Автор: зав. отделом древнерусского искусства Гуляева Мария Александровна
Старина – это волшебное зеркало,
в котором в перспективе веков мы видим себя, своих предков,
каждую грань церковной, общественной и государственной жизни.
Священник Иаков Шестаков
Церковные облачения бережно хранились в ризницах соликамских храмов. Протоиерей А. Луканин в середине XIX века отмечает: «В числе старой ризницы Спасской церкви есть древние фелони, у которых передняя часть опускается до полу, а не вырезана, как ныне, и в нужных случаях для свободного действования руками поднимается и прикрепляется пуговицами. Замечательный остаток старины! Кроме этого есть богатые жемчужные с камнями оплечья, которые надеваются на фелонь и на диаконский стихарь. Тоже замечательная по здешней местности редкость!». Особого замечания его была удостоена также ризница Воскресенской церкви: «Примечательны священнические поясы из узкой шелковой тесьмы, застегивающиеся сзади пряжкой, с двумя кистями, которые висят по бокам на таковых же шелковых тесьмах и простираются до полу. Такие поясы есть и в других церквях и в некоторых по сие время употребляются при богослужении, например, в кладбищенской церкви во имя св. Жен Мироносиц. Но в других церквах в числе старинной ризницы, как то выбойчатых стихарей и риз, сохранились одни только кисти без пояса, или узкие из тесьмы поясы без кистей. Это показывает, что во всех церквах г. Соликамска в старину поясы употреблялись такого покроя» [1].
В Троицком мужском монастыре среди облачений хранились три епитрахили, выполненные в технике лицевого шитья: на двух изображено было Благовещение с апостолами и святителями, на третьем – 10 лиц святых [9, л. 84об — 85]. Плащаница из этого монастыря хранится в собрании Березниковского историко-художественного музея им. И.Ф. Коновалова [4]. Надпись на ней гласит: «Сия плащаница писана 1730 года месяца марта 27 дня. Приложил Соли Камской воевода князь Семен Михайлович Козловский в Вознесенской манастырь в поминовение жены своея княгини Марии Алексеевны». Интересные произведения золотного шитья из соликамских церквей хранятся также в Пермской государственной художественной галерее [3].
Богатые облачения были в Богоявленской церкви. В церковной описи от 1803 года имеются вкладные записи, свидетельствующие о том, что большинство из них были подарены богатейшими жителями Соликамска. Среди дарителей церковных облачений особенно часто упоминается фамилия Турчаниновых [8] .
Роскошные ткани в сочетании с изысканной фурнитурой и умелые руки мастериц превращали каждое изделие в настоящее произведение искусства. В ход шла вышивка шелком и шерстью, золотыми и серебряными нитями, а также кружево с использованием этих нитей и аппликация. Использовался бисер и пайетки, жемчуг и стеклярус, позумент (шитая золотом или серебром тесьма) и мишура. Употреблялись серебряные золоченые пуговицы и драгоценные камни в серебряной оправе. Н.С. Попов подметил, что в городе имелись отменные швеи [2, с. 167] , а в расходных документах церквей фигурируют многочисленные записи о пошиве священнических облачений местными рукодельницами, которые большей частью были из мещан:
— «Мещанской Лукиной жене Ковригиных за починку голевого стихаря 10 коп.» ( 1790 г.)
— «Города Соликамска мещанской жене Никифора Смышляева Парасковье Ивановой дочери за шитье нового полуобъериного стихаря 60 коп.» (1792 г.)
— «Города Соликмска мещанской жене Парасковье Смышляевой за шитье ораря 20 коп.» (1792 г.)
— «Города Соликамска Троицкого собора дьячка Ивана Усова жене его Татьяне отдано за починку стихаря и подризника 20 коп.» ( 1792 г.)
— «Города Соликамска Троицкого собора дьячка Ивана Усова жене его Татьяне за шитье четырех епитрахилей 55 копеек» (1792 г.)
— «Города Соликамска купца Моисея Мячина дочери его Елисавете за шитье стихаря 50 коп.» (1792 г.)
— «Города Соликамска мещанской Никифоровой жене Смышляевой вдове Параскеве отдано за шитье двух риз 1 руб. 90 коп.» (1796 г.)
— «Канцеляристской дочери Анне Патокиной за ушивку 15 риз, 10 стихарей и прочей ризницы епитрахилей и поручей 13 руб.» (1829 г.)
— «Умершего канцеляриста Василья Патокина дочери Анне девице за сшитие 3-х диаконских и причетнических стихарей, одного ораря и 2 пар поручей 6 руб.» ( 1839 г.)
В начале ХХ в. в Красносельском женском монастыре послушницы шили ризницу и белье, вышивали гладью, строчкой, золотом, синелью и шелками, гипюром и шерстями. Монастырь принимал заказы от других церквей города, а в свободное время послушницам разрешалось шить для себя и для посторонних [7, л. 15].
В церковных документах фигурируют облачения из парчи, бархата и полубархата, штофа, атласа, глазета (брокатели), сюры, объяри, грезета, люстрина, голи, камки, фанзы, канфы (китайский атлас), манчестера, белокоса, тафты (французской и «двоелишневой» — т.е. двусторонней), байбарека (плотной парчовой ткани). Упоминается так называемый рытый бархат. «Рытые» бархаты имели гладкий атласный фон и узор из ворса. Некоторые ткани имеют диалектные наименования: мор – скорее всего, муар, а под гранетуром, очевидно, имеется в виду ткань гродетур, «устрин» — люстрин, «батис» — батист. Иные разновидности тканей и вовсе не отмечены ни в одном из справочных изданий, такие как гранапер, перуян или полуобъерь. Причем встречаются эти названия в документах повсеместно.
В качестве подклада применялся коленкор, китайка, ситец и кумач, холст, нанка, крашенина, кеж, демикотон и набивные ткани. Выбойка упоминается «городовая», «татарская» и «травчатая». Интересны обозначения цветов: лазоревый, бланжевый (бежевый), гулинный (фиолетовый), бусый (дымчато-серый), железный, жаркий, а также светлогвоздишный и рудо-жёлтый.
На рынке Соликамска был большой выбор тканей и фурнитуры. Товары привозили местные купцы с Макарьевской (Нижегородской) и Ирбитской ярмарок, о чем пишет Попов. Поэтому дефицита в тканях, даже самых изысканных, в городе не было. Об этом косвенно свидетельствует и такой факт: только за 1783 — 1784 гг. произошло две кражи из складских палаток Воскресенской церкви у купцов, торговавших тканями – у соликамского мещанина Ивана Кокорина и чердынского купца Петра Валуева [5, л. 391; 6, л. 432].

Статья Д.Г. Соколковой в газете Соликамский рабочий об орнаментальном шитье, хранящемся в СКМ. 09.01.1986. СКМ Ф. 82. Д. 926.
В расходах одной только Знаменской церкви упоминаются многочисленные приобретения тканей и фурнитуры для пошива облачений у купцов и мещан города Соликамска: Лапиных, Ксенофонтовых, Мощихиных, Власовых, Евдокимовых, Рупасовых, Пятелиных, Ростовщиковых, Смышляевых, Хлепятиных, Широких, Суятиных, Смирнягиных, Немятых, Болотовых и др. Упоминается также мещанин Павел Иосифович Белозёров, сын священника Богоявленской церкви Иосифа Белозёрова: «Города Соликамска мещанина Павла Осифова Белозёрова куплено на стихарь тафты лимонного цвету, темной булавчатой на оплечье полуобъери, выбойки на оторочку» [11, л. 40об.].
Приобретались ткани и у приезжих торговцев:
— 1799 г.: «Куплено у татар на ризы парчи 8 аршин с половиной» [11, л. 86].
— 1824 г.: «Вязниковских крестьян китайки голубой для подкладу и ленточек голубых для обложки епитрахилей» [12, л. 21об.].
— 1833 г.: «Куплено Агриских татар парчи златотканой широким разводом разных трав для ризы и стихаря из собранной суммы усердствующих, уплачено 26 руб. Им же за кресты к оным и за звезду заплачено 145 руб. Им же за позумент 28 аршин 28 руб.» (агрызские татары – жители Агрызского р-на Татарстана, расположенного на границе с Удмуртией) [10, л. 4об].
— 1837 г.: «Куплено Владимирской губ. Вязниковского уезда дер. Ставровой госпожи Софьи Дмитриевой Кушниковой крестьянина Ивана Григорьева стихарь атласный кофейный шитый с орарем штофным, заплачено 40 руб.» [10, л. 34об.]
— 1839 г.: «Торгующему по свидетельству в соликамском рынке крестьянину Василью Зиновьеву Дологорукову за купленную у него материю для диаконского и подьяческого стихарей по голубой земле на пеньковом основании с разводными шелковыми и золотыми травами под названием штофа, на оплечья для оных той же материи по белой земле 104 руб. Ему же за мишурный позумент 13 руб.» [10, л. 62].