Автор: Савенкова Нэлли Михайловна, зав. отделом истории.
Летопись под 1547 годом:
«В Соли Камской бысть от ногайских татар месяца мая 25 числа от кровопролития немалой урон. Здешних посадских крестьян по переписи побитых 886 человек. Оставшие того ж мая 30 дня с Божией помощью татар погнали в пяток 9 недели по Пасце».
Дмитриев А.А. Соликамские летописи: Позднейшая соликамская летопись. Пермь, 1884.
Луканин Александр Матвеевич, протоиерей:
«В девятую пятницу совершается вокруг города крестный ход со всем собором градского духовенства, с преднесением святых хоругвей, крестов и икон из всех церквей; иконы Знамения Божией Матери и святителя Николая несутся во главе крестного хода усердными богомольцами, которые теснятся около них и наперерыв стараются прикоснуться к носилкам и понести хотя минуту священную ношу. Толпы народа длинною полосою тянутся по улицам вслед за святыми иконами и собором духовенства».
«Пост в девятый пяток по Пасхе соблюдает большая часть горожан; а так как день этот, как и вся седмица, без того постные, то воздерживаются от рыбы и употребляют пищу только растительную».
Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска. Пермь, 1882.
Попов Никита Саввич, географ:
«В Соликамске бывает ежегодный съезд в девятую по Пасхе пятницу; однако ж никакие иногородные купцы тогда не приезжают. Но продаются во время сего торжища и в другое время как изделия здешних граждан, так и привозимые ими сюда Макарьевские и Ирбитские товары».
Хозяйственное описание Пермской губернии. Часть III. СПБ, 1804.
Чуклинов Николай Николаевич, служащий земства:
«В девятую пятницу в течение трех дней открывалась ярмарочная торговля. Товарооборот за эти дни был безусловно солидный, так как к этому празднику собирался народ не только из Соликамского уезда, но и из окрестных уездов: Чердынского, Пермского, Кунгурского и других».
«Почти каждое лето, обычно к празднику девятая пятница, приезжал в город цирк Камбарова. Демонстрировались разные акробатические номера, надо отдать справедливость, весьма сложные; показывали свое искусство жонглеры, эквилибристы, гиревики, борцы, наездники на лошадях, а также проводились декламации на злобу дня. Цирк обыкновенно находился в городе неделю или полторы и всегда привлекал очень много публики».
Справочный материал о г. Соликамске и его уезде. Рукопись, 1967.
Бординских Геннадий Александрович, историк:
«Во второй половине XIX века в ярмарке стали принимать участие, кроме местных торговцев, купцы из Перми, Кунгура, Усолья, Чердыни, Ильинского и других мест. На ярмарке был большой выбор сельскохозяйственной продукции. Продавались изделия местных умельцев: кузнецов, портных, сапожников. Приезжие купцы привозили мануфактурные, галантерейные товары».
История Соликамского края с древнейших времен по XIX век. Соликамск, 1991.
Заводчикова Валентина Михайловна, жительница города:
«Это был красивый праздник. Много народу, приезжих. Иконы привозили из Чердыни, из сел. Все надевали лучшее: крестьяне-коми-пермяки — свои национальные костюмы; местные парни были в ярких рубахах, в жилетах, в черных брюках и сапогах с галошами, в руке обязательно зонт – при любой погоде; девчонки в ярких кофтах, юбках, косы с лентами (ленты как бы удлиняли косы). Когда шел крестный ход, за ним ехала конница из крестьян. Мама выставляла квас на окно, чтобы люди могли утолить жажду. Лошадей поили на Турунтаевском ключе».
Воспоминания о жизни в дореволюционном Соликамске. Рукопись, 1993.
Тетюева Любовь Александровна, жительница города:
«Еще мне хотелось написать о ярмарке в 9-ю пятницу. Несколько раз бралась, но то яркое, богатое, красочное, что в моей памяти, на бумаге не получается. Ярмарку помнят все наши ровесники и кто нас постарше. Какое обилие было товаров из дерева, глины, сколько игрушек продавали для детей. И все было доступно, стоило недорого. Для кукол продавали головки, а пришивали их на тряпичные туловища. Каждая девочка получала подарок. А мальчики – свистульки «уди-уди-уди».
Из письма подруге, 1988.