Заказ экскурсии


Новости

Апр
20
2018

9 мест 9 пятницы

Продолжаем знакомить вас с историей главного местного праздника — Девятая пятница по Пасхе. Напомним, что фестиваль в 2018 году включен в программу «59 фестивалей 59 региона» при поддержке Министерства культуры Пермского края. Во Вторую пятницу после Пасхи знакомим вас с 9 местами 9 пятницы.

Место сретения икон – Чердынская дорога

На северной окраине города в четверг, накануне Девятой пятницы, происходило сретение икон. Священники всех городских церквей, в сопровождении прихожан, с крестами и хоругвями шли к Никольской часовне, где встречали ныробский чудотворный образ Святителя Николая и городищенский явленный образ Знамения Божией Матери.

 За околицей Соликамска у Никольской часовни встречали иконы из Ныроба и Городища. Фото 1930-х гг.

Место первой службы — Троицкий собор

В Троицком соборе, куда по совершении сретения приносились иконы, начиналось всенощное бдение. После службы большинство богомольцев не расходилось, а продолжало молиться перед принесенными иконами. Молитвословие совершалось и в пятницу утром.

 В Троицком соборе служили накануне и утром в 9 Пятницу. Фото нач. ХХ в.

Место начала крестного хода – Соборная площадь

На Соборной площади, находившейся между Троицким собором, алтарем Воскресенской церкви и колокольней, формировалась «голова» колонны из священнослужителей и богомольцев с иконами. Движение начиналось к западной окраине города, в сторону Спасской и Архангельской церквей.

 От Соборной площади между алтарем Воскресенской церкви, Троицким собором и колокольней начинался крестный ход. Фото нач. ХХ в.

Место крепости – Спасская и Архангельская церкви

Близ Спасской и Архангельской церквей была первая остановка крестного хода. Церкви построены на месте крепости, в которой соликамцы выстояли при последнем вражеском набеге. Прочитав Евангелие, оградив крестом и окропив водой на четыре стороны, крестный ход отправлялся дальше.

 Спасская и Архангельская церкви на месте крепости. Фото конца XIX в.

Место молебна – Площадь перед Троицким собором

У западного крыльца Троицкого собора, после обхода города и символического замыкания его в кольцо, совершалось «благодарственное Господу Богу молебствие о избавлении от нашествия вражеского». Первоначально молебен служился на Соборной площади, откуда начинался ход. В XIX веке его перенесли на освободившуюся от частных усадеб площадку перед Троицким собором.

Место литургии — Воскресенская церковь

В Воскресенской церкви, по окончании молебна, служилась поздняя литургия, на которой присутствовали все иконы, носимые в крестном ходу. После литургии иконы возвращались в свои храмы. В Воскресенской церкви находился почитаемый образ святой мученицы Параскевы, и каждый пришлый богомолец считал обязанностью отслужить ей молебен.

 На площадке перед Троицким собором служили молебен, в Воскресенской церкви — позднюю литургию. Открытка нач. ХХ в.

Место почитания святой – Часовня Параскевы Пятницы

Под Воскресенской церковью, в северо-западном углу, находилась часовня Параскевы Пятницы, которая никогда не пустовала. Богомольцы шли к святой ежедневно. Параскеву Пятницу считали покровительницей семьи и брака, целительницей от недугов, пособницей в торговле.

 Часовня Параскевы Пятницы под Воскресенской церковью. Фото нач. ХХ в.

Место ярмарки — Площадь Девятой пятницы

Ярмарка устраивалась на торговой площади, между двумя гостиными дворами, в которых велась постоянная торговля. На свободном пространстве устанавливались шатры и палатки приезжих купцов. К концу XIX века, когда ярмарка достигла своего размаха, площадь получила название «Девятой пятницы».

 Ярмарка на торговой площади. Фото нач. ХХ в.

Место гуляний – Излучина Усолки

На берегу Усолки, близ торговой площади, устраивались гуляния с хороводами, играми и песнями. Тут же раскидывался балаган цирка. Цирковые вагончики и телеги участников ярмарки стояли вдоль забора Крестовоздвиженского собора.

 Берег Усолки перед Крестовоздвиженским собором — место народных гуляний. нач. ХХ в.
Автор: Савенкова Нэлли, зав. отделом истории СКМ
About the Author