Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник.
Вопрос доставки рабочих и инженерно – технических работников на предприятия во все времена был чрезвычайно актуальным. Сегодня в Соликамске для его решения создана разветвленная сеть автобусных маршрутов. Именно благодаря ей, и техническим возможностям современного общественного транспорта, люди, без особого труда, попадают на предприятия г. Соликамска.
И в тоже время, нет, наверное, ни одного человека, кто был бы полностью удовлетворен работой нашего транспорта, комфортностью передвижения и культурой облуживания. При этом, недовольство и все наши нелестные оценки общественного транспорта, делаются под влиянием современных представлений об удобстве и комфорте – и, конечно же, без учета истории вопроса.
А вот в 30-е годы прошлого века требования к транспорту были намного проще — главное, чтобы он был, ходил по маршруту и вовремя доставлял людей на место работы.
О том, как, например, решалась проблема своевременной доставки рабочих на калийный рудник дирекцией Соликамского калийного комбината и пойдет мой небольшой рассказ.
В первые годы существования предприятия перевозка рабочих осуществлялась гужевым транспортом, работавшим в две смены. В газете «За калий» от18 сентября 1932 г. можно найти расписание движения этого, диковинного по нынешним временам, транспорта на конной тяге. В расписании указано время отправления экипажей из города, и в обратном направлении — с рудника, начало движения транспорта — с 7 часов утра, окончание — в 4 часа утра. Тут же указана и цена за проезд: «…Разовый билет — 50 копеек, по абонементу — 25 копеек».1.
Автобусное сообщение по маршруту «Центр-поселок Калиец» (через рудник) началось позднее. Из газеты «За калий» от 15 октября 1935г.: «С 15 октября приказано снизить стоимость проезда: рудник-город – с 30коп. до 25коп. Поселок-город – с 40коп. до 30 коп. Поселок- рудник -10коп».2 Из газеты «Вперед» от 15 декабря 1938г. мы также узнаем о появлении в городе первой комбинированной остановки: «В Соликамске построена комбинированная автобусная остановка, в которой имеется киоск «Союзпечати». Однако автобусный парк был слаб и не мог удовлетворить растущие потребности в перевозке рабочих. 3
С появлением на калийном комбинате грузовых автомобилей, часть из них была переоборудована для перевозки рабочих. Но и с помощью этого дополнительного автотранспорта полностью решить проблему перевозки рабочих не получалась. Это нашло свое подтверждение на страницах газеты «Вперед» от 24 ноября 1938г., где в статье «тов. Шуткин затягивает перевозку рабочих», сообщается: «Автогараж комбината не в силах справиться с перевозкой, в виду чего растут массовые опоздания рабочих на работу».4 А ведь нужно отметить, что за опоздание на работу — в те годы можно было жестоко поплатиться, поскольку за данный вид нарушения государство предусмотрело — как административная, так и уголовная ответственность.
Известно, что часть рабочих калийного комбината жила на поселке «Калиец», часть – в городе, часть — на поселке «Карналитовый», который находился в 8 километрах от рудника. Понятно, что вопрос транспортировки рабочих с поселка «Карналитовый» был самым трудным и его надо было незамедлительно решать, так как автогараж предприятия не мог справиться с возросшими объемами перевозок.
И решение этого вопроса было найдено. Из газеты «Вперед» №239 за 1938г. «…Дирекция комбината избрала другой метод переброски рабочих с поселка «Карналитовый» на работу. Выбор пал на железную дорогу — как единственный правильный выход из положения».5
В газете также указывается, что этот вопрос обсуждался на заседании бюро районного комитета ВКП(б), где дирекцию комбината обязали: приобрести пассажирские или переоборудовать имеющиеся товарные вагоны для перевозки рабочих.
Вот такие трудовые поезда и начали вскоре свое движение по маршруту поселок «Карналитовый» — Калийный комбинат» (через железнодорожный вокзал).
Однако, отсутствие необходимого количества подвижного состава, его плохое техническое состояние, вызывало многочисленные жалобы от пассажиров данного вида транспорта. Так, газета «Вперед» от 15октября 1939г свидетельствует: «Рабочие комбината, живущие на Карналитовом руднике, в ожидании трудового поезда, по полтора часа простаивают на ветру под открытым небом, т. к. на линии нет посадочных площадок. Вагоны, приспособленные к перевозкам людей, уже пришли в негодность, и поэтому не приходится думать об удобстве пассажиров».6
Вместе с тем, если поезд, по каким-либо причинам прекращал движение по маршруту – это сразу же вызывало волну возмущений рабочих, т. к. «лучше плохо ехать, чем хорошо идти.» Из газеты «Вперед» от15 февраля 1940г.: «В первых числах этого месяца на станции Соликамск произошло повреждение трудового поезда, в результате чего вышли из строя два вагона. В итоге была прекращена перевозка рабочих… Прошло уже много времени, а движение трудового поезда все еще не восстановлено и рабочим — за 8 км. приходится ходить на работу пешком».7
На поселке «Карналитовый» в то время проживало около 300 человек, работавших на строительстве калийного комбината, и вопрос их своевременной доставки к рабочим местам был очень острым. Из газеты «Вперед» от 29 февраля 1940г., статья «Перевозка рабочих»: «…Раньше перевозка осуществлялась за счет трудового поезда, но вот уже с 4 февраля трудовой поезд перестал ходить. Рабочие вынуждены ходить пешком, проходя в день по 16 км., в мороз и метель. Причиной этому явились неисправность вагонов и отсутствие в железнодорожном цехе машиниста, имеющего права на управлении локомотивом. Теперь, когда вагоны отремонтированы, имеется машинист, перевозка рабочих задерживается из-за моста через р. Усолка, который нуждается в срочном ремонте. Ремонт уже начат, но пока неизвестно, когда он будет закончен». Мост отремонтировали к первым числам марта, и перевозка возобновилась, хотя претензии к перевозке рабочих так и не исчезли со страниц газеты».8
Из газеты «Вперед» от 22 марта 1940г.: «Нормальная перевозка рабочих с карналитовского поселка до сих пор не налажена, из-за чего рабочие вынуждены терять большое количество рабочего времени. 2 марта трудовой поезд пришел на комбинат с опозданием на час, вследствие чего рабочими потеряно 300 человеко — часов. 7 марта от опоздания поезда они потеряли еще 120 человеко – часов. 19 марта этот поезд опоздал на 1 час 25 мин, отчего потеряно 375 человеко — часов. Всего в марте потеряно 795 человеко — часов».9
Так или иначе, пусть с большими организационными и техническими трудностями, но проблема перевозки, в целом, была решена. Доставка рабочих на калийный комбинат, хотя и с перебоями, но осуществлялась. К чести руководителей предприятия, следует сказать, что они справились с поставленной перед ними задачей, причем самым оригинальным способом. По сути, в те далекие годы, в Соликамске был создан прообраз современной «электрички» — только на паровозной тяге.
Ну, а что касается комфорта и создания удобств для жизни людей, то в России –тогда, как впрочем и сейчас – все это считалось и считается задачей маловажной, второстепенной.
1.За калий. -№101(148). – от 18.09.1932.
2.За калий. -№235(1234) – от 15.10.1935г.
3.Вперед. — №258(2093) – от 15.12.1938г.
4.Вперед. -№239(2074) – от 24.11.1938г.
5. Там же.
6.Вперед. -№198(2295) – от 15.10.1939г.
7.Вперед. -№33(2379) — от 15.02.1940г.
8.Вперед. -№42(2388) – от 29.02.1940г.
9.Вперед -№58(2404) –от 22.03.1940г.