Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, научный сотрудник.
Необходимость строительства нового, четвертого по счету, храма в селе Верх-Яйва возникла в 30-е годы XIX века. По мнению прихожан, предыдущая деревянная Введенская церковь, построенная в 1749 г. к этому времени уже изрядно обветшала и была «не очень крепка и от долговременного существования приходит в гнилость во многих и важных местах и к дальнейшему существованию не благонадежна».1 Об этом же сообщал Соликамскому духовному правлению причт данной церкви рапортом от 26 января 1837 г., в котором указывалось еще одно обстоятельство – слишком близкое нахождение церкви от берега реки Яйва: «…берег, который по быстрому течению реки укрепить не возможно».2 Исходя из этих обстоятельств, 29 апреля 1837 г. правление Пермской Духовной консистории предложило прихожанам совместно со священно-церковнослужителями обсудить, где следует строить предполагаемую деревянную церковь и поручить специалисту-архитектору составить план храма. Не известно сколько раз собирались на сход прихожане Яйвенской церкви для решения этого вопроса, и сколько вариантов ее строительства ими обсуждалось. Из архивных материалов известно, что в марте 1848 г. крестьяне села Верх-Яйва просили разрешить им строить даже каменную церковь, но Палата Государственных имуществ дала разрешение только на строительство деревянной церкви на каменном фундаменте. 15 октября 1848 г. составленные и утвержденные Пермской строительной и дорожной комиссией план и фасад этого варианта строительства церкви, были отосланы в Соликамское Благочиние для исполнения.3 Первым подрядчиком для строительства церкви прихожане выбрали экономического крестьянина Покровского уезда Владимирской губернии Андрея Алексеевича Костина, но приговором от 18 января 1852 г. было решено отозвать его от строительства означенной церкви. На сельском сходе 22 апреля 1852 г. причт церкви и церковный староста объявили, что совместно с прихожанами приискали нового подрядчика для постройки церкви в селе Верх-Яйва. Им стал Соликамский купец 3-й гильдии Александр Васильевич Рязанцев. Новый подрядчик просил за строительство 1260 рублей серебром, что было дороже, чем подряжался А.А. Костин: «Способнее и дешевле был поряжен против Рязанцева ценою 50 рублей серебром»,4 – но все же, прихожанами был выбран Рязанцев. По заключенному 31 мая 1852 г. контракту Рязанцев должен был построить церковь к июлю 1854 г., но строительство продлилось гораздо дольше.5 Тем временем старая церковь приходила все в более плачевное состояние и скоро вести в ней службы будет невозможно, а для строительства новой все еще не было выбрано место. Прихожане торопились, поэтому, не дожидаясь приезда инженера Пермской Палаты Государственных имуществ, духовенство вместе с прихожанами сами избрали такое место.
С разрешения Его Высокопреосвященства по церковному чину оно было освящено 23 мая 1852 г. и по заключению контракта началось строительство храма. В течение лета из бутового камня был выложен фундамент глубиной на 1 аршин и планировалась дальнейшая работы по постройке церкви.6 Все изменилось 27 сентября 1852 г., когда в село приехал помощник гражданского инженера господин Капаччио. Он был направлен Пермской Палатой для выбора и отвода места под строительство новой церкви, а так же для освидетельствования приготовленных стройматериалов. Узнав, что выбор места под постройку уже сделан самими прихожанами на сходе еще 23 мая, он решил обследовать уже возведенный фундамент. После осмотра г-н Капаччио сообщил, что «грунт выбранного прихожанами места не вполне обладает теми условиями, при которых местность для создания подобного сооружения можно назвать совершено надежною».7 При разборе бута в двух противоположных местах на дне канав оказалась вода, что заставило его предположить о нахождении под всем фундаментом воды, которая, по его мнению, просачивается из грунта, «ибо местность во всем селении состоит из наносной земли».8 По его мнению, строить здесь церковь нельзя еще и потому, что она будет незащищена от опасности во время пожара. Церковное здание будет сжато жилыми и нежилыми деревянными строениями крестьян и может при первом же незначительном пожаре подвергнуться опасности. В результате помощник инженера Капаччио приостановил дальнейшее строительство церкви до особого на то разрешения со стороны Палаты Государственных имуществ. Палата указала помощнику инженера выбрать другое место, более пригодное для строительства новой церкви. В результате Капаччио выбрал не одно, а два новых места для строительства, но оба они не устраивали прихожан.
Первое место, указанное г-ном Капаччио, находилось в 80 саженях от берега реки Яйва, рядом с прежним, выбранном прихожанами, на котором уже был заложен фундамент. Место это было, по мнению прихожан, с таким же качеством грунта и, «следовательно, нет никакой надобности переносить фундамент на указанное Капаччио место, да и переноска фундамента, без сомнения, будет сопряжена с издержками».9 Второе предлагаемое помощником инженера место располагалось на горе, по правую сторону дороги, ведущей в г. Соликамск. Прихожан это место не устраивало тем, что оно находилось на удалении от села более чем на одну версту. Безусловно, это было безопасно в случае возникновении в селе пожара, но увеличивалась угроза грабежей, так как храм будет выстроен у самого леса, что, по мнению крестьян, «весьма небезопасно будет от неблаговерных людей, в большом числе шатающихся летом по лесам в округе нашего селения, и удалённость храма от места жительства подвергает опасности разграбления».10 Кроме того, со слов крестьян, в зимнее время это место сильно заметает снегом высотою до 3 аршин, а весной, во время разлива реки Яйвы, топит подгорную часть селения и в церковь можно будет добраться только на лодке. Крестьяне просили дозволить строить церковь на первом избранном ими месте, на площади внутри селения. В прочности грунта они не сомневались, утверждая, что «грунт этой площади сверху глинистый, а под глиною хрящеватый».11 Прочность грунта ими доказывалась еще и тем, что на этой же самой площади стояли старая церковь, сельский магазин и сельское управление. Приводился следующий аргумент: «Сельский магазин по огромности своей не уступает предполагаемому нами церковному зданию и вот уже существует другой год, не имея ни малейшей осадки».12 Поэтому прихожане 11 ноября 1854 г. обратились к епархиальному начальству с просьбой помочь получить разрешение построить церковь на старом месте, на уже заложенном фундаменте, где вблизи находились заготовленные для строительства материалы.
Срок окончания строительства – июль 1854 г. уже прошел, а возведение церкви остановилось на устройстве фундамента и более не продолжалось. Начались взаимные упреки сторон. Прихожане жаловались городничему на А.В. Рязанцева, что он строить церковь не желает. Получил задаток в 315 рублей серебром, но никаких материалов не заготовил кроме гальки. А из работ выполнил только кладку фундамента. Уклонение его от заготовки стройматериала в течение всего 1853 г. прихожане связывали с занятостью Рязанцева на более интересных подрядах: «постройкою в г. Соликамске дома для уездного казначейства и поправкою присутственных мест». Указывали также, что он медлит с разбором фундамента и переносом его на новое место. 13
Рязанцев, в свою очередь, говорил о понесённом им убытке от содержания более 5 месяцев рабочих в числе 10 человек, которые не были заняты ни какой работой, так как в течение лета 1853 г. новое место под строительство не было прихожанами очищено и не освящено причтом по обряду Православной Церкви, и следовательно, он не мог приступить к работе.14 Пермская Палата Государственных имуществ обвиняла крестьян в самовольном выборе места под строительство церкви и в непрочной выкладке фундамента, а крестьяне в свою очередь считали эти обвинения совершено несправедливыми.15 Неизвестно, сколько продолжалось бы это противостояние сторон, если бы не возымело действие обращение прихожан к епархиальному начальству. Благодаря ходатайству Архиепископа Неофита, Пермская Палата Государственных имуществ в апреле 1855 г. разрешила строить храм на прежнем выбранном крестьянами месте при условии, что вся ответственность «за могущие быть неисправности и непрочности в постройке церкви», ложится целиком на прихожан.16 Подрядчик Александр Васильевич Рязанцев по вновь заключенному контракту обязался приступить к работе летом 1855 г. и закончить к 1 сентябрю 1856 г. на прежних условиях.17
Согласно клировым ведомостям, Введенская церковь была построена в 1856, но освящена только в 1857 г. По поручению Архиепископа Пермского и Верхотурского Неофита храм был освящен 19 ноября 1857 г. отцом благочинным протоиереем Петром Киселевым.18 Чем была вызвана такая задержка, выяснить не удалось. Известно, что указ о разрешении переноса колоколов со старой Введенской церкви на колокольню вновь выстроенной был издан Пермской Духовной консисторией 14 августа 1857 г.19 Окончательный расчет с подрядчиком Рязанцевым отец благочинный велел произвести только 27 февраля 1858 г., причем с вычетом денег за недоделки.20 По всей вероятности, отношения между верх-яйвенцами и Рязанцевым оставались напряженными, каждая из сторон считала себя пострадавшей.
Когда строительство храма подошло к завершению, нужно было озаботиться его внутреннем убранством. На общем сходе 1 ноября 1856 г. крестьяне Верх-Яйвенского сельского общества совместно со священноцерковнослужителями решили поручить сооружение иконостаса подрядчику — жителю села Новое Усолье Г. графов Строгановых служителю Швецову В. И. Разрешение на это от Пермской Духовной консистории, датированное 23 января 1857 г., было получено причтом только 14 февраля того же года и, возможно, это являлось одной из причин столь позднего освящения храма.21 Священник Ипполит Федорович Словцов, посетивший эту церковь в 1859 г., так описал ее внутреннее убранство: «Замечательных икон в ней нет; перенесённые старинные иконы из старой церкви все поправлены и, разумеется, испорчены».22 В октябре 1881 г. на пожертвованные прихожанами 300 рублей иконостас был поправлен и вновь позолочен.23
Вновь построенная Введенская церковь была деревянной на каменном фундаменте с такой же колокольней в одной связи. Глава церкви располагалась на восьмерике с фальшивыми окнами и была покрыта листовым железом. Крыша церкви и шпиль колокольни были покрыты тесом. Все 16 окон церкви имели двойные рамы с цельными зелеными стеклами. На шпиле колокольни и главке были установлены два железных креста с цепями, покрашенные масляной краской. По условиям контракта подрядчик должен был главу на церкви выкрасить медянкой, шпиль на колокольне и крышу на церкви – охрой на масле, все косяки окон и дверей, а также все рамы покрыть свинцовыми белилами, железные решетки на окнах покрасить черной масляной краской. Внутри для отопления в зимнее время церковь имела две каменных печи.24
С годами прихожане продолжали благоустраивать свою церковь: в 1864 г. ее обшили снаружи тесом, в 1865 г. раскрасили разными красками, а через год оштукатурили внутри.25 В июле 1880 г. крыша церкви была покрыта листовым железом.26 В июне 1906 г. кресты и стены храма покрасили в белый цвет, а главы, крышу и карнизы — в зеленый. Внутри по штукатурке церковь была покрашена так: потолок в светло-голубоватый цвет, а стены примерно на высоту человеческого роста в темно-серый мраморный цвет.27 В этом же время были произведены ремонт крыши и чистка иконостаса. На все работы вместе с покраской храма было израсходовано 350 рублей из церковных денег.28
Шли годы, приход увеличивался. К 1908 г. помимо села Верх-Яйвы в него входило еще 16 деревень: Замельничная, Анкушина, Махнева, Шубина (Шаламова), Калиничи (Каченгина), Загорная (Загора), Осинники, Верхняя и Нижняя Ерзовки, Гашкова, Чикман, Чертеж, Ик, Камень, Нартина, Исанка и Степановка. Всего 299 дворов с общим числом душ 1729 обоего пола.29 Позднее число прихожан еще увеличилось и к 1915 г. составляло уже 372 двора с 2189 прихожанами, при том же количестве деревень, входивших в приход. В это время к Верх-Яйвенской церкви было приписано 8 часовен, находившихся в деревнях: Махневой, Ерзовках, Калиничах, Степановке, Гашковой, Камень, Ик и Чикман. Не удивительно, что в клировых ведомостях священники стали указывать информацию о «маловместимости церкви по количеству прихожан».30 Прихожане и причт были обеспокоены этим и еще в 1913 г. решили либо расширить старую церковь, либо построить новую. На сельском сходе было объявлено о сборе средств среди прихожан, ежегодно по 2 рубля с каждой ревизской души, помимо этого были и другие, более крупные денежные вложения. К примеру, крестьянин Степан Иванович Бабинов по своему духовному завещанию передавал в пользу Верх-Яйвенской церкви 3000 рублей на постройку нового храма и 1800 рублей на новую школу в селе. В 1916 г. все деньги были увезены в г. Соликамск и сданы на хранение в государственную сберегательную кассу.31 Но произошедшие в последующем события не позволили прихожанам воспользоваться этими деньгами, как, впрочем, и другими церковными средствами. Впереди была другая, советская часть история Верх-Яйвенской церкви.
Подготовлено по материалам Соликамского краеведческого музея.