Автор: Савенкова Нэлли Михайловна, зав. отделом истории.
Как мы с вами измеряем время? Странный вопрос? Ответ очевиден — по часам. Более того, бывает, и расстояние измеряем по часам. Наверняка всем знакомы выражения: «минут пятнадцать ходьбы», «через час доберусь» и тому подобные. Посмотрели на часы, прикинули минуты — и в путь. Стараемся быть пунктуальными, и в этом нам помогают часы — на руке, в кармане, в телефоне, на стене. И жизнь не представляется без них. Мы точно знаем, что будем делать через час, во сколько встанем завтра, что происходило с нами вчера в конкретное время.
А ведь совсем недавно — всего каких-то лет сто назад — большинство соликамцев не имело часов, считая их лишним и дорогим предметом роскоши. А триста лет назад часов в Соликамске совсем не было.
Жизнь текла размеренно. Необходимости фиксировать время в сутках не существовало. Знать его с точностью до минуты, даже часа, было ни к чему — в обыденности время не имело ценности. Человек ориентировался на свои потребности: с рассветом встал, в течение дня сделал работу, стемнело — лег.
Торопиться было некуда: встречи к определенному часу не назначались, расписания автобусов, поездов не было, как не было их самих. На работу, на смену не опоздаешь, на этот случай на сользаводах были повещалы — мальчишки, в обязанности которых входил созыв рабочих на завод.
К церковной службе звонили колокола. Собственно, ударами в колокол и отмеряли время в старом Соликамске. Сутки в старой России начинались с шести часов вечера. Счет часов внутри суток был ориентированным на световой день. В летние месяцы, с июня по август, считалось 17 часов в дне и 7 в ночи. В зимние, с февраля по октябрь, наоборот — 17 часов в ночи и 7 в дне. В остальное время года количество часов дня и ночи было равным.
Минуты не отмерялись, но были известны под названием «часец». Часцы считались условными и никак не фиксировались. В первых часах даже не было минутной стрелки — ни к чему.
Время появления в Соликамске городских часов документально не зафиксировано. В 1688 году они уже существовали и находились на деревянной соборной колокольне, поскольку под этим годом летопись сообщает, что часы сгорели в пожаре. Какой формы они были, с каким циферблатом — гадать не берусь, но совершенно точно, что вместо цифр на них были буквы. В допетровской Руси, как известно, применялась буквенная цифирь: А — это 1, В — это 2, Г — это 3 и т.д. до 12, обозначавшейся как ВI. Сейчас такие часы можно увидеть только в Суздале.
Индивидуальные часы, и не с буквенной, а с числовой цифирью, могли быть у проезжавших через Соликамск путешественников-иностранцев. Некоторые из них задерживались в городе на месяцы, «веснуя» и «осенуя», дожидаясь окончания распутицы, и вполне могли ознакомить местных жителей с таким необычным для них предметом. Были часы, вероятно, и у воевод — как экзотика и символ возвышенного положения.
В XVIII веке часы появились в домах зажиточных соликамцев, заводчиков и солепромышленников, в первую очередь — у Демидовых и Турчаниновых. В их садах, среди цветников, стояли часы солнечные, в интерьерах — напольные и настольные, а в усадьбе на Троицком медеплавильном заводе А.Ф. Турчанинова были часы башенные.
Тогда же городские часы вновь появились и в центре Соликамска. В то время в российских городах массово происходило устройство башен-часовен. В Соликамске специальную башню строить не стали, а решили, по традиции, использовать соборную колокольню.
Арочный проем звона со стороны торговой площади заложили кирпичом, оставив отверстие для крепления механизма, и установили часы с крупным циферблатом, видимым даже из заречной части. Долго ли они украшали колокольню, сказать сложно, но еще в 1844 году «часоводителю городовых часов Ивану Гребешкову», судя по Расходной книге, было заплачено 7 руб. 14 коп. годового жалования. На фотографиях Соликамска конца XIX века часов уже не наблюдается, но на их месте можно увидеть кирпичную кладку с отверстием.
Другие башенные часы Соликамска находились на Богоявленской церкви. Для их устройства в начале 1750-х церковная колокольня была увеличена на несколько ярусов. Инициативу приписывают как солепромышленнику М.Г. Суровцеву, так и братьям Рукавишниковым. Мог поучаствовать и А.Ф. Турчанинов, уже владевший собственными башенными часами и состоявший в Богоявленском приходе. Кем бы то ни было, часы были установлены и служили более полувека. Предполагаю, что за их содержание платил А.Ф. Турчанинов, т.к. часы пришли в негодность вскоре после дележа имения его наследниками. В 1800-х остановившиеся часы с Богоявленской колокольни были сняты. В описи церкви тех лет упоминается часовой механизм, лежащий в ризнице. Что стало с механизмом в дальнейшем, неизвестно.
К концу XIX века об этих часах забыли, только церковная колокольня несоразмерно тянулась ввысь. Позднее, уже в советское время, возникла легенда, смешавшая реальность и домыслы. Рассказывали, будто колокольню увеличили «по прихоти» солепромышленника, для устройства башенных часов, но фундамент, якобы, не выдержал, появились трещины, и часы устанавливать не стали. При этом демонстрировались действительные трещины на стене Владимирского придела церкви.
Происхождение трещин вполне объяснимо и никак с часами не связано. Отступив от темы, поясню. В 1934 году, когда сбрасывали колокола, задели стену, отчего появилась, поползла трещина. Цельность кладки была нарушена, началось проседание колокольни, что наглядно отразилось в смещении деталей декора. Чтобы остановить проседание и облегчить колокольню, руководством музея, которому было передано здание, решено было ее уменьшить, то есть вернуть церкви первоначальный облик. В конце 1930-х надстроенные ярусы разобрали, и в течение нескольких лет реконструировали шатровый верх.
Сейчас о том, что когда-то на двух колокольнях Соликамска были часы, можно только догадываться. Восстанавливать их никто уже не будет. Да и о чем говорить, когда башенные часы не актуальны. Часомерие для нас — не проблема. Узнать время до минуты, секунды мы можем не только по часам, но и по телефону, по компьютеру, по радио — все это нашим предкам, единственным будильником которых был петух, даже не снилось.