Заказ экскурсии

Автор: Пономаренко Валентина Петровна, зав. филиалом Художественный музей. 

М.П.Богоявленский родился (21 ноября 1885 – 1971) в Кретингене Ковенской губернии.  Отец Пётр Ефимович Богоявленский значился мировым посредником и после рождения сына, через два года, подал в отставку и уехал с семьёй на родину Первитино, Тверская губерния. Принял сан священника и обосновался в Ставропольской губернии. В соответствии с традицией, как сын священника М.П.Богоявленский по достижении требуемого возраста сначала был определен в духовное училище, а затем для продолжения учебы перешел в духовную семинарию. Само имя и фамилия — Михаила Петровича Богоявленского располагали к духовной карьере. Однако внутренней тяги к священнической деятельности юный семинарист не проявлял.

В 1905 году прошла полоса революционных событий, где М.П. Богоявленский вместе с семинаристами принял участия в этих волнениях. За эти выступления  ученик духовной семинарии 4 класса был отчислен, а через некоторое время была закрыта и сама семинария. По совету друзей и с согласия родителей Михаил Богоявленский, имевший явные пособности к рисованию, в 1906 году выехал в Германию.  Поступил в техникум небольшого саксонского городка Лимбах. Затем он переезжает в Берлин и поступает в Политехнический институт на архитектурный. На бывшего семинариста Берлин произвел неизгладимое впечатление. Сочетание старинной, ведущий своё начало ещё со средневековья, архитектуры с новыми зданиями в стиле модерн, огромные музейные фонды, в которых хранились никогда не виданные подлинники, да и сама манера жить – всё это ошеломляло и кружило голову.

К началу ХХ века  Берлин, так же как и Париж, стал центром новаторских течений в искусстве. Немецкие художники активно использовали богатство цветовой палитры импрессионистов, создавая выразительные по драматизму образы экспрессионистического характера. В противовес академическим традициям они создали «свободное объединение по организации художественных выставок», получившей название «берлинские сецессионы». Видным сецессионистом и его руководителем с 1900 года был известный экспрессионист Ловис Коринт. Одним из его приходящих учеников стал Михаил Петрович Богоявленский. Однако основную часть времени занимала всё же учеба в институте. Чтобы стать настоящим архитектором, надо было тщательно осваивать техническую сторону дела, отдавая занятиям живописью только лишь свободное время, а  также   он интенсивно изучал немецкий язык, для успешной учебы в институте.

В качестве дипломной работы М.П.Богоявленский выполнил проект «Крематорий», торжественное здание с аллегорическими женскими фигурами в античных одеяниях, символизирующих скорбь и печаль. За эту работу 2 сентября 1909 года он получил высокую оценку «отлично» и звание архитектора. Во время учёбы в Берлине состоялась очень интересная экскурсия в Голландию и Лондон для осмотра музеев и знакомства с архитектурными памятниками.

В 1910 году, наполненный европейскими знаниями и впечатлениями, М.П. Богоявленский вернулся  в Россию. Два года он прожил в Москве в семье старшей сестры Екатерины Петровны (в замужестве Игнатьевой). Работал в архитектурной мастерской Густава Августовича Гельриха в качестве помощника на разных стройках. Творческой работы не предвиделось, и трезво оценив масштабы своего живописного и архитектурного дарования, М.П.Богоявленский, женится в 1911 году на преподавательнице гимназии, кубанской казачке, согласился с её предложением переехать на Кубань и заняться педагогической работой. С 1912 года вместе с женой Ольгой Николаевной он становится постоянным жителем Кубанской области.

До начала революционных событий 1917 года, М.П. Богоявленскому приходилось, чуть ли не ежегодно менять место жительства. Это были кубанские станицы Славянская, Новолеушковская, Уманская. Был недолгий период работы в Армавире.

Главным занятием М.П.Богоявленского в учебных заведениях кубанских станиц было преподавание черчения и рисования. Собственное творчество, к сожалению, оставалось на грани любительского занятия, но усовершенствовать свои знания в изобразительном искусстве – эти мысли  никогда не покидали его. В 1915 году М.П.Богоявленский становится студентом московского Строгановского училища. Занимаясь графикой в классе Я.Ф.Ционглинского, он одновременно посещает занятия польского архитектора и рисовальщика Станислава Ноаковского. Его виртуозные, мягкие по светотеневым градациям рисунки с изображением архитектурных памятников Польши, России, западной Европы пользовались широким признанием. Под влиянием С. Ноаковского интерес к изображению интерьеров проявился и у М.П.Богоявленского. Впоследствии он именовал себя художником именно этого жанра.

Участие России в первой мировой войне и опасения быть призванным в действующую армию заставили Михаила Петровича прервать учебу и вернуться к преподавательской деятельности. Революционный 1917 год застал Богоявленских в станице Павловской, на много лет ставшей для него и его семьи местом постоянного проживания. В годы революции и гражданской войны Кубань была очагом ожесточенных военных действий, красные и белые то уходили, то приходили. Лишь после окончания Гражданской войны жизнь стала более устойчивая и определенная. В этих непростых условиях многие талантливые люди, осевшие на Кубани, стремились к совместному объединению.

В станице Павловской, куда только что переехали Богоявленские, существовало два учебных заведения – высшее начальное училище, и реальное училище.  Директором высшего начального училища был Федор Васильевич Гладков, будущий автор классического советского романа «Цемент», а директором реального училища был Диомид Евтихиевич Казюпа. Рисовальные науки в обоих учреждениях преподавал М.П.Богоявленский. Всех троих сблизила любовь к пению и театру. Театральный кружок, возникший в станице на базе двух учебных заведений, был в духе времени. Руководители в свободное от занятий время с удовольствием разучивали вокальные партии  «такого уровня как опера Шарля Гуно «Фауст».  Эти, по выражению Ф.Гладкого, «былые чудные вечера, полные музыки и сосредоточенности», были для всех троих способом своеобразного самосохранения. К сожалению, очень скоро учебные заведения закрылись, кружок распался, и М.П.Богоявленскому пришлось перейти на малоинтересную работу в Райселькредсоюз.  Здесь появилась возможность проявить себя и по специальности архитектора. По поручению руководства этой организации М.П.Богоявленский разработал технический проект административного здания, который пройдя все согласования, был утвержден 17 мая 1927 года. Однако руководить строительством не пришлось.

В 1928 году Богоявленские переехали в Краснодар. Работая сначала преподавателем кооперативного техникума  станицы Пашковской, затем преподавателем черчения Краснодарского художественного училища (1934). М.П.Богоявленский быстро сблизился с ведущими художниками Краснодара и стал активным участником культурной жизни города. В 1938 году стал старшим научным сотрудником художественного музея им. А.В.Луначарского.  По выборам на второй  краевой конференции художников был избран председателем Краевого Союза Советских художников (февраль 1942 года и  вёл работу до января 1949 года).

Началась Великая Отечественная война, и мирная жизнь людей закончилась. 16 августа 1941 года было организовано отделение по эвакуации художественных ценностей и их охране в тылу. Начали готовиться к эвакуации. Вскоре военные действия приблизились к Краснодару, в июле1942 года. Стало ясно, что ждать больше нельзя, и маленький коллектив музея собственными силами, работая днём и ночью, подготовил музейные коллекции к эвакуации. Было упаковано 1321 произведение в 13 ящиках и тюки с документами. Эшелон, с которым отправились экспонаты музея, был последний, которому удалось проскочить через пылающие станции Кропоткино и Армавир.

Путь от Краснодара до Соликамска длился ровно два месяца, сопровождали груз директор музея Александра Ксенафонтовна Осипова и старший научный сотрудник Михаил Петрович Богоявленский. Во время воздушного налёта на станцию Невинномысскую приказано покинуть вагон и спрятаться в укрытие, но поезд неожиданно тронулся. Кто был моложе и здоровее – те догнали поезд и на ходу взобрались в вагон, а Богоявленский М.П. с женой Ольгой Николаевной отстали и вынуждены были без средств, одежды добираться до Соликамска самостоятельно. Ночи стояли холодные, и они старались попасть на платформу груженную зерном и согревались, зарываясь в ячмень и подсолнух. Критическое положение настало, когда они добрались до Красноводска. Им повезло, как раз в это время происходила вербовка рабочих на строительство химкомбината в город Березники, а от Березников до Соликамска добраться было не трудно.

В Соликамске уже находились  эвакуированные  музеи. Из Москвы была отправлена партия экспонатов по железной дороге, затем баржами по Каме. Так в город Соликамск были доставлены большие и разнообразные ценности русского, советского и зарубежного искусства. О собранных здесь коллекциях можно судить по названиям музеев: Государственный музей Восточных культур; Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В.Щусева; Государственный музей керамики «Усадьба Кусково XVIII века”; Загорский музей-заповедник(42 ящика); Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (22 ящика 1408 экспонатов); Государственный Русский музей; музей-мастерская скульптора А.С.Голубкиной; Государственный литературный музей Наркомпроса и выставка произведений М.Ю. Лермонтова; собрание произведений дирекции выставок и панорам. 30 сентября 1942 года прибыли ценности Краснодарского художественного музея им. А.Л. Луначарского. Кроме того, летом 1942 года ожидалось поступление экспонатов Сталинградского музея, но они погибли в пути. Комитет по делам искусств при СНК РСФСР  назначил Борис Николаевич Эмме заместителем директора филиала (соликамское отделение).

Экспонаты были размещены  в Троицком соборе 17 века. В Соликамск вместе с экспонатами прибыли и научные сотрудники музеев, которые стали членами одного коллектива. Они, несмотря на трудности военного времени, организовали в хранилище строгий порядок дежурств и обходов, таким образом, следя за сохранностью экспонатов. В суровую зиму, в не отапливаемом храме трудно было находиться более 30 минут. Приходилось бегать греться в маленькую келейку, где разместилась канцелярия. От холода на стенах храма, решётках окон, на ящиках с картинами за ночь нарастали пушистые гроздья инея, и всем сотрудникам приходилось неустанно очищать ящики от инея и просматривать экспонаты.

Б.Н. Эмме в содружестве с художником М.П.Богоявленским подготовили альбом с научным описанием и рисунками изразцов Соликамска. На протяжении всего военного времени не прекращалось пополнение фондов музея. Было приобретено большое количество изразцов. Богоявленский Михаил Петрович, художник и научный сотрудник Краснодарского художественного музея, по заказу  директора Соликамского краеведческого музея Дмитрия Николаевича Удимова, написал 15 живописных картин по истории калийного комбината и архитектуре города.

В октябре 1944 года был получен приказ о реэвакуации всех музейных ценностей, что хранились в Соликамске, для руководства этой работы прибыл заместитель председателя Комитета по делам искусства при Совете народных комиссаров Алексей Георгиевич Глина. В Краснодар  был отправлен вагон с экспонатами художественного музея, сопровождаемый А.К. Осиповой и М.П.Богоявленским. По счастливой случайности здание художественного музея Краснодара не было разрушено, и хотя чувствовались следы запустения, было решено, немедленно восстановить прежнюю экспозицию. За спасение музейной коллекции М.П.Богоявленский был награжден медалями за оборону Кавказа и за доблестный труд в Отечественной войне 1941-1945г.

Михаил Петрович прожил интересную жизнь. Сорок лет он провел на Кубани, работая в Краснодарском художественном музее, являясь одним из создателей Краснодарского Союза художников. Он был талантливым педагогом, преподавал в художественном училище и воспитал не одно поколение живописцев. В 1968 году ему было присвоено звание «Заслуженного работника культуры Творческое содружество М.П.Богоявленского с Соликамским музеем не прошло бесследно. Спустя 30 лет оно было увековечено открытием в 1975 году художественного отдела,  на основе его художественной коллекции – 1350 произведений, которую он собирал всю свою жизнь и переданной в дар женой художника Александрой Ивановной Богоявленской.

 

 

 

Архивные документы.

 

1. Перцова И. Спасенные сокровища. Машинописная копия статьи в газете «Советская культура» об эвакуации экспонатов Краснодарского художественного музея. 7.09.1967. 1л. НВ 1834/505

2 Эмме Б.НКраткое описание собрания изразцов в фондах музея. 1944.  8 л. СКМ 4755/136

 

Литература.

1. Балтун П.К. Русский музей – эвакуация, блокада, восстановление.

2. Каталог произведений М.П. и А.И. Богоявленских / Л.А. Евграфова; Соликамский краеведческий музей. Соликамск, 1981.

3. Кондратенко Т.М.Быть свидетелем истории: исследования и документы / Т.М. Кондратенко, Е.А. Косопойко, Ю.А.Солодовников; Краснодарский краевой художественный музей. Краснодар, 2009.

4. Пономаренко В.П.Художественная культура Соликамска и формирование коллекции изобразительного искусства /В.П. Пономаренко// Художественному музею – 25 лет, материалы научно-практической конференции 2000 года/ сост. Л.В. Баньковский, В.П.Пономаренко; Соликамский краеведческий музей – Соликамск РИО ГОУ Соликамский педагогический институт, 2005.

5. Унгвицкий В.Н. Культурная жизнь на Урале в годы Великой Отечественной войны. /1941- 1945/. Пермь, 1994.

М.П.Богоявленский. 1964 год. М.П.Богоявленский.  М.П.Богоявленский. 1908 год. Д.Г.Соколкова и А.И.Богоявленская. 1980-е годы. Богоявленский среди сотрудников музея. 1939 год.