Заказ экскурсии


Автор: Савенкова Нэлли Михайловна, зав. отделом истории. 

Рисунок Н.И. Волосатикова из книги П. Сухотина «Календарик. Сказки и побаски» (Берлин-Петербург-Москва, 1923)

Зимние праздники в дореволюционном Соликамске, как и во всей России, начинались Рождеством Христовым. Рождественские каникулы длились с 25 декабря (Рождество) по 6 января (Крещение), захватывая между ними Новый год. Замечу, что числа эти относятся к старому стилю и соответствуют привычным нам 7 и 19 января. В это время закрывались все учреждения, и даже – на трое-четверо суток – останавливались сользаводы. Все праздновали – по словам одного из старожилов, «предавались праздному времяпрепровождению».

В Рождество с раннего утра, по окончании церковной службы, по домам горожан отправлялись ватаги славильщиков, взрослых и детей. Перед хозяевами распевали известный тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш», получали подарки, взрослые угощались пивом и вином. Хозяева на дары не скупились – благополучие жизни в наступающем году ставили в зависимость от розданного в этот день. Если славильщики игнорировали какой-либо дом, хозяева обижались и переживали.

С нового года славильщиков сменяли ряженые. Чаще переодевались в одежду другого пола: мужчины в женскую и наоборот, добавляя детали, имитирующие половые признаки – привешивая морковь спереди или укладывая за пазуху крупную репу. В ватаге ряженых обязательно был человек, одетый медведем, рыкающий так, что по окончании гуляний он надолго оставался безголосым. Неизменным был и «козел» – с дудкой или без. Обряжались в шубы, вывернутые мехом наружу, лохматые шапки, дряхлую одежду – в несколько слоев. Лица красили, закрывали реднинкой или надевали устрашающие маски из бересты. Заявляясь в дома, ряженые разыгрывали сцены сватовства и женитьбы, на улицах дурачились, плясали под гармошку, мазали встречных сажей.

Рисунок Н.И. Волосатикова из книги П. Сухотина «Календарик. Сказки и побаски» (Берлин-Петербург-Москва, 1923)

Для благопристойных горожан устраивались маскарадные вечера в общественном собрании, где играл духовой оркестр, проводились балы со всеми традиционными атрибутами, и где собирался весь цвет Соликамска. Только привычная нам украшенная елочка на тех маскарадах отсутствовала – в общественных местах устанавливать ее было не принято.

Так же в школах и гимназиях рождественские или новогодние елки для детей не проводились. Хлебосольные хозяева устраивали их у себя дома. Ветки украшали пряниками, конфетами, свечами, бумажными и стеклянными бусами, игрушками. Свечи сгорали, сладости дети съедали, игрушки получали как призы за победу на конкурсах. Поэтому елки в домах стояли недолго – день или два, потом шли в печку, при этом по треску сгораемой елки судили о том, каким будет предстоящий год.

В эти дни, с Рождества и вплоть до Крещения, все поголовно гадали на судьбу, на урожай, на здоровье, на богатство и на все остальное, что приходило в голову. «Не скажу, что мы верили в силу этого гадания. Да ведь многое просто забывалось! Мы следовали традиции, по которой гадание было непременным условием тех праздничных зимних дней», — рассказывала бывшая гимназистка в конце ХХ века о событиях его начала.

После Крещения наступал свадебный период, захватывавший весь город и его окрестности на месяц-два и завершавшийся Масленицей.

Всю масленичную неделю днем проходило общее катание на лошадях – на одноконных, на парах, на тройках; в санях, устеленных коврами, на худой конец — овчинами. Ездили по кругу: улица Преображенская (20-летия Победы), спуск по Усольской (1 Мая) на улицу Спасскую (Набережная) и далее вдоль Усолки до Суровцевской улицы (сейчас на этом месте находится ЦРТДЮ «Звездный»); наперегонки, залихватски, как можно быстрее, обдавая отставших снежным облаком.

После катаний пили сбитень на торговой площади, лакомились блинами со всевозможными заедками, отправлялись в гости – по приглашению или «для отдачи визита» – то есть ответного посещения. У каждой уважающей себя хозяйки на столе непременно высились стопы блинов, которые дополнялись новыми горячими, едва гости дойдут до основания стопы. Блюдо перед гостями не должно было пустовать.

Молодежь к масленице готовила в разных частях города большие ледяные горки, называвшиеся катушками, за которыми тщательно следила, расчищая их от снега. Самая катушка и раскат при ней, длиной более 40 метров, обставлялись с обеих сторон елками, на которые развешивались разноцветные фонари со свечами. В сумерках свечи зажигали и катались до той поры, пока они не прогорят. Когда гасла последняя свеча, расходились по домам. На следующий день все повторялось.

Наконец, наступало Прощеное воскресенье, и зимние праздники заканчивались.