Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник.
Тридцатые годы в нашей стране – это время грандиозных и противоречивых перемен. С одной стороны, это время первых пятилеток и великих строек, когда в рекордно короткие сроки возводились и вводились в строй новые крупные предприятия. С другой стороны, это время массовых репрессий, сплошной коллективизации и борьбы с кулаками. Комсомол не мог оставаться в стороне от этих событий, он принимал активное участие во всех бурных преобразованиях в жизни страны. В Соликамске в это время шло масштабное строительство Калийного комбината, которое изменило жизнь в городе и в районе. Теперь все основное внимание властей города, района и округа было сконцентрировано вокруг этого нового и важного для нашей страны предприятия.
С началом строительства комбината в 1927 году постепенно растет население города за счет прибывающих строителей. Идет увеличение числа комсомольцев. Так, в Соликамске на предприятии «Калий трест» число рабочих на 1 октября 1927 года составляло 661 человек, из них 103 человек молодежи и подростков, комсомольцев было всего 35 человек1. На 30 апреля 1930 года рабочих и служащих на руднике было уже 906 человек, из них комсомольцев – 1162. Далее темпы увеличения населения только росли, и главным образом — за счет возводимых предприятий города: калийного комбината, магниевого и целлюлозного заводов.
В 1929 году в СССР возникает и получает широкое распространение такое явление, как социалистическое соревнование. Фабрики и заводы, общественные и партийные организации вели соревнование за повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, укрепление трудовой дисциплины. Велось соцсоревнование и в учреждениях, и на предприятиях нашего города. Например, на 30 апреля 1930 года по руднику было организовано 17 ударных бригад и смен рабочих. Охвачено соцсоревнованием 396 человек или 43,7%, из них членов ВЛКСМ 31 человек. Получается, что почти 90% комсомольцев по калийному руднику принимали участие в соцсоревновании3.
В связи с индустриализацией возникла новая проблема – нехватка квалифицированных кадров. Для вновь строящихся предприятий закупалось импортное оборудование, но технически грамотных работников для его эксплуатации катастрофически не хватало. Теперь помимо ликвидации неграмотности и повышения политической грамотности, основной и главной задачей партийных и комсомольских организаций стало освоение новейшей техники, подготовка квалифицированных кадров.
С 1933 года в стране было введено обязательное обучение рабочих, установлен технический минимум знаний для разных отраслей и специальностей. Комсомольцы — вчерашние крестьяне, чернорабочие — овладевали новыми профессиями и в первых рядах сдавали экзамен на техминимум. Так, аппаратчица Вера Кузнецова, из завербованных девушек-колхозниц, в 1930 году приехала в Соликамск устроилась чернорабочей на 1-й стройучасток, вступила в комсомол, окончила при школе ФЗУ курсы мотористов и перешла на химфабрику. С должности мотористки ее перевели в помощники аппаратчика, техминимум она сдала на «хорошо». За три года Вера из чернорабочей выросла в передовую производственницу4. Подобная история – у комсомолки Вали Шиловой:
можно сказать, что ее воспитал комсомол. В 1930 году она вместе с семьей приехала в Соликамск, устроилась на рудник чернорабочей и вступила в комсомол. Ячейка шахты направила ее на курсы мотористов, в 1933 году она сдала техэкзамен на «хорошо». За хорошую учебу в кружке техминимума была премирована. «Шилова не только ударница на производстве, но и одна из лучших слушательниц кружка комсомольской политучебы. Аккуратно посещает школу, готовится к сдаче общественно-политического экзамена» 5. И таких примеров воспитания новых производственных кадров для страны в нашем городе было немало. В результате техучебы на руднике повысилась производительность труда, уменьшилось количество поломок оборудования.
В 1933 году начинается строительство магниевого завода, а 14 марта 1936 года был отлит первый отечественный магний. В связи с этим комсомольцы-магниевики получили приветствие оргбюро ЦК ВЛКСМ: «Соликамск, комитету комсомола магниевого завода, т. Одинцову, комсоргу Кононову. Привет т. Кононову, давшему первую плавку советского магния, поздравляем комсомольцев, рабочую молодежь и специалистов магниевого завода с одержанной победой. Уверены, что комсомольцы, рабочая молодежь будут осваивать технику, аппаратуру, будьте в первых рядах стахановского движения» 6. На магниевом заводе была организована комсомольская ванна электролиза имени Х съезда комсомола, на которой работали лучшие комсомольцы: Вахрушев, Матвеев, Останин.
Эта комсомольская ванна дала наибольшую выработку металла. Молодой инженер –комсомолец Степан Соляков внес целый ряд рационализаторских предложений по налаживанию работы ванн электролиза и помогал в организации техучебы7.
Комсомольцы калийного комбината встречали Х съезд ВЛКСМ значительными успехами. Из 61 комсомольца, занятого на прямом производстве, – 57 стахановцев, а 13 комсомольцев-стахановцев учатся на курсах мастеров соцтруда. На шахте появились знаменитые люди: Яков Бронников – один из первых инициаторов стахановского движения на руднике, Егор Субботин, Николай Соколков. У групорга Соколкова в группе все комсомольцы — стахановцы. В подарок Х съезду комсомола 3 апреля 1936 года калийщиками был отправлен эшелон сильвинита, добытый сверх плана8.
Во время гражданской войны, комсомольцы 30-х несли службу по защите нашей Родины, иногда ценой своей жизни. Так, 26 ноября 1936 года наш земляк Василий Дмитриевич Баранов в бою с японско-манчжурскими налетчиками был ранен и схвачен врагами, после длительных допросов он скончался от ран и истощения9. Летом 1938 года бою у озера Хасан погиб Петр Зуев – комсомолец, бывший спортивный инструктор г. Соликамска10. За героизм, проявленный в боях у озера Хасан, орденом Ленина был награжден комсомолец г. Соликамска Иртегов Михаил Васильевич. После известия о гибели Василия Баранова в Соликамский военкомат стали поступать заявления от комсомольцев и молодежи с просьбой занять место Баранова в рядах Красной Армии. Из заявления Николая Ефимовича Баранова: «Я рос вместе с Василием Барановым, вместе с ним работали в колхозе, он был душевным парнем <…> Я хочу заменить своего друга Василия Баранова, который погиб от рук японских гадов, выполняя долг бойца Красной Армии. Японским фашистам не по нраву наша радостная жизнь <…> Пусть знают фашисты, как наша молодежь дорожит своей счастливой Родиной, пусть усвоят они, что у советского народа есть кому защищать и что защищать»11. Допризывник Василий Петухов писал: «Прошу отправить меня на место убитого Баранова, так как я хочу быть таким же отважным героем, отличным бойцом, защитником нашей Родины».12 Среди комсомольцев и несоюзной молодежи в эти годы идет усиленная работа по военной подготовке. В городе при ОСОАВИАХИМ создаются: школа медсестер, летно-планерная группа по подготовке летчиков-планеристов, парашютная вышка, тир, кружки по подготовке на сдачу норм «готов к противовоздушной и химической обороне», «готов к санитарной обороне», «ворошиловский стрелок» и т.д. Комсорги обязуются в своих коллективах вести оборонную работу «по подготовке гранатометчиков, значкистов ПВХО, ГСО и ворошиловских стрелков»13. Устраивались военизированные походы в противогазах, в том числе на лыжах. Так, 30 августа 1939 года райком ВЛКСМ организовал военизированный комсомольский поход в противогазах, посвященный 25 годовщине МЮД14.
Продолжалась антирелигиозная работа, о результатах которой можно судить по количеству закрытых православных храмов в городе и в районе. В течение 30-х годов все церкви либо были закрыты, либо оставлены без причта. Закрытие и изъятие храма у общины верующих осуществлялась по следующему принципу. Сначала от группы активных граждан города или села в горсовет или райисполком поступало обращение, в котором сообщалось об отсутствии помещения для культурных нужд: клуба, красного уголка или других культурных учреждений. Потом предлагалось использовать для этих целей церковь, в которой уже не проходят службы из-за отсутствия священника, либо указывалось на то, что здание использует небольшая группа верующих. Далее, основываясь на желании народа, трудящихся, местные власти обращались к вышестоящему окружному или областному руководству с просьбой поддержать решение о закрытие и передачи храма для нужд населения. Например, 28 декабря 1935 года комсомольская группа подземной механической мастерской калийного рудника поставила вопрос перед руководством города и калийного комбината о закрытии церкви в деревне Поповой «для использования здания для культурных целей, сейчас даже нет красного уголка»15. Кононовская церковь была закрыта 10 октября 1936 года, в ней разместили клуб16.
Коллективизация сельского хозяйства, проводимая в нашей стране с 1928 года, дошла и до Соликамского района. Здесь с этого времени стали появляться первые коллективные хозяйства, коммуны, ТОЗы и с/х артели. В это время образование колхозов еще не носило массовых характер, а основная работа по их организации сводилась к агитации, и в этом власти помогали комсомольцы, в том числе и личным примером. Часто создание колхоза приурочивали к новым праздникам, проводимым на селе: «День Красной борозды», «День Урожая». Так, комсомольцы села Толстик, во главе с секретарем комсомольской организации Иваном Зебзеевым, весной 1931 года организовали первый выезд в поле в «День Красной борозды». «На 20 лошадях с плугами, украшенными лозунгами и красными флажками, комсомольцы сделали первые борозды. На коллективный труд пришли посмотреть не только те, кто вступил в колхоз, но и сомневающиеся. Так, по крупицам агитируя трудом, в селе Толстик 30 комсомольцев организовали артель. В их числе была учительница Александра Александровна Яркова она помогала комсомольцам не только села Толстик, но и других деревень»17. Комсомольцы города часто выезжали в села, отдаленные деревни с концертами, спектаклями, конечно, не забывая читать лекции, доклады, в том числе – о пользе и значении коллективизации.
Одновременно в начале 30-х годов проходило раскулачивание и ликвидация кулачества как класса; в проведении этой кампании комсомольцы были тем активом, на который власть могла опереться. Так, в августе 1931 года по Березниковскому району, в состав которого на тот момент входила территория бывшего Соликамского района, проводился «подъем и выселение кулачества». В инструкции уполномоченным по подъему кулачества предписывалось следующее: «Для поддержания порядка при подъеме и в пути следования с/советы обязаны отправляемую группу обеспечить достаточным количеством конвоиров из числа коммунистов, комсомольцев и надежных активистов-колхозников. Из числа каковых должен быть выделен старший конвоя, который и отвечает за порядок»18. Вероятно, увеличение темпов коллективизации по Березниковскому району (на 1931 год было коллективизировано 60% хозяйств) после подъема кулачества не является простым совпадением, а напрямую связано с этим. Так, на 1 января 1932 года на территории Березниковского района было 112 колхозов, а в 1934 году райисполком рапортовал, что коллективизация по району в основном закончена, коллективизировано 8121 хозяйств – 79%19. Конечно, комсомол не участвовал в разработке и вынесении решения по проведению данной или какой-либо другой кампании, но, как союз, преданный партии, с присущей ему энергией, энтузиазмом и верой «в правое дело» исполнял решения партии и правительства.
В 30-е годы продолжалось обучение комсомола на производстве рабочим специальностям, на различных курсах, в ВУЗах и т.д. Благодаря комсомолу можно было получить образование и направление на руководящую работу, в общем, продвинуться по карьерной лестнице. Из автобиографии В.В. Гилева: «В 1931 г. я вступил в колхоз рядовым колхозником, в 1932 г. комсомольская организация отправила меня на курсы председателей с/советов. Окончил курсы и был направлен работать в Верх-Мошевской с/совет. Работал с 1932 г. по апрель 1933 г. зам. председателя с/c, с 1933 г. был избран председателем с/совета»20. И таких примеров было много — недаром говорят, что комсомол – это кузница кадров страны. Но не у всех была возможность вступить в этот союз. В ряды ВЛКСМ шел строгий отбор с изучением сведений о классовом происхождении желающих вступить. Понимая это, некоторые кандидаты скрывали свое происхождение или даже выдавали себя за другого человека. В 30-е годы идет массовая волна выявления чуждых элементов в советском обществе, так называемых «чужаков». Газеты того времени буквально пестрят заголовками о разоблачении «чужаков», в том числе и среди комсомольцев: «Комсомольская
организация калийного комбината исключила из своих рядов комсорга строительства Попова. Он оказался чужаком, скрывал свое социальное происхождение. Отец Попова был арендатором мельницы, держал батраков. Отец и брат Степан были белобандитами» 21. Другой пример – семья конюха Сергеева: «Дочери конюха Сергеева Анна и Александра вступили в комсомол и начали продвигаться в работе, а Татьяна сумела пробраться на курсы по подготовке кадров для магниевого комбината в Ленинград. Но кто бы подумал, что под фамилией Сергеевых скрывается кулацкая семейка Потаповых, укрывшаяся от раскулачивания»22. После обнаружения данного факта сестры были исключены из комсомола, отстранены от работы и исключены из членов профсоюза. В отношении дочери Татьяны был поставлен вопрос о немедленном отзыве ее с курсов. Исключить из комсомола могли и в качестве наказания за «нарушения классовой бдительности». Так, в школе ФЗС №2 на вечере памяти Ленина руководитель пионерской бригады Романько выступил с «контрреволюционным» стихотворением. После разбирательства выяснилось, что Романько – сын бывшего помещика, и, тем не менее, был назначен руководителем пионерской бригады. В результате бюро рудничного комсомола исключило из рядов ВЛКСМ педагогов школы Румянцеву, Чудинову и Пономареву23. Вообще степень наказания для комсомольцев за проступки постепенно усиливалась. Если в конце 20-х годов с комсомольцем, имеющим мнение, отличающееся от линии партии, могли просто поговорить и в результате беседы наставить его на «правильный» путь, то в начале тридцатых уже исключали из комсомола, а позже могли приговорить к лагерям или даже расстрелу. Так, в 1928 году все ячейки района единодушно осудили выступление оппозиции и одобрили решение ЦК ВКП(б) об исключение из партии лидеров оппозиции Троцкого, Зиновьева и др. «Районная организация ВЛКСМ благодаря правильной линии Р/К ВКП(б) идеологически выдержана и стоит на правильном большевистском Ленинском пути. Правда имеется единственный случай оппозиционного мнения Пегушинского комсомольца Ключарева. Но товарищ вскоре уяснил неверность своих мнений и раскаялся»24. В 1938 году после выделения Соликамского района из состава Березниковского, 30-31 марта проходила первая районная конференция Соликамской комсомольской организации, на которой уже обсуждали решение 5-го пленума ЦК ВЛКСМ «Об ошибках, допущенных комсомольскими организациями при исключении из комсомола, о формально-бюрократическом отношении к апелляциям исключенных из ВЛКСМ, о мерах по устранению этих недостатков» 25.
Период тридцатых годов для Соликамского района и города безусловно можно считать временем роста комсомольской организации: на апрель 1939 года только первичных комсомольских организаций по району имелось 4326. При строительстве предприятий появляются новые комсомольские организации – строителей, куда входили рабочие кирпичного завода; рабочие магниевого завода, поначалу объединенные вместе с калийщиками в комитет Калийно-магниевого комбината; комсомольская организация Бумстроя – будущего целлюлозно-бумажного комбината; Боровского затона и др.
Вместе с этим, растет число школ, а, значит, увеличивается количество школьных комсомольских организаций. Только на территории города к концу 1939 года было 4 новых школы, в том числе и школа Бумстроя27. На 28 января 1939 года всего в районной организации состояло 1097 человек, «которые, в подавляющем большинстве, являются примерными работниками предприятий, колхозов и учреждений»28. Итак, по сравнению с 1928 годом (587комсомольцев) мы видим значительный рост числа комсомольской организации. Но рост мог быть и больше, если бы не репрессии и чистки рядов комсомола от «чужаков».
_______________________
- СКМ. Ф.13. Д.206. Л.20. 2. Архивный отдел организационно-административного управления администрации г. Соликамска. Ф. р.1. Д.4. Л.156.
- Там же.
- Газета «За калий» №55 (760) от 8 марта 1934 г. С.2.
- Там же.
- СКМ. Ф.52. Д.73.
- Там же. Ф.52. Д.74.
- Там же. Ф.52. Д.73.
- http://veteran-129-div.ru/baranov.pdf
- СКМ. Ф.52. Д.74.
- Газета «За калий» №23 (1590) от 4 февраля 1937 г.
- Газета «За калий» №22 (1589) от 3 февраля 1937 г.
- Газета «Вперед» №30 (2127) от 10 февраля 1939 г.
- Газета «Вперед» №164 (2261) от 29августа 1939 г.
- Газета «За калий» №3 (1297) от 4 января 1936 г.
- Шумилов Е.Н. «Православные и единоверческие храмы Пермской епархии. Краткий исторический справочник». Пермь. 2004 г. С.49.
- СКМ. Ф.52. Д.74.
- Архивный отдел организационно-административного управления администрации г. Соликамска. Ф.171. Д.19. Л.8.
- Там же Ф.171. Д.5. Л. 52 об.,171 об.
- Там же. Ф.р. 34. Д.5. Л. 49.
- Газета «За калий» №124 (830) от 4 июня 1934 г.
- Газета «За калий» №284 (991) от 21 декабря 1934 г.
- Газета «За калий» №24 (729) от 29января 1934 г.
- СКМ. Ф.13. Д.206. Л.78.
- Газета «Вперед» №65 (1900) от 2 апреля 1938 г.
- Газета «Соликамский рабочий» №61 (181) от 30 апреля 1939 г.
- Газета «Вперед» №24 (2370) от 2 февраля 1940 г. С.2
- Газета «Соликамский рабочий» №18 (183) от 3 февраля 1939 г.