Заказ экскурсии

Автор: Савенкова Нэлли Михайловна, зав. отделом истории. 

Название праздника

Оно связано как с церковно-календарным обозначением, так и с именем святой покровительницы этого дня — Параскевой Пятницей. По календарю, праздник отмечается в пятницу девятой недели, считая от Пасхи. Отсчет важен, поскольку в российской традиции известны еще и Девятая пятница от Рождества Христова, и великая Девятая пятница — в начале ноября, и обетная Девятая пятница — по обещаниям жителей конкретной местности — в разное время года. Каждая из них, и еженедельная, связана с почитанием культа святой Параскевы, прозванной Пятницей, которую считали покровительницей брака и женщин, охранительницей здоровья, пособницей в торговле. Не случайно деревянная церковь с приделом во имя Параскевы Пятницы стояла в Соликамске у торговой площади. Позднее, когда на том месте возвели каменную церковь, в ней устроили часовню под тем же именем. В праздник Девятой пятницы в Соликамске, наряду с другими традиционными мероприятиями, служили молебен святой великомученице Параскеве, освящали воду и устраивали трехдневную ярмарку.

Истоки праздника

Событие, послужившее основой праздника, произошло в 1547 году. Летопись рассказывает, что 25 мая 7055 года (он же 1547) на Соль Камскую напали ногайские татары и перебили здесь 886 человек. Оставшиеся в живых «того ж мая 30 дня с Божией помощью татар погнали в пяток 9 недели по Пасце». Справедливости ради, следует сказать, что помощь была и реальная — чердынский наместник прислал вооруженный отряд. Победа была одержана 30 мая, согласно летописному известию, в день девятой от Пасхи пятницы. Если привести 30 мая XVI  века к современному календарю, то получим 8 июня — день Девятой пятницы 2018 года. Знаменательное совпадение. По обещанию соликамцев, «в благодарственное воспоминание избавления от вражеского нашествия», был установлен крестный ход.

Крестный ход

Долгое время Девятая пятница в Соликамске отмечалась только крестным ходом и усердным молением. Обходили город по периметру, замыкая его в кольцо. У каждой церкви на пути молились, а перед собором служили «благодарственное Господу Богу молебствие об избавлении от нашествия вражеского». Точного времени начала крестного хода в Девятую пятницу никто не назовет. Мог ли он совершиться в первую же годовщину, в 1548 году? Возможно, если было что обходить, ведь при набеге все сгорело, но в течение года могло быть восстановлено. Соликамский благочинный середины XIX века А.М. Луканин предполагал, что праздновать начали не прежде 1585 года,  поскольку благословение на этот крестный ход дал епископ Вологодский, а Соликамск входил в Вологодскую епархию в 1585-1657 годах. Однако крестный ход по обещанию мог существовать и раньше, а епископ благословил уже существовавшее крестохождение, когда к нему обратились, и придал ему официальную значимость.

Запрет Девятой пятницы

В 1709 году архиепископ Вятский и Великопермский Дионисий, к епархии которого отнесли Соликамск, запретил крестный ход в Девятую пятницу. О его существовании он узнал из обращения пыскорских священников, просивших разрешения приходить в Соликамск со своими иконами. Поскольку в этот день не было ни общеизвестного церковного праздника, ни «особенных церковных воспоминаний», архиепископ назвал неприличным крестохождение в девятую пятницу и велел перенести крестный ход, по церковным правилам, на воскресенье десятой недели от Пасхи. Таким образом, вместо Девятой пятницы отпраздновали тогда десятое воскресенье, однако богомольцев оказалось мало — только местные жители. Из пришлых, которых множество собиралось на традиционный праздник, никто не стал ждать полторы недели. В следующем году соликамцы обратились к архиепископу с просьбой позволить крестный ход в Девятую пятницу, сославшись на обет предков, привычку жителей уезда собираться в Соликамск именно в этот день и сообщив об оскудении церковной казны по причине уменьшения количества богомольцев. Архиепископ остался непреклонен: крестный ход — в десятое воскресенье, в Девятую пятницу возможно только празднование в честь святой Параскевы.

Разрешение праздника

Десятилетие крестный ход в Девятую пятницу в Соликамске был под запретом. Богомольцы продолжали в этот день приходить на поклонение святой Параскеве, участвовали в молебне, надеялись на возобновление крестного хода, и, не дожидаясь положенного для того воскресенья, отправлялись по домам. По смене архиепископа соликамцы, во главе с игуменом мужского монастыря, протоиереем и всеми городскими священниками, снова обратились за разрешением празднования Девятой пятницы в полном объеме. Архиепископ Алексий дал свое разрешение: «для многонарочнаго собрания и пополнения церковной казны хождению быть в праздник во оный же день».

С 1719 года крестохождение в Девятую пятницу возобновилось и проходило с большим воодушевлением, при немалом стечении народа. Во главе крестного хода носили образ святой великомученицы Параскевы, в обычные дни находившийся в Рождественской церкви, пыскорский образ Богоматери, ныробский чудотворный образ Святителя Николая и городищенский явленный образ Знамения. На поклонение им с каждым годом в Соликамск собиралось все больше богомольцев.

Ярмарка в Девятую пятницу

Соликамская торговля в праздник оживала, купцы к этому времени старались запастись товаром, который продавали с большой прибылью. В 1797 году Соликамская городская дума, с целью привлечения иногородних торговцев, решила учредить в Девятую пятницу ярмарку. Она длилась три дня, в течение которых объемы продаж соответствовали обычной полугодовой торговле. Наряду с местными, в ярмарке принимали участие купцы из Перми, Кунгура, Усолья, Чердыни, Ильинского и даже из Владимирской губернии. На торговой площади были построены два гостиных двора, а площадь получила название Девятой пятницы. Продажа велась и во временных лавках, сколоченных рядами на свободном пространстве. Крестьяне приезжали на ярмарку со своими изделиями и торговали с телег или просто с земли — на расстеленных холстах. Лошадей оставляли у коновязи на поляне близ излучины Усолки за гостиным двором.

Гуляния в Девятую пятницу

Сначала соликамцы гуляли один день — в следующую субботу после Девятой пятницы, поскольку в праздник принято было поститься. С учреждением ярмарки стали гулять по три дня. Молодежь собиралась на перекрестках улиц, где сначала девушки водили хороводы с песнями: «Как на море волны бьют», «Лебедь белая», «Быль-былинушка», «Я вечор в лузях гуляла». Позднее к ним присоединялись парни, одни тоже хороводились, другие стояли рядом, слушая песни и перебрасываясь шутками. Хороводы продолжались по нескольку часов, затем приступали к играм: в колышки, в горелки, в перебежки, в фанты.

Почти каждое лето к Девятой пятнице приезжал в город цирк Камбарова. Близ торговой площади сооружался большой дощатый балаган с парусиновой крышей. На его балконе стояли разрисованные артисты и сам Камбаров в костюме клоуна, зазывая на небывалое представление. За десять копеек можно было увидеть выступления акробатов, жонглеров, великана с гирями, борцов, наездников на лошадях и дрессированных собачек. Цирк оставался в городе полторы недели и всегда был полон.

Небытие и возрождение

В советское время праздник Девятой пятницы был забыт. В 1927 году горсовет запретил проведение крестного хода. Ярмарки фактически не существовало с первых лет советской власти. В городе торговали кустари, позднее — нэпманы. Покупателей было мало. В 1929 году сгорел деревянный гостиный двор, позднее на его месте разбили сквер, закрыли и перестроили церкви, уничтожили их убранство вместе с иконами, и о Девятой пятнице в Соликамске ничто больше не напоминало.

Только в 1991 году запрет на праздник был снят. Глава Соликамска Г.П. Тушнолобов, с подачи работников музея, предложил провести день города в Девятую пятницу. Крестный ход, возглавляемый всеми соликамскими священнослужителями, прошел от Преображенской церкви по Набережной улице на бывшую торговую площадь, где отслужили молебен при огромном стечении соликамцев. Были устроены народные гуляния и концерты фольклорных коллективов на нескольких площадках у зданий музея. С того времени Девятая пятница вновь стала проводиться ежегодно. Ярмарка возродилась уже в XXI веке.

Девятая пятница в музее

В 1992 году в Соликамском краеведческом музее, в здании Троицкого собора, открылась экспозиция «Девятая пятница», где все желающие могли ознакомиться с истоками и историей праздника. На месте утраченного в 20-е годы иконостаса размещалось огромное панно со сценами из жизни города. Под ним, у алтарной стены, была показана религиозная основа праздника — реконструкция крестного хода: впереди выносные иконы и хоругви, одежды священнослужителей, ряды свечей за ними символизировали богомольцев. «Появлением» крестного хода из центра исторического панно подчеркивалась идея, что Девятая пятница связывает многие поколения соликамцев. В экспозиции можно было увидеть фотолетопись крестного хода и «побывать» на ярмарке начала ХХ века. Стилизованные торговые ряды, полки с товарами, увеличенные фотографии торговой площади и фотосалон, легко превращавшийся в действующий, воссоздавали дух ярмарки в Девятую пятницу. За двадцать лет, пока работала экспозиция, ее посетило более четырехсот тысяч человек — в основном, гости города. От них о соликамской Девятой пятнице стало известно далеко за пределами Соликамска.