Заказ экскурсии

Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник.

В житие сщмч. Михаила Накаряковаопубликованномв книгеИгумена Дамаскина (Орловского). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия»,  указывается следующая причина его ареста:«В июне 1918 года после ареста архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника, священники Пермской епархии на время приостановили совершение богослужений и треб. Таково было распоряжение архиерея, отданное им до ареста: если власти арестуют кого-либо из священнослужителей, перестать
служить всем, пока не отпустят; и народу так объяснить – чтобы он требовал освобождения задержанных священнослужителей. Вместе со всеми перестал служить и отец Михаил Накаряков». Именно арест Андроника считается причиной отказа священников исполнять требы. Действительно после арестаВладыки 17 июня 1918года священники города Перми и Мотовилихи прекратили службы в храмах.  Но был ли связан арест о. Михаила Накарякова с интердиктом епископа Андроника?

При изучении документовУсольского уездного исполкома за 1918год получается совершено другая картина происходивших событий. Дело в том, что священник Михаил Накаряков был арестован в самом начале июня 1918года(н.ст.) об этом нам свидетельствует следующий документ:«Протокол№53 Заседания Исполнит. Комитета Усольского Уездного Совета Раб.иКр.Деп. за 2 июня 1918г.

По вопросу взятия заложников среди буржуазии согласно телеграммы, полученной из Екатеринбурга.

Постановлено: Арестовать и заключить, как заложников рабочей Революции следующих лиц: из г.Усолья – Брусина, Жакова, Низгодяева, Поллинского, священника Михаила Накарякова, из г. Соликамска — П.И. Рязанцева и И.В. Рязанцева и объявить населению г.Соликамска и Усольского уезда, что уезд объявляется на военном положении в случае контрреволюционных выступлений указанные выше лицабудут расстреливаться»/сохранены орфография и стиль документа/. Получается, что о. Михаил был взят как заложник и значительно раньшеареста епископаАндроника.  На заседании Усольского исполкома за 10 июня было решено арестованных капиталистов и священников не освобождать.Еще одинважный документ протокол заседания исполкома Усольского уездного совета от 12 июня 1918года — содержит сведения о том, что у семьи Накаряковых после ареста о. Михаила отобрали дом или часть помещений в доме. На этом заседании обсуждался вопрос: «о необходимости подыскания помещений для квартиры служащих приезжающих по делам службы из волостных совдепов. Постановили: занять немедленно в доме священника Накарякова»/сохранены орфография и стиль документа/. В житие сщмч. Михаила Накарякова, опубликованном в книгеИгумена Дамаскина(Орловского). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия»,указывается его дата смерти — 4 августа 1918года. Возможно о. Михаила держали в тюрьме до момента его убийства, а может быть его отпустили и через какое-то время арестовали вновь. В воспоминаниях Ф. А.Буторина говорится, что арестовали священника за то, что «он проповедовал православным с амвона против советской власти и партии большевиков».И возможно это послужило причиной повторного ареста.  А факт отказа служить в храмах среди усольских священников действительно был, но скорее всего он был связан с другими событиями.

Так в воспоминаниях работников Усольского Уездного исполкома Горбунова В.П., Кесарева С.П., Гонцова И.С. указывается другая причина:«…Большие трудности встретили при проведении декрета об отделении церкви от государства. Священники объявили своего рода забастовку они просто закрыли церкви. Тогда поднялись прихожане, они кричали: «а где мы будем крестить новорожденных, отпевать умерших». Осложнилось взаимоотношение со священниками тем, что в связи с переводом учреждений из Соликамска в г. Усолье здесь пришлось уплотнять нам жилплощади граждан Усолья и в том числе священников, которые имели большие квартиры. Меньшевики и правые эсеры использовали эти трудности и подбивали население на то, чтобы они требовали отменить решение Уисполкома. Много энергии и терпения проявил Уисполком и особенно тов. Кесарев, Вяткин, Кабанов и Гонцов в деле проведения декрета об отделении церкви от государства. Твердо и спокойно разъясняли все вопросы верующим, священникам и рабочим на собраниях и митингах. В результате Уисполком своих решений не отменил. Священники, в конце концов церкви открыли и население относительно успокоилось».Исходя из этих воспоминаний получается, что причиной отказа Усольских священников от исполнения треб стало уплотнениежилплощади в их домах.