Продолжаем знакомить вас с историей местного праздника — Девятая пятница по Пасхе. Фестиваль в 2018 году включен в проект «59 фестивалей 59 региона» при поддержке Министерства культуры Пермского края. В Восьмую пятницу после Пасхи мы расскажем вам о других 9 ПЯТНИЦ.
Девятую пятницу после Пасхи отмечали не только в Соликамске. В других местах праздник связывали как с освобождением от опасности, так и с явленными иконами, с необычными событиями, с образом святой Параскевы. В ряде мест крестный ход так же, как у нас, предварял ярмарку.
Кунгурская Девятая пятница
Праздновалась в воспоминание о неоднократном избавлении города от опасности нападений возмущавшихся татар и башкир. По благословению архиепископа Вятского и Великопермского Лаврентия, с 1776 года был установлен крестный ход с чудотворными иконами из сел Кыласово и Стефаново. В Благовещенском соборе Кунгура отмечался престольный праздник святой Параскевы, продолжавшийся девятипятничной ярмаркой.
Усольская Девятая пятница
В селе Новом Усолье существовал крестный ход в Девятую пятницу из Преображенской церкви в слободку Запотым. Он был установлен в 1830-х годах в память о стихийном бедствии. В Девятую пятницу в Запотыме разразилась буря, разметавшая множество домов. После избавления от бедствия жители Запотыма дали обед ежегодно в этот день совершать крестный ход вокруг своей слободки.
Искорская Девятая пятница
По преданию, на городище Искор, на старом березовом пне явилась икона святой Параскевы. На месте ее появления была выстроена часовня, а в селе Искор — храм, посвященные святой Параскеве Пятнице. В середине XVIII века был установлен крестный ход в Девятую пятницу из храма на Искорское городище.
Нерчинская Девятая пятница
Близ Нерчинского завода находились две Крестовых горы — с крестами на вершинах. С конца ХVIII века на одну из них бывал крестный ход в Девятую пятницу, на другую — в Десятую. Горы получили аналогичные названия. На вершинах служили молебны и гуляли до вечера. Считалось, что эта традиция появилась с первыми поселенцами, возможно, выходцами из Соликамска. С горой «Девятая пятница» связано поверье: если принесешь с собой камень и при этом загадаешь желание, то оно сбудется.
Табынская Девятая пятница
В Девятую пятницу в селе Табынском Уфимской губернии праздновалось явление иконы Пресвятой Богородицы, а в следующее воскресенье совершался крестный ход на Соленые ключи — к месту явления образа. В одну из годовщин, в 70-х годах XVIII века, табынские казаки разбили мятежных башкир, что усилило веру в силу образа. Во время гражданской войны икона была унесена в Харбин. Праздник был запрещен в 1922 году, восстановлен в 1992 году.
Курская Девятая пятница
В Курске существовал крестный ход в Девятую пятницу с иконой Божией Матери «Знамение» в Коренную пустынь, к месту ее явления. Икона оставалась там до сентября, после чего с таким же торжеством возвращалась в Курск. Крестохождение было начато в 1618 году и соблюдалось до 1919 года, когда чудотворный образ вывезли за границу. Традиционно крестный ход в Девятую пятницу предварял Курскую Коренскую ярмарку, одну из основных ярмарок России.
Псковская Девятая пятница
В Святогорском Успенском монастыре на Псковщине Девятая пятница называлась «Девятник» и была связана с празднованием иконе Божией Матери «Умиление». Образ с давних времен ежегодно крестным ходом в Девятую пятницу доставлялся из монастыря в кафедральный собор Пскова, а затем обносился по окрестностям. В Святогорском монастыре к празднику была приурочена ярмарка, длившаяся неделю.
Павловская Девятая пятница
В городе Павловске Воронежской губернии в Девятую пятницу совершался крестный ход на источник Студеный колодец с иконой Божией Матери «Знамение». Источник и образ связаны с Петром I. Икона была обретена царем в Азове после его взятия и через несколько лет передана в Преображенской собор Павловска. Водой из источника Петр, остановившись на отдых, утолял жажду. Во время крестного хода у источника совершался молебен и служилась панихида по Петре Великом — основателе Павловска.
Устюгская Девятая пятница
Жители Великого Устюга и Красавино в Девятую пятницу совершали крестные ходы в Пятницкий Погост, к месту явления святой Параскевы. После общего молебна верующие получали исцеление от воды, протекавшей по специально установленной каменной чаше. В настоящее время в урочище Пятницкий Погост организуются паломничества.
Автор: Савенкова Нэлли Михайловна, зав. отделом истории Соликамского краеведческого музея.