Автор: научный сотрудник Дмитрий Сергеевич Лыткин.
Деревня Белкина относилась к Касибской волости Соликамского уезда. В территориальном отношении от г. Соликамска находилась не далеко, всего в 8 верстах, а самая ближайшая к ней православная церковь была в 4 верстах — при солеваренном заводе в Усть-Усолке. При этом крестьяне д. Белкина, как и крестьяне близлежащих деревень — Тетерина, Городок, Вавилова — входили в приход Свято-Троицкого собора г. Соликамска. Почему данные деревни были отнесены к городскому собору, а не к приходу одной из городских церквей, сейчас сказать сложно. Возможно, это было связано с особым вниманием Соликамского благочиния к состоянию веры среди крестьян этих деревень.
Дело в том, что, несмотря на свою близость к городу и благочинию, данная местность была заражена расколом. В 1892 г. причт Соликамского собора докладывал об этом епархиальному начальству. Сообщалось, что в д. Тетерина проживают: «…явных раскольников 2 мужского пола и 2 женского пола, а также уклоняющиеся от православной церкви 24 мужского пола и 24 женского пола. Принадлежат они к беспоповщинскому толку. Раскольники православного духовенства особенно не чуждаются. Но от собеседования о вере удаляются». Одной из причин живучести раскола указывалось расстояние в 10 верст и неудобность сообщения с приходом из-за р. Кама. В 1890 г. наставник окрестных раскольников умер и его сменил крестьянин деревни Зарека Касибской волости Алексей Иванович Швецов. При новом наставнике количество уклоняющихся от Церкви стало увеличиваться и к 1897 г. достигло 38 человек мужского пола и 38 женского пола. Постепенно раскол мог распространиться и на соседние деревни, а от д. Тетерина до д. Белкина расстояние было всего 2 версты. В данной ситуации и причту Свято-Троицкого собора, и епархиальному руководству нужно было предпринимать меры для борьбы с расколом и усиления позиции Православной Церкви в этой местности.
В клировой ведомости Свято-Троицкого собора г. Соликамска за 1894 г. есть запись о часовне в д. Тетерина, за предыдущие годы в документах такой информации нет. Значит, можно предположить, что построили ее либо в конце 1893 г., либо в 1894 г. Можно рассмотреть этот факт, как один из способов борьбы с расколом в этой деревне. Приговором от 6 февраля 1895 г. Белкинское сельское общество решило построить в д. Белкина часовню-школу. Здесь нужно сказать, что церковно-приходская школа в д. Белкина была открыта еще 9 октября 1888г., но находилась она в нанимаемом помещении, поэтому крестьяне хотели постройкой одного здания решить сразу две задачи. Строительство часовни-школы оценили по смете в 1327 р. Требуемую сумму решено было разделить по душам: с жителей д. Белкина по 8р. 37 коп. с души, д. Тетерина и Городка — по 4 р. 31 коп. Кроме того, на туже постройку сход решил отчислить арендные деньги, полученные с купца Ивана Александровича Рязанцева и пожертвованные им же 100 р. Правда, часовню-школу в 1895 г. не построили, не построили ее и в следующем году. Очевидно, этих сумм оказалось недостаточно, потому что Белкинское общество 8 декабря 1897 г. постановило ходатайствовать перед Соликамским земским собранием о пособии в размере 700 р., за счет которых и предполагалось закончить постройку. К марту 1898 г. строительство здания часовни-школы на средства общества была закончено. Но, как видно из отношения Касибского волостного правления от 28 марта 1898 г., в часовне-школе требовалось еще устройство иконостаса, который был оценен приблизительно в 250 р. Так же требовалось обустройство ограды вокруг здания и обшивка здания тесом — на это нужно было еще 200 р. Помимо этого, необходимо было приобрести церковную утварь, на что, по подсчету волостного правления, требовалось около 250 р. Таким образом, общая сумма составила опять 700 р., которые, очевидно, сельское общество желало получить безвозвратно из средств Соликамского уездного земства. К сожалению, здание часовни-школы простояло не долго. В клировой ведомости Свято-Троицкого собора г. Соликамска за 1901 г. указано, что «часовня в д. Белкина ныне сгорела».
Возможно, тот факт, что в церковных отчетах среди крестьян д. Белкина раскольники не упоминались, а также желание самих крестьян побудило церковное руководство думать не о восстановлении часовни, а о строительстве здесь православной церкви. Так, в 1905 г. тщанием крестьян д. Белкина и Пермского Епархиального Училищного Совета была построена церковь во имя Успения Божией Матери. Деревянное здание церкви с колокольней было возведено на каменном фундаменте, обшито снаружи тесом и окрашено белой масляной краской. Храм был обнесен деревянной оградой, а крыша покрыта железом. Однопрестольная церковь внутри имела двухъярусный резной иконостас столярной работы, фоны икон были позолоченные. На колокольне храма было 5 медных колоколов.
Первоначально церковь была приписана к Соликамскому Свято-Троицкому собору, самостоятельный приход был образован 19 февраля 1913 г. В него помимо жителей села Белкино вошли жители деревень Тетерина, Городок, Вавилова. На 1914 г. в приходе было 895 крестьян православного вероисповедания, а также на территории прихода проживало 100 раскольников беглопоповского толка. Такое изменение в отнесении раскольников из беспоповцев в беглопоповцы могло быть вызвано субъективными фактором. Разные священники по-разному «классифицировали» раскольников.
В скором времени был образован свой причт из священника-настоятеля и псаломщика с назначением содержания от казны. 1 марта 1913г. священническое место был назначен иерей Илья Кудрявцев, а на псаломщическое место был определен Николай Рычков. Земли, принадлежащей церкви ни пахотной, ни сенокосной, ни усадебной, не было, впрочем, как и домов для клира. Только в 1915 г. тщанием прихожан был построен одноэтажный деревянный дом для священника. К Успенской церкви была приписана одна деревянная часовня, находившаяся в д. Тетерина.
После установления советской власти в уезде само здание церкви и все церковное имущество были национализированы и по описи переданы во временное пользование общине верующих. В храме продолжалась служба. В 30-е годы давление советской власти на Церковь усиливается, и на территории Ворошиловского (Березниковского) района так же, как по всей стране, проводится кампания по закрытию церквей с целью использования этих зданий под различные социально-культурные нужды.
В 1936 г. президиум Ворошиловского (Березниковского) райисполкома принимает решение ходатайствовать перед Свердловским облисполкомом о закрытии Успенской церкви в с. Белкино Тетеринского с/c. Предполагалось использовать культовое здание под школу, переоборудовав его за счет средств самообложения. Президиум Свердловского облисполкома на заседании 21 мая 1936 г. выносит постановление: ходатайство РИКа удовлетворить. Но прихожане не собирались сдаваться и обратились с жалобой в комиссию по вопросам культа при Президиуме ВЦИК. Комиссия 8 июня 1936 г. предписала облисполкому до принятия решения данного вопроса президиумом ВЦИК церковь сохранить «в беспрепятственном пользовании верующих», о чем предупредить РИК. На сбор материала по этому делу и вынесения решения комиссии потребовалось несколько месяцев. Среди доводов, приводимых Свердловской Областной Культовой Комиссией в пользу закрытия храма, указывалась близость расположения церкви в г. Соликамске, которая может «удовлетворить потребность верующих» данного прихода. В итоге президиум ВЦИК на заседании 30 декабря 1936 г. определяет: «Постановление Президиума Свердловского облисполкома утвердить, церковь закрыть. Здание передать под школу». Копия этого постановления была передана в Свердловский облисполком 5 января 1937 г.
О том, что храм в с. Белкино закрыли в 1937 г., свидетельствует последний его настоятель священник Петр Васильевич Ковков. В анкете служителя религиозного культа от 7 июля 1940 г. он указывал, что с 28 февраля 1927 г. по 15 января 1937 г. был священником церкви с. Белкино Соликамского района. Кроме того, сами прихожане в 1944 г. утверждали, что церковь действовала до 14 января 1938 г. Эти факты идут в разрез с информацией, предоставленной Соликамским райисполкомом 27 февраля 1945 г. на запрос Молотовского облисполкома: «Церковь не функционирует с 1932 г., официально о ее закрытии решение ни кем не принималось, а закрытие произошло стихийно, т.к. церковь оказалось ненужной». Вопрос о размещении школы в здании бывшей Успенской церкви обсуждался на заседании вновь образованного Соликамского райисполкома. На заседании РИК от 4 сентября 1938 г. рассматривали передачу, при необходимости, находящегося в госфонде помещение бывшей церкви в д. Белкина для использования его под школу. Постановили: «Райфо передать помещение бывшей церкви Тетеринскому сельскому совету для использования под школу. Обязать председателя сельсовета произвести соответствующее переоборудование и ремонт помещения и 25 сентября сдать его в эксплуатацию директору Белкинской школы». При просмотре документов за последующие годы становится ясно, что все это осталось на бумаге и здание под школу использовано не было. После закрытия в храме разместили зернохранилище колхоза им. Калинина, где хранили семена зерновых культур.
С началом Великой Отечественной войны отношение власти к Церкви меняется, в стране постепенно начинают открывать храмы и восстанавливают в них церковную службу, в том числе и на территории Молотовской (Пермской) области. Так, в декабре 1942 г. в Соликамкой кладбищенской церкви возобновляется церковное служение. Верующие д. Белкина и других окрестных деревень по возможности тоже посещали этот храм. Но временами возникали затруднения из-за р. Кама, которая в весенний и осенний период служит большим препятствием для посещения городского храма. В силу сложившихся обстоятельств, верующие деревень Белкина, Тетерина, Вавилова 20 апреля 1944 г. решили обратиться с заявлением к уполномоченному совета по делам Русской Православной Церкви по Молотовской области с просьбой разрешить открыть храм в д. Белкина, возобновить в нем службу на первое время хотя бы в церковные праздник. Для совершения службы предполагалось приглашать одного из священников кладбищенской церкви г. Соликамска. В заявлении указывалось также, что при кладбищенской церкви служат три священника и отлучка одного из них не вызовет затруднений. Заявление было написано одним из жителей д. Белкина из числа верующих — Гавриилом Васильевичем Белкиным. К данному заявлению прилагались списки граждан из числа верующих, желающих открытия церкви: из д. Белкина 270 человек, из д. Тетерина 101 человек, из д. Вавилова 56 человек, а также из д. Пластинина Пегушинского с/с 72 человека. Списки эти были заверены председателем Тетеринского с/c. Аналогичное заявление было отправлено 7 июня 1944 г. на имя архиепископа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова), и он поддержал желание верующих Тетеринского с/c.
Но несмотря даже на ходатайство об открытии храма епископа Александра перед областными властями, ответ был получен отрицательный. Облисполком в своем решении опирался на заключение по данному вопросу от 27 февраля 1945 г., подготовленное Соликамским райисполкомом. Это заключение было составлено по результатам рассмотрения и проверки указанного заявления граждан Тетеринского с/с. Было установлено, что заявление было написано не по инициативе граждан названных деревень, а лично верующим Гавриилом Васильевичем Белкиным. Включение в список верующих производилась без согласия указанных граждан. В доказательство этому было приложено заявление председателя Тетеринского колхоза «Калиец», где он отрицал свое желание и согласие на открытие церкви. Кроме того указывалось на включение в список двухлетнего ребенка. Тот факт, что все списки были заверены подписью и печатью председателем Тетеринского с/c объяснялся просто: «Председатель сельсовета Мельников при заверке списков подошел поверхностно и безответственно, не проверил ни одной подписи, а поверил на слово Белкину Г.В.». Принимая во внимание, что заявление написано одним верующим — Г.В. Белкиным — и отсутствие объединенной группы верующих в Тетеринском с/с, а также наличие в 6 км функционирующей Соликамской кладбищенской церкви, исполком Соликамского районного Совета посчитал нецелесообразным открытие церкви в д. Белкина. Исходя из вышеизложенного Молотовский облисполком 7 апреля 1945 г. отказывает Г.В. Белкину в ходатайстве об открытии храма. Копия этого решения была отправлена архиепископу Пермскому и Соликамскому Александру (Толстопятову). Попытка местных верующих вновь сделать храм действующим не увенчалась успехом, здание осталось в пользовании Белкинского колхоза. К сожалению, до наших дней здание Успенской церкви не сохранилось, на ее месте теперь стоит памятный крест.
Нужно отметить, что не только верующие Тетеринского с/с хотели открыть свою приходскую церковь и восстановить в ней богослужение. В марте 1944 г. к властям обращались также верующие Урольского с/c с просьбой об открытии церкви в с. Уролка, а в 1945 г. об открытии церкви в с. Сиренское просили верующие Сиренского с/с. По заявлению граждан этих сельсоветов Соликамский райисполком также подготовил заключения для Облисполкома. Доводы о нецелесообразности открытия этих храмов были похожи, как под копирку: церковь опустела сама по себе, никто ее не закрывал; инициатива по открытию церкви принадлежит одному человеку, никакой объединенной группы верующих нет, помещение церкви используется под зернохранилище. И в ходатайстве граждан этих сельсоветов тоже было отказано. Такое было время.
Изменения административного подчинение
д.Белкина.
До 1905 г. — деревня Белкина Белкинского сельского общества Касибской волости Соликамского уезда Пермской губернии.
С 1905 г. — село Белкино Белкинского сельского общества Касибской волости Соликамского уезда Пермской губернии.
С 1919 г. — село Белкино Усть-Боровской волости Усольского уезда Пермской губернии.
С ноября 1923 г.по1930 г. — село Белкино Тетеринского с/с Соликамского района Верхне-Камского округа Уральской области.
С августа1930 г.по1934 г. село Белкино Тетеринского с/с Березниковского района Уральской области.
С 9 марта1934 г. по 1938 г. — село Белкино Тетеринского с/c Ворошиловскго района Свердловской области.
С 29 января 1938 г. по 1940 г.- деревня Белкина Тетеринского с/c Соликамского района Пермской области.
С 1940 по1954 г. — деревня Белкина Тетеринского с/c Соликамского района Молотовской области.
С 15 июля 1954 г. по 18 апреля 1984 г. — деревня Белкина Пегушинского с/с Соликамского района Пермской области.
С 18 апреля 1984 г. по 15 августа 1991 г. — деревня Белкина Тетеринского с/с Соликамского района Пермской области.
Население.
Число дворов | Число мужчин | Число женщин | Общее число жителей | |
На 1908г. | 62 | 190 | 202 | 392 |
На 1927г. | 96 | 224 | 264 | 488 |
На 1963г. | — | — | — | 211 |
На 1969г. | — | — | — | 173 |
На 1989г | — | 6 | 7 | 13 |
Список священно церковнослужителей церкви Успения Божией Матери
с. Белкино
С 1905 по 1913 г. церковь была приписной к Свято-Троицкому собору г.Соликамска.
Указом Святейшего Правительствующего Синода от 19.02.1913 за № 3275 открыт самостоятельный приход при сей церкви. Со штатом священник и псаломщик с жалованием от казны: священнику 188 р. 48 к., псаломщику 62 р. 82 к.
Священники:
С 30 марта 1913 г. по 5 января 1915 г. Илья Федорович Кудрявцев. (по ПЕВ с 1 марта, по послужному списку с 30 марта)
С 5 января 1915 г. по 6 -7 августа 1922 г. Константин Яковлевич Крутиховский.
С 6-7 августа 1922 г. по 1 декабря 1925 г. Выбыл в с. Городище. Александр Константинович Крутиховский.(так и написано в послужном списке 6-7, видимо, отец помер)
На 15 декабря 1925 г. Николай Федорович Шилов.
С 28 февраля 1927 г. по 15 января 1937 г. Петр Васильевич Ковков.
Псаломщики:
С 1 марта 1913 г. по 1 апреля 1913 г. Николай Рычков.
С апреля 1913 г. по 10 мая 1913 г. Николай Александрович Славнин.
С 10 мая по 5 июня 1913 г. Место праздно.
С 5 июня по 22 августа 1913 г. Михаил Григорьевич Преображенский.
С 22 августа по 17 сентября 1913 г. Место праздно.
С 17 сентября 1913 г. диакон Павел Петрович Липин.
С 7 февраля 1914 по 16 июня 1915 г. Василий Иосифович Путин. Уволен согласно прошению по болезни.
… по 3 июля 1915 г. диакон Иоанн Иоаннович Веренков.
С 3 июля 1915 г. по 15 декабря 1915 г. Место праздно.
С 15 декабря 1915 г. по декабрь 1917 г. крестьянин Иван Стефанович Никифоров.
С 1917 г. по 1922 г. Александр Николаевич Белкин.
На 15 декабря 1925 г. место праздно.
На 1928 г. диакон Александр Яковлевич Яковкин.
Церковные старосты:
С 31 января 1914 г. утвержден на 2-е трехлетие крестьянин с. Белкино Николай Капитонович Белкин.
30 декабря 1916 г. он же утвержден на 3-е трехлетие.
С 1 января 1920 г. и на 1922 г. крестьянин с. Белкино Иван Афанасьевич Белкин.
Ссылки к статье у автора.