, так как отдаленный и суровый таежный край русские переселенцы осваивали в тяжелой борьбе за выживание.

Женскую свадебную одежду можно разделить на костюмы девушек брачного возраста и одежду, соответствующую отдельным этапам свадебного цикла: «довенчальную», которую носили до венчания в церкви, «венчальную» и «новобрачную», которую одевали после обряда венчания.
Коллекция «Невеста Пармы» состоит из 12 комплексов, автор проекта Ольга Ивановна Шейерман, Народный мастер Пермского края, исследователь, реконструктор, основатель и руководитель Театра русского костюма «Маруся». Реконструкцией занимается 24 года ее коллекция насчитывает более 70 комплексов. Цель всей работы поднять пласт культуры традиционного костюма жителей Северного Прикамья и открыть его удивительный и притягательный мир для широкой аудитории.

Большие семьи в наше время не редкое явление. В нашем городе насчитывается более 800 таких семей. Все разные, но все очень активные, открытые и творческие.

25 и 28 апреля в «Доме дружбы» м-он Клестовка Соликамский краеведческий музей провел для многодетных семей нашего города практикум по погружению в художественную народную культуру наших предков. Все вместе осваивали уральскую народную роспись по дереву!

Исторически так сложилось, что трудились наши предки целыми семейными подрядами и передавалось это мастерство из поколения в поколение. В основном трудились мужчины и навыки передавались от отца к сыну. Мальчиков начинали обучать росписи с девяти лет и к 18 годам они становились настоящими мастерами. Позже это искусство стали перенимать и женщины. Но к концу 20-х годов прошлого века ремесло угасло, потребности общества стали совсем иными. И только с 50-х годов вновь появляется интерес к данному виду народного творчества, как части народного наследия.

Много было исследовано, собрано материалов в разных этнографических экспедициях по нашему краю и Уралу в целом. Появились мастера, которые талантливо воспроизводят опыт народных мастеров прошлого времени. Вот и мы тоже решили поделиться своими исследованиями, богатыми музейными фондами, умениями и навыками с семьями нашего города. Ведь семья — это основа основ!

В первый день мы встретились с родителями. Мамы получили самый настоящий творческий час, где не только познакомились с историей уральской народной росписи, с музейным собранием и мультимедийным продуктом «Прикамье на красках», но и помедитировали с кисточкой в руках. Творчество по-настоящему расслабляет и снимает стресс) Все замечательно овладели основными этапами выполнения росписи. Без домашнего задания конечно не обошлось!

На следующую встречу «мастеров» пожаловало в два раза больше. Ведь с мамами пришли и их «цветы жизни». Папы, к сожалению, не откликнулись, этот промысел для них уже, видимо, не актуален. Юные подмастерья оказались очень старательными, терпеливыми и талантливыми. В результате нашей встречи мы повторили все этапы росписи, узнали о скрытой символике изображаемых композиций и наконец создали своё цветущее семейное древо по мотивам предков-мастеров.

Красотища получилась! Будем надеяться, что полученный опыт даром не пропадет!