Заказ экскурсии

Автор: Савенкова Нэлли Михайловна, зав. отделом истории. 

В течение XVI века на Соликамск происходил ряд набегов сибирцев, ногайцев и вогуличей, в которых погибали как защитники города, так и мирное население. В 1581 году случился последний набег – под предводительством вогульского Пелымского князя Кихека. В настоящее время представляется возможным с точностью указать место погребения жертв того набега.

Согласно летописи, опубликованной исследователем XIX века В.Н. Берхом: «Сентября 1 числа Божиим попущением грех наших ради, злочестивой и безбожной князь Пелымский Кихек, собрав воя числом 700 человек и подозвав с собой мурзы Ула Сибирской земли со множеством вои … и вниде с войски своими в Пермские грады на Чердынь и Солькамскую. …Город Солькамскую посад взяша и пожгоша, и людей множество побиша, и селы разориша и поплениша. А побитыя люди погребены близ града на песку»1.

Крестный ход по Спасской улице. Нач. ХХ в

Последняя фраза «погребены близ града на песку» имеет двоякое значение. Либо предполагается захоронение вблизи крепостных стен, поскольку слово «град» в понятиях XVI века и есть «крепость»; либо имеется в виду захоронение на окраине собственно города Соли Камской. В другом списке Соликамской летописи, хранящийся в Соликамском краеведческом музее, «Летописныя заметки о городах Чердынь и Соликамск, или Пермии Великой» слово «град» упущено: «…а побитые погребены на песку и крест поставлен»2.

Согласно описанию протоиерея А.М. Луканина, в середине XIX века в Соликамске сохранялся обычай в Семик обходить могилы убиенных при разных набегах. В 1882 году Луканин отмечал: «Таких могил сохранилось пять в разных местах города»3. Упоминаемой в летописях соответствуют две точки из описания Луканина: «Третья могила находится против северо-восточного угла ограды Спасской церкви на том месте, где был дом пономаря Спасской церкви А. Ивохина. Четвертая могила на горе за городом налево от трактовой дороги из Соликамска в Пермь; на месте ее стоит ветхая деревянная сколоченная из досок маленькая часовня»4.

Часовня в воротах Спасской церкви. Нач. ХХ в

Указанная «третья могила» — «против северо-восточного угла ограды Спасской церкви», предположительно, и есть та, которая в XVI веке находилась «близ града на песку», поскольку каменная Спасская церковь была построена на территории сгоревшей соликамской крепости. Северо-восточный угол церковной ограды XIX века выходил на

Перекресток улиц Набережной и 1 Мая

перекресток Спасской и Усольской улиц, в настоящее время это улицы Набережная и 1 Мая. Именно в этом месте были крепостные Спасские ворота, и вполне логично предположить, что погибших при набеге похоронили недалеко от них.

Почему не в самой крепости – «граде»? Приходится думать, что в то время, когда выгорел весь посад, за крепостными стенами укрывались все спасшиеся жители города, и там была неимоверная теснота, чтобы еще выделить и участок для захоронения. Могилу около крепостных ворот устроили по причине непосредственной близости от места тогдашнего нахождения всех соликамцев. По той же причине следует считать, что далеко хоронить погибших не пошли, и могила на горе за городом относится ко времени другого набега. Следует помнить, что набег 1581 года был единственным в период существования крепости. До того уцелевшие соликамцы, надо полагать, укрывались в окрестных лесах, почему и могилы погибших устраивались где придется, чаще – на окраинах.

С течением времени захоронение 1581 года, оставаясь в памяти соликамцев, оказалось под жилым домом. Это произошло, вероятно, по причине частых пожаров и новой, поквартальной, планировки города. Во-первых, во время пожаров, когда сгорали и деревянные кресты, указывавшие место захоронения, а новые кресты ставили неточно, со сдвигом. И так могли сдвигать раз за разом. По летописи, Соликамск с 1581 по 1806 год горел 13 раз5, из них по крайней мере четыре пожара происходили на интересующем нас месте. Крест, таким образом, могли сдвигать четыре раза. Но это лишь предположение.

Кроме того, с 1781 года Соликамск получил новый градостроительный план, по которому старая радиальная планировка улиц заменялась поквартальной, прямоугольной6. Дальнейшая городская застройка производилась по этому плану. Можно предположить, что, выравнивая квартал, решили перенести указатель места захоронения, то есть крест. А угол квартала четко обозначить жилой усадьбой. Косвенное подтверждение этого можно найти в документах Соликамской городской думы.

Фрагмент плана 1781 г. с указанием расположения крепости и захоронения

В 1807 году велась переписка думы и городничего с генерал-губернатором о «перемене» Спасской улицы (ныне Набережной)7. Соликамцы отправили в Пермь свои соображения и планы, в ответ получили несколько губернаторских предложений, в частности «о предположенном намерении о понижении к монастырю лежащей улицы». В июле 1807 года Пермский и Вятский генерал-губернатор К.Ф. Модерах лично побывал в Соликамске и, осмотрев на месте состояние улицы, собственноручно указал, где и как ее следует выровнять. При этом Модерах предписал городничему и думе: «…по показанию моему оную разбив и сочинив план, представить его ко мне на утверждение; а между тем хозяевам дозволить взятые ими места по сей линии беспрепятственно застраивать»8. В результате выполнения губернаторских предписаний не только выровняли линию улицы, но и понизили ее, т.е. убрали часть насыпного холма, где некогда стояла Соликамская крепость. О захоронении ни губернатор, ни соликамцы не упоминали. Но, так или иначе, оно оказалось под жилым домом.

В городской обывательской книге 1817 года значится: «Ивохин Иван Савелов Второй, здешней Спасской церкви дьячок. Дом самим им построенной по плану, с флигелем, состоящей по Монастырской улице в Спасском приходе под № 108»9. Именно его дом был построен на захоронении. Памятник при этом был, если можно так выразиться, «перенесен» — обозначен в другом месте.

Протоиерей А.М. Луканин во второй половине XIX века отмечал, что крестный ход в Семик останавливался у «часовни, устроенной в воротах Спасской церкви взамен той, которой надлежало быть на могиле, находящейся под домом»10 пономаря Спасской церкви А.И. Ивохина, который являлся сыном дьячка И.С. Ивохина Второго. В начале ХХ века дом принадлежал также священнослужителю Спасской церкви – священнику Коровину. И тогда также было известно, что он находится «на месте погребения убиенных», что отмечал архитектор А. Слупский в 1913 году в приложении к своей статье «Подземные ходы г. Соликамска»11. На схеме Слупского это место обозначено литерой «Ж».

Интересно, что на той же схеме Слупский обозначил выше по улице «столб с иконой» — под литерой «Г». А рядом – под «В» – указал провал, случившийся на дороге в 1913 году выше перекрестка улиц Усольской и Преображенской (ныне 1 Мая и 20-летия Победы). Возникает вопрос: что означал столб с иконой? Быть может, еще одно место захоронения? Но многовековая практика показывает, что на могилах ставили не столбы, пусть даже и с иконами, а кресты: простые четырехконечные, либо так называемые «голубцы» – с двускатной крышей. На таких крестах часто крепили иконы.

План из статьи А. Слупского

На плане города 1863 года столб с иконой в указанном месте отсутствует12. Не был он нанесен на данный план и позднее, что обязательно бы сделали, если бы столб установили на длительное время, поскольку план висел в городской управе, и на него наносились все сколько-нибудь значимые новые городские объекты. Следовательно, столб с иконой находился у провала довольно короткое время. Вполне возможно предположить, что данный столб – и не просто столб, а столб с иконой, что усиливало значимость – был поставлен как предупреждение у глубокого провала земли, так как он произошел прямо на проезжей части улицы Усольской. И поскольку по улице Усольской более века проходила интенсивно используемая как соликамцами, так и проезжающими через город дорога, столба на месте, обозначенном Слупским, то есть посередине проезжей части, без провала быть не могло. Только в период, пока провал не был засыпан, а улица по причине того оказалась негодной к проезду, столб мог находиться на указанном месте.

Фрагмент плана 1863 г. с указанием дома на месте захоронения

Если все-таки предположить, что столб с иконой на схеме Слупского отмечал наличие захоронения, то возникает вопрос: почему захоронение XVI века оказалось на месте, по которому незадолго до того был проложен подземный ход? Ведь провал как раз доказывает существование там подземного хода. Чтобы в дальнейшем им пользоваться – ведь соликамцы не могли предполагать, что набег 1581 года окажется последним – следовало захоронить погибших на некотором отдалении от подземного хода. Нанесение Слупским на свою схему данного столба вполне закономерно, поскольку им преследовалась конкретная задача – изучение подземных ходов Соликамска, описание провалов земли в местах их возможного нахождения, что он и делал, чему, собственно, и посвящалась его статья.

Место захоронения в наше время

Вернемся к подлинному захоронению – «близ града на песку» или «против северо-восточного угла ограды Спасской церкви», кому как нравится. Давно нет ни «града»-крепости, ни ограды Спасской церкви, ни часовни, некогда «устроенной в воротах Спасской церкви взамен той, которой надлежало быть на могиле, находящейся под домом». Нет, кстати, и самого дома. В настоящее время на этом месте пустырь у перекрестка улиц Набережной и 1 Мая. Думаю, следует произвести изучение данного места и если факт захоронения подтвердится, необходимо поставить памятный знак, а в дальнейшем — и памятник погибшим защитникам и жителям города.

________________________

1 Берх В.Н. Путешествие в города Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей. СПб, 1821. С. 205.

Летописныя заметки о городах Чердынь и Соликамск, или Пермии Великой. СКМ 2152

Луканин А.М. Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска. Пермь, 1882. С. 89.

Луканин А.М. Указ. соч. С. 89. Ссылка 135.

Берх В.Н. Указ. соч. С. 205-227. Шишонко В.Н. Пермская летопись: Второй период. Пермь, 1882. С. 347; Третий период. Пермь, 1884. С. 381, 917; Пятый период. Часть первая. Пермь, 1885. С. 304; Пятый период. Часть вторая. Пермь, 1887. С. 43; Пятый период. Часть третья. Пермь, 1889. С. 513.

6 Канторович Г.Д. Композиционные особенности архитектурного ансамбля Соликамска // Наш Соликамск. Соликамск, 1983. С. 23.

СКМ. Ф. 28. Д. 12. Лл. 111, 119, 134, 157.

8 СКМ. Ф. 28. Д.12. Л. 134.

9 СКМ. Ф. 28. Д. 29. Лл. 46 оборот, 47.

10 Луканин А.М. Указ. соч. С. 90. В Спасской церкви хранилась и доска с поименным списком убиенных. Доска эта утрачена, но в начале ХХ века были напечатаны листовки с копией ее текста. Благодаря этому имена убиенных, захороненных «близ града на песку», известны и нам.

11 Слупский А. Подземные ходы г. Соликамска. // ТПУАК. Вып. Х. Пермь,1913. Л. II.

12 План города Соликамска Пермской губернии. СКМ 1290.