Автор: научный сотрудник Ольга Викторовна Назар.
Изучая архитектурные памятники Соликамска, не перестаешь удивляться мастерству людей когда-то их создававших. Красавица, с золочеными куполами, церковь Богоявления не может ни приковывать к себе взгляд. Только вглядитесь, какие архитектурные формы у нашей красавицы. В летописях говорится о том, что деревянный город очень часто страдал от пожаров, но воссоздавался вновь. После очередного пожара в 1673 году, чтобы увековечить красоту храмов было принято возводить их в камне.
Фасады Богоявленской церкви богато украшены наличниками окон, порталы украшают «фрукты», «жгуты» и «дыньки». Кажется, что ты уже все рассмотрел и увидел, со многими элементами архитектуры знаком. Изучая алтарную часть (ниже фрески «Богоявление») и южный фасад (на лопатке южного фасада церкви) я и раньше замечала углубления в стенах. Ниши, как ниши, – для размещения фасадных икон.
На снимке 1917 года, хранящегося в фондах ФГБУК «Государственный научно-исследовательский музей им. А.В. Щусева», мы отчетливо можем разглядеть очертания этих икон, находящихся в фасадах Богоявленской церкви. Снимок удачный, с такого ракурса можно видеть сразу две иконы.
Спустя некоторое время, перечитываю справку А.И. Слупского «Соликамские памятники архитектуры» для Пермской Губернской Ученой Архивной Комиссии в 1902 году, и встречаю такое описание:
Прихожу к выводу, что размеры описанных А.И. Слупским икон прекрасно вписываются в ниши, да и под описание подходит единственная каменная икона «Богоматерь Одигитрия», находящаяся в экспозиции Соликамского краеведческого музея и состоящая на государственном учете.
А вторая икона? Что с ней? В процессе обсуждения, главный хранитель Соликамского краеведческого музея, И.К. Плотникова, еще раз выслушав описание иконы, предположила, что возможно, вторая каменная икона (к сожалению, со сколом и утратой фрагмента), хранится в фондах музея в той же Богоявленской церкви. Икону достали, сняли размеры и действительно по описанию и размерам, икона вероятнее всего «Не рыдай Мене, Мати» тоже фасадная.
А вот снимок 1934 года, нам показывает, что иконы в восточной стене церкви уже нет, следовательно, можно предположить, что каменные иконы находились в нишах восточной и южной стен, до момента сброса колоколов с Богоявленской церкви и других антирелигиозных мероприятий этого же года. Но в отличие от колоколов, сохранившееся каменные фасадные иконы можно увидеть в экспозиции отдела древнерусского искусства Соликамского краеведческого музея.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Соликамский краеведческий музей»
Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации (goskatalog.ru)
А. И. Слупский: Архитектурные памятники Соликамска (справка Пермской Губернской Ученой Архивной Комиссии вследствие запроса Н. В. Султанова XII Археологическому Съезду) А.И. Слупский/; [Императорское Московское Археологическое Общество. — Москва: Типография О-ва Р. П. Книг, аренд. В. И. Вороновым, 1902].