Автор: Пономаренко Валентина Петровна.
В ночь на 22 июня 1941 года мирный труд людей был прерван. На военный лад перестроилась не только промышленность, но и учреждения культуры. По указанию Совета Наркомпрос РСФСР начали осуществлять общий план эвакуации музеев.
16 августа 1941 года было организовано отделение по эвакуации художественных ценностей и их охране в тылу. Из Москвы была отправлена партия экспонатов в эшелоне с военной охраной, зенитными пулеметами на платформах. Сопровождали этот ценный груз заместитель председателя комитета по делам искусств при Совете Народного Комиссариата РСФСР Алексей Георгиевич Глина и группа работников музея во главе Петром Казимировичем Балтун. Пути следования были засекречены, детали транспортировки известны только ограниченному числу ответственных лиц. Прибыли по железной дороге в город Горький, а затем на барже № 3805 перебазировались в Пермь, где часть художественных ценностей в ящиках выгрузили и перевезли в здание Пермской художественной галереи.
Прежде, чем вести ценности в Соликамск, Петр Казимирович Балтун (1904- 1980) (летом 1942 года вернулся в Ленинград), исполняющий обязанности директора Государственного Русского музея в годы Великой Отечественной войны, вместе с директором Пермской государственной художественной галереи Серебренниковым Николаем Николаевичем приехали в город Соликамск, чтобы выбрать помещение для эвакуированных музейных экспонатов. Под хранилище был выбран архитектурный памятник 17 века – Троицкий собор – это обширное каменное, не отапливаемое здание находилось в ведении музея. Летом в соборе было вполне терпимо, но зимой, когда морозы доходили до 45 градусов, более 20 минут в нём находиться было нельзя, даже в валенках. Сотрудники музеев могли согреться только в одном небольшом помещении, где находилась печь.
В 1-ой половине октября обледеневшая баржа № 3805, преодолела ещё 400 километров и достигла пункта назначения — город Соликамск. Так в город доставили большие и разнообразные ценности русского, советского и зарубежного искусства. О собранных здесь коллекциях можно судить по названиям музеев: Государственный музей Восточных культур; Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В.Щусева; Государственный музей керамики «Усадьба Кусково XVIII века”; Загорский музей-заповедник; Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (22 ящика 1408 экспонатов); Государственный Русский музей; музей-мастерская скульптора А.С.Голубкиной; Государственный литературный музей Наркомпроса и выставка произведений М.Ю. Лермонтова; собрание произведений дирекции выставок и панорам.
Загорский музей начал подготовку к эвакуации своих коллекций. К 19 июля 1941 года была подготовлена и упакована, а затем помещена в отдельный ящик под № 33 серебряная рака, внутри которой под тремя печатями районного отдела НКВД находились мощи преподобного Сергия Радонежского, также в отдельный ящик поместили массивную серебряную крышку от раки. Последним было упаковано драгоценное убранство раки и алтаря собора – целый комплекс предметов, детали престола, сени над ними и ограждение раки, а также выносные ограждения раки, кроме этого подсвечники, лампады, кадила и прочее. Ядро коллекции – 42 ящика ценного груза 1-й категории: предметы из драгметаллов, камней, жемчуга, церковная утварь, иконы, древнерусское шитьё и другие экспонаты.
Всего в тыл отправили 1300 предметов музейной коллекции. 25 июля ценности были переданы на хранения Государственному Историческому музею. Иван Захарович Птицын (1910 – 1944) – директор Загорского музея сопровождал экспонаты древнерусской иконописи и прикладного искусства XIV – XVI веков. В акте передачи экспонатов от 24 июля 1941 года, говорится, что директор Загорского Государственного историко-художественного музея – заповедника Птицын И.З. принял от хранителя фондов музея Прасоловой Н.М., в присутствии ученого секретаря музея Скворцова В.Л., и старшего научного сотрудника-консультанта музея Н.М.Курбатовой. Затем была осуществлена транспортировка ценного груза водным путём по Волге и Каме по маршруту Горький – Пермь – Соликамск. По прибытии в Соликамск экспонаты разместили вместе с ценностями других эвакуированных музеев в здании Троицкого собора.
22 октября груз сдан сопровождавшим его директором Загорского музея И.З.Птицыным под ответственное хранение представителю Русского музея. Иван Захарович Птицына ещё некоторое время возглавлял соликамское отделение филиала в качестве заместителя П.К.Балтун, оставив о себе память, как о человеке « страстно увлеченном своей работой». В марте 1942 году добровольцем уходит на фронт, в ряды ВМФ, в 1944 году погибает.
В ноябре 1942 года были командированы в Соликамск А.М.Курбатова и Н.М. Прасолова, сотрудники Загорского музея. Им приходилось неоднократно проверять содержимое ящиков. При вскрытии ящиков производились необходимые профилактические мероприятия – проветривание, просушка, обеспыливание, переупаковка экспонатов. Во многом благодаря своевременным принятым мерам в ноябре 1944 года ценности музея возвращены железнодорожным путем. Согласно заключительному акту проверки экспонаты находились в хорошем состоянии, утрат и повреждений не выявлено.
30 сентября 1942 года прибыли ценности Краснодарского художественного музея им. А.М. Луначарского. К эвакуации было подготовлено 1321 произведение в 13 ящиках, также были вывезены тюки с документами. С 25 по 29 июля
А.К. Осипова и М.П.Богоявленский должны были провести погрузку и отправку коллекции и документов. А.К.Осипова вспоминала: «…необходимо было всё упаковать, просмотреть все документы, часть их сжечь, получить вагон, деньги, найти машину и рабочих. Силу и энергию нам придавало сознание того, что мы должны сохранить и спасти музейные ценности…у меня много времени уходило на различные хозяйственные дела. Необходимо было составить смету на предмет эвакуации и реэвакуации музея, утвердить её в Горфо … смета была утверждена 28 июля. Но банк уже не работал, и пришлось с большим трудом 29 июля получать деньги. К этому времени уже всё было упаковано, вагон получен, машины и рабочие находились у музея. Измученные, уставшие, но полные надежд мы погрузились». Медленно, но с остановками выбирались музейщики из прифронтовой зоны. Во время одной из остановок в Невинномысской началась бомбежка, было приказано покинуть вагон. Поезд тронулся без предупреждения и М.П. Богоявленский отстал от поезда, без документов, одежды и денег продолжил добираться до места назначения самостоятельно. Ночи стояли холодные, Богоявленский старался попасть на платформу, груженную сеном, ячменём или подсолнухом, так он добрался до Красноводска, здесь попутными составами ехать не разрешалось. Михаил Петрович узнал, что в Красноводске происходила вербовка рабочих в Березники, что в 40 км от Соликамска. Наконец, измученный и больной, он добрался до Соликамска.
Тем временем музейный вагон прибыл в Баку и как имеющий большую ценность был отправлен на военную пристань, где простоял 5 суток. Затем ящики погрузили на рыбацкую шаланду, которая сквозь шторм и сильный ветер прибыла в город Красноводск. Осипова добивается внеочередной погрузки в товарный вагон ящиков с картинами. Путь лежал через Среднюю Азию. 30 сентября 1942 года коллекция Краснодарского художественного музея прибыла в Соликамск.
Кроме того, летом 1942 года ожидалось поступление экспонатов Сталинградского художественного музея, но они погибли в пути. В Соликамск вместе с экспонатами прибыли и научные сотрудники музеев. Они, несмотря на трудности военного времени, организовали в хранилище строгий порядок дежурств и обходов, таким образом, следя за сохранностью экспонатов.
Комитет по делам искусств при СНК РСФСР назначил Борис Николаевич Эмме заместителем директора филиала (соликамское отделение). В составе соликамского объединенного хранилища работали: Ольга Андреевна Панкова-Постникова – заместитель директора по научной части музея керамики; Полина Яковлевна Козан – заведующая научно-вспомогательным отделом Русского музея; директор музея архитектуры Михаил Павлович Цапенко (1907 – 1977), сопровождал ценности до Соликамска, а затем выехал в Чемкент, к месту эвакуации Академии архитектуры.
Здесь работали директор Краснодарского художественного музея Александра Ксенафонтовна Осипова (1910 — 1980), старший научный сотрудник Михаил Петрович Богоявленский (1885 – 1971).
Главный хранитель Николай Федорович Лапин побывал в Соликамске, в декабре 1942 года, доложил о сохранности экспонатов. Реставратор музея Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Александровский М.А. был направлен из Новосибирска в Соликамск и в течение 2-3 дней произвёл контрольное вскрытие ящиков, а затем вернулся в Новосибирск.
Коллектив Соликамского хранилища сразу принял активное участие в общественной жизни города. С апреля 1942 года директором музея стал Дмитрий Иванович Удимов (1878 – 1952), по образованию историк-археолог, именно он установил тесные связи местного и эвакуационного отделения музеев.
Большой интерес вызвала у горожан города, организованная летом 1942 года, выставка произведений советских художников – графиков на темы из истории ВКПб. На ней было показано 140 произведений 84 художников. Среди представленных авторов были: А.П.Бубнов, П.В.Васильев, Б.И.Пророков, М.С.Сарьян, Д.И.Шмаринов и другие. Неоценимой оказалась помощь и соликамскому музею. Была проведена большая работа по разбору фондов музея заведующим отделом прикладного искусства Русского музея Б.Н. Эмме и Д.И.Удимовым. Было осмотрено большое количество церковной одежды, тканей, вышивки, кружев, серебряных и медных монет, сосудов, чеканки, изразцов. Выделено 134 предмета музейного значения, часть которых Б.Н. Эмме описал.
В 1943 – 1944 годах с его участием были изучены предметы деревянной резьбы и печные изразцы, а также изразцы на Богоявленской церкви, Троицком соборе, Доме воеводы. Б.Н. Эмме в содружестве с художником М.П.Богоявленским подготовили альбом с научным описанием и рисунками изразцов.
На протяжении всего военного времени не прекращалось пополнение фондов музея. Было приобретено большое количество изразцов. Богоявленский Михаил Петрович, по образованию архитектор, окончил политехнический институт, архитектурный факультет в Берлине в 1909 году и, одновременно занимался в студии немецкого художника Л. Коринта, вернувшись в Россию, 25лет проработал старшим научным сотрудником Краснодарского художественного музея.
По заказу Д.И.Удимова написал 15 живописных картин по истории калийного комбината и архитектуре города. В 1943 научный сотрудник Русского музея Ольга Андреевна Панкова – Постникова написала историко-художественный очерк «Соликамские памятники древней архитектуры», консультантом по исторической части был Дмитрий Иванович Удимов, который вёл серьезную научную работу по изучению истории Соликамска и прилегающих районов. Культурно-просветительская работа из-за отсутствия экспозиции в годы войны проводилась за пределами музея. Большое количество лекций было прочитано в госпиталях. Основной темой было краеведение, а также лекции на патриотические темы, показывающие борьбу русского народа против поработителей (А.В.Суворове, М.И.Кутузове, Александре Невском, войне 1812 года и т.д.).
В школе №1 организовывались выставки: в 1942 – «И.В.Сталин», в 1943 – « От солеварен до калийного комбината». Одной из главных задач, стоящих перед музеем в военное время была охрана памятников истории города. В 1942 году по инициативе Дмитрия Ивановича Удимова работала комиссия по осмотру памятников архитектуры и определению их состояния. В состав входили архитектор Госстройконтроля Зоя Ивановна Крылова и ответственные хранители специального груза Ольга Андреевна Панкова — Постникова, Полина Яковлевна Козан, Борис Николаевич Эмме. Обследовали Крестовоздвиженский, Троицкий соборы, Богоявленскую церковь. 8 января 1943 года работала другая комиссия в составе начальника изобразительного сектора по Молотовской области А.Б. Иогансона, Дмитрия Ивановича Удимова, Зои Ивановны Крыловой. В результате девять памятников взяли на государственную охрану. Таким образом, научная, выставочная и лекционная работа играла огромную роль в культурной жизни Соликамска военных лет, сближала коллектив музейных работников с общественностью города.
В октябре 1944 года был получен приказ о реэвакуации всех музейных ценностей, что хранились в Соликамске, для руководства этой работы прибыл заместитель председателя Комитета по делам искусства при Совете народных комиссаров Алексей Георгиевич Глина. Эшелон, возглавляемый Б.Н.Эмме, сопровождаемый сотрудниками московских музеев Марией Модестовной Колпакчи, И.В. Овчинниковым, О.А. Панковой-Постниковой и военной охраной выбыл в Москву. Одновременно в Краснодар был отправлен вагон с экспонатами Краснодарского художественного музея, сопровождаемый директором музея А.К. Осиповой и научным сотрудником М.П.Богоявленским.
Сотрудник Русского музея Лев Петрович Харко (1898 — 1960), археолог прекрасный знаток античной нумизматики и блестящий рисовальщик вывозил из Соликамска 22 ящика с музейными экспонатами ГМИИ с 12 октября по 10 ноября 1944года.
Большой благодарности заслужил по праву коллектив соликамского музея за помощь в хранении бесценных экспонатов эвакуированных музеев в эти трудные годы.
Государственный музей керамики «Усадьба Кусково XVIII век» передал в дар музею 24.03. 1945 года 29 экспонатов (фарфор, фаянс), в знак благодарности за то, что в годы Великой Отечественной войны город Соликамск приютил сокровища этого музея. Передала по акту экспонаты главный хранителя Березина, принял директор соликамского музея Д.И.Удимов. До настоящего времени эти экспонаты являются ядром коллекции фарфора и находятся в постоянной экспозиции (СКМ 260 (1-28), 261).
Творческое содружество М.П.Богоявленского с музеем Соликамска не прошло бесследно. Спустя 30 лет оно было увековечено открытием в 1975 году художественного отдела. Основой послужила коллекция произведений Михаила Петровича, которую он собирал всю свою жизнь и переданной в дар женой художника Александрой Ивановной Богоявленской музею. Коллекция насчитывала 1350 произведений художников Кубани, Крыма, Москвы, Ленинграда, Молдавии, Эстонии, Украины и так далее.
Архивные документы
Панкова – Постникова О.А. Архитектурные памятники г. Соликамска. 1944.147 листов. СКМ 3155
Письмо в СКМ из Государственного музея изобразительных искусств им.А.С. Пушкина. 12.02.1985. 3л. СКМ 4755/614
Перцова И. Спасенные сокровища. Машинописная копия статьи в газете «Советская культура» об эвакуации экспонатов Краснодарского художественного музея. 7.09.1967. 1л. НВ 1834/505
Письмо из Загорского музея об эвакуированных ценностях в годы войны в Соликамск.1985. 1л. СКМ 4755/768
Эмме Б.Н. Краткое описание собрания изразцов в фондах соликамского музея. 1944. 8 л. СКМ 4755/136
Эмме Б.Н. Список фрагментов деревянной резьбы из собрания соликамского музея. 10.03.1944. СКМ 4755/134
Литература.
Балтун П.К. Русский музей – эвакуация, блокада, восстановление. М.,1983
Бахарев А. Орлиный остров //Стальная искра.1962
История Урала. Т. 2. Пермь,1977.
Кончин Е.В. Былого ищу следы…М.,1984
Корноухов В. Шагнувший в бессмертие //Стальная искра.1987.
Пономаренко В.П. Спасая от войны //Городок, 2015. 18 февраля.
Савенкова П.М. Создание, спасение, развитие //Соликамские вести. 1994. 8 декабря.
Серебренников Н.Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь,1974
Соколков А.В. В Соликамске вновь работает музей// За высокий урожай. 1947.7
Соликамск. Путеводитель. Пермь, 1975.
Унгвицкий В.Н. Культурная жизнь на Урале в годы Великой Отечественной войны. /1941- 1945/. Пермь, 1994.
Федоров Г.Б. Возвращенное имя. М.,1986.