Заказ экскурсии


Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник. 

Судьбы некоторых из соликамских священников после Гражданской войны остаются неизвестны, погибли они или сменили место жительства, а может, просто оставили службу. Исходя из состава причтов Соликамских церквей можно установить, кто служил на период начала Гражданской войны, но сложно установить дальнейший жизненный путь этих священно- и церковнослужителей.

Так, причт Соликамской Спасо-Преображенской церкви на 1918 год состоял из священника Василия Васильевича Боголюбова и дьякона Василия Стефановича Воскресенского.[4; Л. 50] Дьякон Воскресенский был убит красногвардейцами осенью 1918 года.[5; С. 161] В.В. Боголюбов в списках погибших не значился, и судьба его была неизвестна. В результате длительного поиска и сбора информации мне удалось найти Елену Константиновну Полевичек, внучку священника В.В. Боголюбова и дочь известного уральского писателя и преподавателя факультета журналистики Уральского Университета Константина Васильевича Боголюбова. В результате мы обменялись информацией и материалами, в частности, Елена Константиновна передала Соликамскому музею послужной список своего деда, В.В Боголюбова. Сведя информацию, удалось восстановить жизненный путь одного из соликамских священников и его родных.

В.В. Боголюбов родился в селе Кызьва Оханского уезда 20 февраля 1871 году в семье дьякона Василия Иоанновича Боголюбова, впоследствии священника церкви села Янидор, где он служил более 20 лет и где скончался 20 июля 1897 года.[1; С. 32] [7; С. 191] Собственно, с Василия Иоанновича и берет свое начало династия священников Боголюбовых. Дело в том, что настоящая фамилия Василия Иоанновича — Мельчаков и переменили ее в Пермской духовной семинарии [3; С. 8] на среднем отделении, которое он закончил в 1846 году. Начал свою службу В.И. Боголюбов в должности дьячка.[6]

В семье В. И. Боголюбова было шестеро сыновей и одна дочь. Пятеро из шести сыновей пошли по духовной линии, окончив семинарию, стали священниками.[3; С. 8] Среди пяти был и Василий Васильевич, окончивший Пермскую духовную семинарию с аттестатом 1 разряда в 1894 году. После этого он был законоучителем и учителем начального училища в селе Янидор. В это время настоятелем Янидорской церкви был его отец В.И. Боголюбов.

В это же время Василий Васильевич женился на Августе Ивановне Славниной, дочери священника церкви села Губдор Ивана Тимофеевича Славнина. [2; С. 86] Василий Васильевич рукоположен в сан священника 26 сентября 1896 года Преосвященным епископом Петром и направлен к Покровской церкви при заводе села Александровского Красноуфимского уезда, где прослужил около 3 лет. Являясь настоятелем, он продолжал преподавательскую деятельность, за что имел благодарность от попечителя Округа за преподавание Закона Божия.
Стремясь на родные места, в Чердынский край, ближе к овдовевшей матери, Василий Васильевич Боголюбов пишет прошение о переводе его в село Вильгорт Чердынского уезда. Прошение было удовлетворено, и Указом Пермской Духовной Консистории от 3 июля 1899 года Василий Васильевич переведен к Свято-Троицкой церкви села Вильгорт на священническую вакансию. Здесь он продолжил преподавательскую деятельность, состоял законоучителем двухклассного министерского училища и Земского начального женского училища.
Являясь настоятелем Вильгортской церкви, В.В. Боголюбов неоднократно утверждался Пермской Духовной Консисторией в должности кандидата к следователю, депутатом на соликамский училищный съезд и депутатом по судебным делам. Именно в период службы в селе Вильгорт он награждается набедренником и камилавкою.

Служба в городе Соликамске началась с 10 октября 1910 года. Указом ПДК В.В.Боголюбов перемещен к Свято-Троицкому собору на вторую вакансию священника, а с 1 июня 1911 года утвержден законоучителем пяти младших классов женской гимназии. В это время он был уже настоятелем Спасо-Преображенской церкви.

В Соликамске Василий Боголюбов был глубоко уважаем жителями города и духовенством, судя по тому, что он занимал в разное время такие должности, как председатель Соликамского уездного отделения Епархиального училищного совета, заведующий воскресной школой. Трижды назначался благочинным градо-Соликамских церквей, окружным духовенством избирался депутатом на Епархиальный съезд и Окружной училищный съезд, назначался представителем в Соликамское земское собрание, утверждался председателем Соликамского уездного отделения Епархиального училищного совета, представителем Духовного ведомства в Земское собрание и Городскую думу, а 25 октября 1917года был награжден саном протоиерея. [8]

После Февральской революции до 1918 года В.В. Боголюбов возглавлял в городе Церковно-народную партию [9; Л. 31], а в мае 1919 года общим собранием представителей города, земства, педагогического совета и родительского комитета избран законоучителем всей Соликамской женской гимназии. Был уважаем он и среди своего прихода, куда входили не только жители города Соликамска, но крестьяне близлежащих деревень.

Константин Васильевич Боголюбов в своих воспоминаниях о том, что его отец остался жив в годы Гражданской войны благодаря своей доброте к прихожанам, писал: «В Соликамске отцу дали самый бедный приход – деревни Тверитину и Лобанову. Когда отец ездил туда с требой, то возвращался без денег-отдавал беднякам. Зато в 1918 г. тверитинские и лобановские красногвардейцы вступились за отца.
– Этого попа не троньте. Он к нам был хорош.
И хотя сильна была ненависть к духовенству – оплоту самодержавия, но отца не тронули». [3; С. 9]

В Соликамске у Боголюбова был свой деревянный дом на улице Преображенской № 10 (сейчас ул. 20-летия Победы). В семействе у него было шестеро детей: трое сыновей – Константин, Виталий, Алексей и три дочери – Любовь, Нина, Маргарита. Последняя запись в послужном списке, связанная с городом Соликамском, датирована июнем 1919 года, незадолго до отступления войск Сибирской армии Колчака.
Следующая запись, от 6 июля 1920 года, сообщает, что указом Омского Епархиального Совета В. В. Боголюбов назначен на штатное священническое место к церкви села Большеизюм Кокчетавского уезда Омской области (ныне село Большой-Изюм Акмолинской области, Казахстан). Указом Петропавловского Епархиального Совета, от 23 сентября 1923 года он был назначен на вторую вакансию священника к кладбищенской Всесвятской церкви г. Петропавловска Акмолинской области (бывш. Омской губернии).
9 февраля 1924 г. В.В. Боголюбов награжден Сибирским Областным Церковным Советом палицею. Указом Священного Синода от 19 февраля 1927 г. награжден наперсным крестом. 14 февраля 1930 г.по личному прошению в связи с болезнью уволен за штат.
Указом Омского Епархиального Управления назначен настоятелем Никольской церкви города Ленинск Омской губернии (бывшая атаманская станица переименована в 1921 г. в город Ленинск при Транссибирской магистрали, в 1922-1930 гг. город Ленинск-Омск, сейчас — один из районов города Омска).

25 августа1931г. снова, по личной просьбе, указом Омского Епархиального Управления уволен за штат, но 11 октября 1931г. указом Алтайского Епархиального Управления назначен на второе священническое место к Крестовоздвиженской кладбищенской церкви города Барнаула. Указом Омского Епархиального Управления от 21 августа 1930 года избран и утвержден членом Омского Епархиального Церковного Управления. 5 июня 1932 г. по личному прошению в третий раз уволен за штат.

Указом Свердловского Епархиального Управления от 25 августа 1933 года назначен на псаломщическую вакансию к Николаевской единоверческой церкви завода Верх-Нейвинского, в1932-1944 гг. служил псаломщиком. В ноябре 1944 г. назначен настоятелем Параскевинской церкви села Савиново Свердловской области. 29 марта 1945 г. перемещен к Иоанно-Предтечинской церкви рабочего поселка Нижние Серги Свердловской области на второй штат, где был до выхода за штат в июне 1949 года по старческой немощи.

Скончался протоиерей Боголюбов в 1949 году, прослужив в церкви 53 года.[8] Никто из его детей не пошел по духовной линии. Время было не то.

Литература

1. Адрес-календарь Пермской епархии на 1877год. Пермь: тип. и литография Заозерского, 1877.
2. Адрес-календарь Пермской епархии на 1885 год. Пермь: тип. и литография Заозерского, 1885.
3. Боголюбов, К.В. Годы встречи. Воспоминания. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1975.
4. Ведомость о приходе Спасо-Преображенской церкви г. Соликамска на 1917 г. – ГАПО – Ф.540. – Оп 1. – Д. 6.
5. Гражданская война в Прикамье (май 1918 — январь 1920 гг.): сборник документов. Пермь: Агентство «Стиль-МГ», 2008.
6. Пермские епархиальные ведомости № 24 от 12 июня 1868 года. – Пермь, 1868.
7. Пермские епархиальные ведомости № 15 от 1 августа 1897года. – Пермь, 1897.
8. Послужной список протоиерея В.В. Боголюбова. – СКМ – НВ 1189.
9. Пищальников, Николай. Воспоминания. Рукопись /Н. Пищальников – СКМ – Ф. 130. – Д. 483.