Заказ экскурсии


Автор: зав. отделом древнерусского искусства Гуляева Мария Александровна

Икона-складень Николай Чудотворец, подаренная Иваном Грозным в 1552 г.

Соликамский краеведческий музей обладает интересным собранием икон – как живописных (темпера, масло), так и меднолитых. Большая часть из них поступила из закрывавшихся храмов Соликамска в 1930-е гг. вместе с другими предметами церковного назначения. На учет эти предметы были поставлены уже в послевоенное время и на тот момент, к сожалению, уже невозможно было установить их точное происхождение. Поэтому одной из главных задач в деле изучения этой интереснейшей коллекции является выявление не только художественных особенностей, но и провенанса каждой иконы отдельно взятой. Последующие пополнения коллекции связаны с экспедициями и поступлениями от частных лиц. По признанию специалистов, коллекция икон Соликамского краеведческого музея «небольшая, но пестрая». Это храмовые иконы и образа домашнего обихода, представленные разнообразной богородичной иконографией, изображениями Спасителя, различных святых и праздников.

Часть икон показана в экспозиции, расположенной в здании Богоявленской церкви. Уникальной особенностью этой церкви является сохранившийся многоярусный резной иконостас с собранием икон XVII – XIX вв. Музейные сотрудники прошлых поколений приложили немало усилий для сохранения этого памятника. Начиная с 1956 года, проводилась реставрация настенной росписи церкви и икон в иконостасе художником-реставратором В.Г. Евдохиным. С 1960 года проводилась реставрация икон местного ряда в Пермской художественной галерее. С 1984 – 1985 годы московскими художниками-реставраторами  из «Росреставрации» Ю.Новиковым, В.Пьяновым,

Икона-распятие с предстоящими, XIX в.

М.Татаренко была проведена полная реставрация икон из иконостаса и настенной росписи, а также икон из фондохранилища музея. Иконы в иконостасе были раскрыты от позднейших поновлений. В процессе реставрации выяснилось, что запись почти всегда следует рисунку древней живописи, и раскрытые композиции были неплохой сохранности [7].

В специальной витрине перед иконостасом с самого момента своего возвращения в 2005 г. хранится образ Св. Николая Чудотворца – главная святыня Соликамска, подаренная жителям города Иваном Грозным в 1552 году для защиты от набегов ногайских татар. Еще одна из особо почитаемых жителями города икон – «Спас оплечный», известный в дореволюционном Соликамске как «Спас башенный». Происхождение этой иконы относится также к XVI веку, и также связано оно с набегами. Сохранилось народное предание о том, что иконы Спаса и Николы, вынесенные с молитвенным пением и поставленные на башни «противу врагов», чудесно спасли город от ногайских татар. В настоящее время икона представляет собой поновление XVIII в. на «родной», старой доске [3, с. 94]. Оригинальная живопись современная событиям утрачена, что может быть объяснимо многочисленными и разрушительными городскими пожарами.

Икона «Богоматерь Смоленская» (1701г.) — одна из немногих сохранившихся подписных икон яренчанина Артемия Кузнецова. Иконописец, работавший в традициях иконописной мастерской Оружейной палаты, очевидно, написал ее для одного из ранних каменных храмов Соликамска, построенных в то время. Известный исследователь Н.И. Комашко отмечает: «Выходец из маленького глухого Яренска на реке Вычегде, он, по-видимому, в свое время учился у жителя Соликамска Василия Осипова Кондакова, который был напрямую связан в своей профессиональной деятельности с иконописной

Преподобный Нифонт, XVII в.

мастерской Оружейной палаты и работал в Москве» [4, с. 23].

К произведениям столичной школы также можно отнести иконы «Богоматерь Толгская» (XVIII в.) и «Богоматерь Владимирская» (к. XVII в.). Еще одна богородичная икона — «Богоматерь Цареградская с избранными святыми на полях» в серебряном золоченом окладе, по мнению специалистов ЦМиАР, могла быть написана изографами Оружейной палаты в Москве, клеймо на окладе также московское (двуглавый орёл). У этой иконы имеется нарядная жемчужная риза со вставками из разноцветных камней и горного хрусталя [6].

Есть в собрании музея и икона в окладе местного «производства» – двусторонняя выносная икона «Марой и Харлампий» — оборот «Одигитрия». Кем была написана сама икона – неизвестно, однако оклад для нее изготовил соликамский серебряник Борис Малов в 1736 году. Икона интересна еще и тем, что связана она с династией крупнейших солепромышленников города Суровцовых. Это «приклад» вдовы Павла Суровцова, его второй жены Ксении Суровцовой (урожденной Докукиной) в Богоявленскую церковь. Икона значилась в числе запрестольных образов и находилась в алтаре [8, л. 6об.; 9, л. 11]. Примечательно, что Харлампий Магнезийский был изображен на обоих запрестольных образах Богоявленской церкви, он же был в числе образов приписанной к церкви часовни. С чем связано особое почитание этого святого приходом Богоявленской церкви – еще только предстоит установить.

Богоявленская церковь славилась обилием складней с живописными створами. Подобный складень, с вложенным в него серебряным крестом искусной работы, имеется в коллекции музея.  Крест выполнен в европейских традициях и помещен в средник складня в фигурное углубление. По сторонам от креста живописные изображения предстоящих, а на створах –  множество избранных святых. Судя по клеймам на окладе, он был изготовлен в Москве неизвестным московским мастером в начале XVIII в. (соответствует № 802 в каталоге М.М. Постниковой-Лосевой). Клеймо на самом кресте в указателе клейм отсутствует, поэтому определить его не удалось. В собрании ГИМ есть напрестольный крест с похожей рукоятью (Инв. НД ДМIII-346).

Складень-кузов с предстоящими и избранными святыми на створах, XVIII в.

Одним из интереснейших памятников является брус (крест), представленный четырьмя составными частями с изображениями страстей Христовых. Такой крест мог стоять, например, в одной из часовен или в алтарной части храма. По времени его можно отнести к XVIII в. и происхождение его, увы, неизвестно.

К местной полупримитивной традиции специалисты-реставраторы относят четырехчастную икону, датированную XVII в. Скорее всего, соликамским мастером была выполнена икона двухчастная с избранными святыми на полях, относящаяся к тому же периоду. Необычное сочетание сюжетов средника «Введение во храм Пресвятой Богородицы» — «Троица» соотносится с главными престолами некогда бывших деревянных соборов Троицкого (летнего) и Введенского (зимнего). Каменный зимний Крестовоздвиженский собор был построен на месте сгоревшего собора Введения во храм Пресвятой Богородицы и имел престолы в честь Стефана епископа Пермского, а также мучеников Бориса и Глеба. Эти святые  изображены в боковых клеймах иконы. В остальных клеймах – святые, в честь которых были освящены приделы летнего, Троицкого собора. Это святые Николай Чудотворец и Иоанн Предтеча, напротив которого также изображен Иоанн Богослов. Думается, вряд ли такой состав святых на иконе является случайным совпадением.

Сохранившийся средник иконы «Святой Нифонт» — интересный пример того, как икона становилась своего рода проводником важных

Спас оплечный (башенный), XVIII в.

государственных установок своего времени. Борьба со скоморошеством активно развернулась при царе Алексее Михайловиче и кульминационным актом ее стал «противоскоморошин» указ, изданный в 1648 году и разосланный в форме заповедных грамот по всей стране. В руке святой Нифонт держит развернутый свиток с надписью. Она несколько затерта, но текст звучит устрашающе: «Проклят тот человек, иже  (который) оставит Церковь Божию и идет к скоморохам, того игра бесовская от самого сатаны составлена.  Или кто даст им сребреницу то самому сатане в руку влагает […]» На утраченных створах, согласно церковной описи, были изображены сцены жития святого – борца со скоморохами. По сути, это икона-программа, транслирующая понятия о добре и зле, о добродетели и праздности. Примечательно, что икона входила в число аналойных образов Воскресенской церкви г. Соликамска [2, л. 53] и вопреки устоявшейся тенденции аналойных икон к небольшому формату, размер ее впечатляет.

В коллекции музея есть несколько икон «северных писем», среди них «Св. Зосима и Савватий Соловецкие», «Богоматерь Живоносный источник» и «Богоматерь Знамение».

XIX век представлен в собрании музея многочисленными иконами крестьянского и школьного письма, а также иконами-копиями с гравюр и живописных произведений известных художников – как русских, так и зарубежных. Икона «Бегство в Египет» репродуцирует гравюру Г. Доре. Еще одна интересная работа копийного характера –  икона «Рождество Христово», воспроизводящая эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве работы известного русского художника Михаила Васильевича Нестерова.

Минея годовая, XIX в.

По «жанру» иконы XIX в. из собрания музея – это небольшие по формату  иконы святых и праздников, полницы, минеи, а также венчальные иконы. «Минея годовая» — прекрасный образец миниатюрного письма. Согласно надписи на обороте, икона была куплена на Нижегородской ярмарке 1888 года Августа 23 дня соликамским купцом Алексеем Федоровым Мычелкиным в память умершего сына Вячеслава Мычелкина. Алексей Федорович был купцом 2-й гильдии, торговал в городе мануфактурно-галантерейными товарами и владел лесопильным производством. Его сын Александр известен тем, что открыл в Соликамске кинотеатр под названием «Мираж» [1, с. 42].

В небольшом количестве представлены иконы «школьного» письма из иконописных центров Владимирской губернии: к холуйской традиции можно отнести икону «Иоанн Богослов в молчании».

Икона-распятие с предстоящими выполнена в старообрядческой традиции и атрибутирована как невьянская. К старообрядческой традиции также можно отнести резную икону «Голгофа», расписанную в позднейшее время по православным канонам. По определению исследователя А.В. Афанасьева, в основе композиции иконы лежит пижемская поморского согласия голгофа [10]. Икона поступила в музей от жителя Соликамска и происходит из ныробского скита.

Относительную редкость представляют две каменные иконы, некогда размещавшиеся в специальных нишах на фасаде Богоявленской церкви [5]. На «Богоматери Одигитрии» (Тихвинской) сохранилась раскраска. Вторая каменная икона – «Не рыдай Мене, Мати» дошла до нас с утратами. Примечательно, что узор на ее полях полностью совпадает с узором каменной иконы из собрания Пермской государственной художественной галереи «Усекновение главы Иоанна Предтечи», происходящей из Воскресенской церкви г. Соликамска. Это дает основание полагать, что они были  изготовлены одним мастером.

А. Кузнецов. Богоматерь Смоленская, 1701 г.

Богоматерь Владимирская, к. XVII в.

Богоматерь Толгская, XVIII в.

Богоматерь Цареградская с избранными святыми на полях, XVIII в.

Икона двухчастная Св. Троица — Введение во храм Богородицы, с избранными святыми на полях XVII в.

Икона на камне Не рыдай Мене, Мати, XIX в.

Икона резная Голгофа, к. XVIII в.