Автор: Савенкова Нэлли Михайловна, зав. отделом истории.
В Соликамске существует давняя легенда о сокровищах дома воеводы. Связана она с именем солепромышленника Максима Григорьевича Суровцева, купившего дом после упразднения воеводства. Якобы в одном из подземных ходов Суровцев нашел ларец с драгоценностями и как только вынес находку к свету, его и всех домашних поразила странная болезнь: у всех головы свело набок. Никакие лекари исцелить их не могли. Только когда все сокровища были пожертвованы на строительство церкви, болезнь отступила.
Долгое время считалось, что это только легенда, которые обычно сопровождают все таинственное, хотя и основанная на реальных событиях. Суровцев действительно купил в собственность дом воеводы и построил в Соликамске церковь Жен Мироносиц, но предполагалось, что покупка состоялась уже после окончания строительства церкви. Исходили при этом из факта упразднения воеводства в 1781 году и возведения церкви в 1776-80 годах. По расчетам выходило, что заложена церковь намного раньше, чем Суровцев купил дом воеводы, смог спуститься в подземный ход и обнаружить сокровища.
Допустим, людская молва смешала факты и домыслы. Церковь строилась, по сообщению Соликамской летописи, «тщанием и коштом» М.Г. Суровцева, т.е. на его средства. Среди этих средств мог быть ларец, не обязательно обнаруженный в тайнике дома воеводы. Скорее — оставшийся от жены солепромышленника, Федоры Павловны, умершей в 1774 году. Церковь была возведена на ее могиле, и вполне уместно предположить, что украшения супруги Суровцев вложил в этот храм. Как версия, вполне правдоподобно.
А если допустить, что ларец все-таки был найден в доме воеводы? Ведь отрицание основано на продаже здания после упразднения воеводства. Не могли продать его раньше? Известно, что воеводская канцелярия, занимавшая дом воеводы, к 1742 году перебралась в здание Соборной колокольни. О нахождении ее там сообщается в путевых заметках профессора И. Гмелина. Что располагалось в доме воеводы в этот и следующие годы?
После большого городского пожара 1743 года в дом воеводы поместили ссыльного графа Р.Г. Левенвольде, изба для содержания которого сгорела. По сообщению в Сенат пристава, охранявшего бывшего придворного, граф с собственным лекарем, слугами и поварами занимал каменный дом. Проживал он там до своей кончины в 1758 году. Кто сменил графа? Воеводская канцелярия в здание не возвращалась, так как и в 1770 году, судя по пояснениям к плану города, она по-прежнему занимала палаты Соборной колокольни. Именно тогда дом воеводы мог быть продан солепромышленнику Суровцеву — не в 1781 году, а на 20 лет раньше.
Если это произошло, легенда обретает реальную основу. У Суровцева было время, чтобы не только купить дом, но и пожить в нем, и найти сокровище. Не думаю, что он его специально искал. Скорей всего, обнаружил случайно. Где? Полагаю, в тайнике стенной ниши, которых немало в доме воеводы.
Подземный ход, о котором говорится в легенде, исключается, так как трудно представить, чтобы кому-то в голову пришло на полу в коридоре, пусть даже и подземном, просто поставить ларец. Могли вкопать в землю? Но ходы были выложены камнем — и пол, и стены, и своды. Вынимать кирпичи из кладки XVII века нереально, и более нереально вынимать их подряд в поисках сокровищ, что пришлось бы сделать Суровцеву, ищи он клад в подземелье.
Упоминание подземного хода в легенде связано, на мой взгляд, с существующей путаницей — внутристенные ходы дома воеводы часто называют подземными и в наше время. Так вот, в одном из внутристенных ходов есть подходящая ниша с углублением — и ларец поставить, и замуровать. И обнаружить случайно возможно — штукатурка, например, осыпалась или появилась необходимость устройства сообщения со слугами на другом этаже. Та или какая-то иная ниша — можно только догадываться, как и о подробностях обнаружения.
Как сообщал архитектор А.И. Слупский, в начале ХХ века слышавший от старожилов легенду о сокровищах, ларец был с деньгами, а «рядом лежали еще какие-то драгоценные вещи». Таким образом, версия о принадлежности ларца жене солепромышленника не подтверждается — от нее могли остаться драгоценности, но не деньги.
Кому принадлежал таинственный ларец? Одному из воевод, среди которых были представители знатнейших российских родов? Исключено. У любого воеводы была возможность забрать все с собой. Они «сидели» на воеводстве в течение небольшого срока — от года до, самое большее, пяти лет. При отъезде из Соликамска ларец не мог быть брошен ни в коем случае. И тайник — не форма хранения воеводы, хозяина положения, тем более тайник не в жилом доме, а в служебном помещении.
Думаю, не ошибусь, если предположу, что владелец ларца — ссыльный граф Левенвольде. Богатство и щегольство графа при императорском дворе были широко известны, огромные суммы, проходившие через его руки, пугали воображение. Даже при конфискации всего имущества, лишенный чинов и званий Левенвольде вполне мог располагать некими припрятанными деньгами и драгоценностями, которые могли быть доставлены в Соликамск с помощью слуг или лекаря, сопровождавших его в ссылку.
Левенвольде надеялся вернуться ко двору и в первое время проживания в Соликамске вел себя как вельможа, привыкший повелевать. Гмелин в путевых заметках рассказывает о прекрасном куске мяса, высланном ему и его спутникам ссыльным графом из своей поварни. Гвардейский пристав, назначенный охранять Левенвольде, жаловался в Сенат, что тот не пускает его проживать в одном с ним доме. Таким образом, «пригляд» за ссыльным вельможей был слаб, и в отсутствие пристава слуги графа вполне могли соорудить тайник. Оберегали его, а потом вынуждены были оставить — после смерти
Левенвольде слуги и лекарь без промедления были отправлены в Петербург. Возможности забрать ларец, судя по всему, у них не оказалось.
После обнаружения ларца, как сообщает легенда, Суровцев и его домочадцы заболели. Что это за болезнь и была ли она в реальности — сказать трудно, даже предположить не берусь. Ясно одно: деньги из ларца и драгоценности, найденные рядом с ним, употреблены на богоугодное дело — церковное строительство.
Стоит в Соликамске церковь Жен Мироносиц — памятник солепромышленнику Суровцеву и его жене, в какой-то мере — и ссыльному графу Левенвольде. Стоит как реальное свидетельство существовавшего некогда таинственного ларца.
А может, нам только кажется, что мы доискались правды, и со временем откроются новые обстоятельства?