Заказ экскурсии


Автор: научный сотрудник Ольга Викторовна Назар

Реставрация колокольни, 1952 г.

Соборная колокольня – одна из самых ярких памятников архитектуры Соликамска начала XVIII века. Она привлекает внимание не только гостей города, но и жителей, которые оказавшись рядом, пытаются сохранить в фотографиях ее уникальную красоту, изысканность и утонченность. Какими же нужно быть умельцами, чтобы воссоздать в камне такие формы, а самое главное сохранить их до наших дней?!

История Соборной колокольни очень интересна, описывается многими исследователями и краеведами. На просторах интернета можно встретить большое количество фотографий,сохранивших ее величавый вид, по которымможно проследить как менялся внешний облик нашей красавицы.

Так, на одной из фотографий, привлекших внимание, колокольня запечатлена без шпиля и в строительных лесах.

На балансе музея числилось несколько зданий. Собственно, средств на содержание этих зданий у молодого, развивающего музея не было также, как и у города. Средств от аренды не хватало на содержание архитектурных памятников, а договоры аренды, кроме прочего подразумевающие в себе содержание здания в надлежащем состоянии и проведение ремонтных работ, не выполнялись. Отсутствие ремонта и бесконтрольная эксплуатация помещений вела к их разрушению. Так, еще в 1937 году, Соликамский президиум горсовета постановил принять к сведению заявление директора Соликамского музея И.П. Буторина о том, что Комитет по охране памятников готов выделить средства на ремонт архитектурных памятников г. Соликамска. В виду особо катастрофического состояния шпиля Соборной колокольни, угрожающего падением, а также северного и западного крылец Собора и свода во втором этаже зимнего Собора, просить Комитет, при выделении средств, учесть данные объекты в первую очередь.

Соборная колокольня, 1948 г. Из фондов Пермского краеведческого музея, ПОКМ-19229/320 

5 апреля 1943 года комиссией, при участии директора Соликамского музея Д.И. Удимова, был составлен Акт, о том, что «4 апреля в 20 часов 10 минут порывом сильного ветра был сорван с Соборной колокольни деревянный шпиль, высотой 17 метров. Причина падения шпиля, помимо сильного напора ветра, носящего характер циклона, заключалось в том, что дерево центрального столба, закрепленного в кирпичной кладке и служившего основой всей конструкции, от времени… имело слойный характер и поэтому переломилось… и разбилось на частипри падении. Вся деревянная конструкция упавшего шпиля разбита на мелкие части, непригодные для восстановительных работ. Покрывавшее шпиль железо, луженое с двух сторон, по местам проржавевшее и состоящее из кусков небольшого размера разорвано и сбито при падении. Медное золоченое «яблоко», бывшее под крестом, и железный крест сняты и разложены на части. Небольшой крен шпиля, связанный с креном всего здания, непосредственной причиной падения не служил и падение произошло не в сторону крена (на запад), а по направлению ветра на север».

Ф.М. Тольцинер в работе,1952 г. Из фондов Пермского краеведческого музея, ПОКМ-19229/21

В 1951 году Молотовская научно-реставрационная мастерская памятников архитектуры приступила к производству ремонтно-реставрационных работ, детальному архитектурному обмеру и исследованию памятника архитектуры Соборной колокольни. Было составлено проектное задание и пояснительная записка, автором которой являлся архитектор объекта Ф.М. Тольцинер.

На основании произведенных в 1952 году исследований установлено, что первоначальная кирпичная кладка колокольни кончается на высоте 36, 10 м над уровнем земли, т.е. на верхнем обрезе восьмиугольного ныне

Барабан Соборной колокольни,1956 г. Из фондов Пермского краеведческого музея, ПОКМ-19229/309

существующего барабана верха. Внутри барабана обнаружена неровная граница между первоначальной и позднейшей кирпичной кладкой, из чего были сделаны выводы о том, что ранее существовавший первоначальный барабан был так же восьмиугольный и был разобран, вероятно, для позднейшего устройства шпиля. Так же в северо-восточном углу позднейшего барабана была обнаружена высеченная в кирпиче дата постройки барабана – 1837. При исследовании установить дату постройки шпиля не удалось, в связи с чем сотрудники мастерской приняли 1837 год, годом постройки шпиля Соборной колокольни.

Так же при производстве работ было выявлено, что качество кирпича кладки 1837 года значительно хуже первоначальной. Неоштукатуренная поверхность первоначальной кирпичной кладки повреждена только в местах свеса крыши или особого сильного действия ветра. Поверхность кладки 1837 года, несмотря на наличие сплошной затирки известковым раствором, почти полностью разрушена на глубину до 3 см. При постройке позднейшего барабана имитировались формы русского классицизма.

Эскизы Соборной колокольни Тольцинера. Из фондов Пермского краеведческого музея, ПОКМ-19229/332

Учитывая значительную высоту шпиля для обеспечения жесткости в барабане на шести фасадах были устроены ложные ниши, а по-восточному и западному фасаду, в половине площади, настоящие оконные проемы.

Таким образом, основание первоначального завершения Соборной колокольни было восьмиугольное и стояло на существующем (исследовательском году) цоколе барабана. Первоначальное завершение колокольни по своим архитектурным и конструктивным свойствам не было пригодно для сооружения над ним шпиля.

Рисунок к заключению проф. Д.П. Сухова и доц. П.Н. Максимова. Из фондов Музея архитектуры им. А.В. Щусева, ГНИМА ОФ-5866/117

На основании полученных исследований Ф.М. Тольцинер предложил строить на существующем восьмиугольном цоколе восьмиугольную аркаду с кирпичным восьмиугольным шатром, каменной главкой наподобие аркады и завершения колокольни летней Преображенской и Богоявленской церквей.

При работе с проектным заданием по реставрации верха Соборной колокольни, заслуженный деятель искусств, доктор архитектурных наук, профессор Д.П. Сухов и доцент П.Н. Максимов, проведя научно-исследовательскую работу, предложили варианты завершения верха Соборной колокольни.

В своем заключении по проектному заданию реставрации верха Соборной колокольни в г. Соликамске, разработанному Молотовской специальной научно-реставрационной мастерской, председатель научно-методического совета по охране памятников культуры при Президиуме АН СССР академик

Вариант завершения башни, проф. Сухов Д. Из фондов Пермского краеведческого музея, ПОКМ-19229/330

И.Э. Грабарь, указал, что при исследовании близких по типу и по времени сооружений, можно выделить два варианта завершения столпообразных колоколен с многоярусными рядами кокошников: одни из них заканчивались барабаном с главкой, другие покрывались шатром непосредственно над последним рядом кокошников. Исходя из этого, научно-методический совет по охране памятников культуры при Президиуме АН СССР не счёлвозможным согласиться ни с проектным заданием Ф.М. Тольцинера, ни с предложением экспертов Управления делам архитектуры о сооружении шатра произвольной формы на низком барабане. Согласно основным принципам советской реставрационной науки, главнейшей целью

Восстановление шпиля. Из фондов Пермского краеведческого музея, ПОКМ-19229/329

реставрационных работ на памятниках архитектуры является воссоздание их первоначального архитектурного облика. В тех случаях, когда у реставратора-архитектора нет соответствующих данных, следует разрешить восстановление архитектурного памятника, для реставрации которого имеются полные конкретные данные. Следовательно, при реставрации Соборной колокольни следует восстановить существующий до 1943 года шпиль.

Работы по восстановлению шпиля начались в 1957 году. Колокольня без шпиля простояла более десяти лет. Медленно, но верно шли ремонтные работы не только в здании Соборной колокольни, но и на других памятниках архитектуры, находящихся в ведении музея. Благодаря сотрудникам научно-реставрационной мастерской, под руководством Ф.М. Тольцинера, главному архитектору города З.И. Крыловой и руководству музея, центральный архитектурный ансамбль г.Соликамска преобразился во второй половине ХХ века.

 

 

При написании материала были использованы документы фондов:

 Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Соликамский краеведческий музей»

Государственное краевое бюджетное учреждение культуры «Пермский краеведческий музей»

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева»