Автор: Савенкова Нэлли Михайловна, зав. отделом истории.
В 1929 г. Верхнекамское краеведческое общество провело несколько заседаний, на которых решено было создать в Соликамске музей. Под него просили Дом воеводы, где предполагали разместить первую экспозицию по истории города. Но здание было занято общежитием строителей и рабочих калийного комбината, и до его освобождения следовало либо подождать, либо обратить внимание на другие памятники архитектуры. Поскольку приближалось 500-летие города, ждать было нельзя.
1 октября 1929 г. на заседании горсовета решался вопрос о закрытии Троицкого собора на основании несоблюдения общиной прихожан условий о его содержании и текущем ремонте. Общая государственная политика диктовала жесткие условия, храмы закрывались повсеместно, и участь Троицкого была решена. Храм закрыли, здание предложили краеведческому обществу
По воспоминаниям первых музейщиков, перед ними предстали «выбитые стекла, ободранные стены, замусоренный пол с наметенным на него снегом. Здание требовало простейшего ремонта. В кратчайший срок окна застеклили, стены оштукатурили и побелили». Кроме того, сложили печи, так как храм, рассчитанный на летнее богослужение, отопления не имел.
Перепланировки делать не стали, и через год в трапезной собора была открыта первая экспозиция, посвященная 500-летию Соликамска. В самодельных грубо сколоченных витринах разместили все наличные экспонаты: бытовые предметы XIX в., церковную утварь и ткани, деньги царского времени, кое-какие археологические находки. В главном кубе храма сделали выставку «За высокий урожай» об успехах использования калийных удобрений. Образцы сельскохозяйственной продукции поместили прямо на расставленных вдоль стен столах.
С 1932 г., принимая во внимание скорый выезд отдела истории в освобождавшийся Дом воеводы, выставку «За высокий урожай» начали преобразовывать в «Калийный музей союзного значения». Художники калийного комбината оформили стенды с фотографиями, диаграммами и схемами. Для устройства макета «рудничного двора шахты» разобрали пол в углу трапезной и сделали спуск в подклетный этаж. При его расширении случайно вскрыли свод склепа с женским захоронением, из которого сделали экспонат, с целью «прекращения обывательских слухов о найденных нетленных мощах», и продолжили работы.
Макет шахты с манекенами, кусками породы и вагонетками, по воспоминаниям свидетелей, привлекал массу посетителей. В книге отзывов появилась запись о его «замечательном правдоподобии». Сами калийщики приходили в музей по нескольку раз, говорят, некоторые даже узнавали себя в манекенах-шахтерах.
В 1938 г. калийную экспозицию в Троицком соборе закрыли, как «не отвечающую современным музейным требованиям» – необходимо было усилить показ руководящей роли партии, сменить большую часть фотографий. Одновременно решили перепланировать храм для лучшего размещения будущих экспонатов. В основном зале сделали два перекрытия на опорных столбах, тем самым устроив три этажа. Но систему отопления смонтировать не успели – началась Великая Отечественная война.
Постановлением Горсовета от 16 августа 1941 г. музей приостановил все работы: об экспозициях нечего было и думать. Троицкий собор отвели под хранилище ценностей эвакуированных музеев, среди них: Государственный Русский музей, Музей Восточных культур, Музей-усадьба Кусково, Театральный музей им. А.А. Бахрушина, музей архитектуры им. А.В. Шусева, Загорский музей-заповедник, Музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина, Краснодарский художественный и другие.
После войны и в следующие десятилетия здание пустовало. В 1960-70-е гг. была проведена реставрация Троицкого собора – убраны временные внутренние перекрытия, расчищены и восстановлены оконные проемы, обновлен декор фасадов, – и здание, по терминологии архитекторов, законсервировали. Более тридцати лет собор стоял закрытым.
В 1982 г. решением городских властей здание вновь было передано музею, и в нем настоятельно рекомендовалось разместить экспозицию отдела истории досоветского периода. Пермские специалисты предлагали устроить в храме музей архитектуры Северного Прикамья. Но экспонатов для него, тем более на такие огромные площади, не оказалось.
После проведения тщательных исследований и консультаций решено было сделать в храме такую экспозицию, которая, принимая во внимание религиозное назначение здания, отражала бы и церковную, и светскую стороны жизни города, охватывала бы весь объем храма и не терялась на его площадях. Этим требованиям соответствовала история главного местного праздника – дня 9 по Пасхе пятницы. В этот день веками проводился крестный ход, служился молебен, устраивалась ярмарка и проходили гулянья. Так, решено было через один день показать целую историческую эпоху.
Исполнителями экспозиции стали ленинградские художники братья Лемеховы, работавшие над ней в 1990-92 гг. Интересное решение они нашли при оформлении иконостасной стены, где закрепили огромное панно с картинами жизни города начала ХХ века: центральный архитектурный ансамбль, торговые ряды, рассолоподъемные башни, солевары, купцы… Панно было выполнено графитовым карандашом, величиной в 50 кв. метров. Своим расположением оно напоминало утраченный иконостас храма.
В экспозиции была представлена реконструкция крестного хода: иконы, хоругви, одеяния священника и диакона, а за ними – ряды свечей, символизировавшие людей, шедших в крестном ходу. Лучами от входа расходились ряды с имитацией ярмарочных лавок и гостиного двора. Увеличенные фотографии торговой площади, манекены городового и торговцев-разносчиков, прилавки, полки с товарами, телега и фотосалон, легко превращавшийся в действующий, оживляли экспозицию, создавали эффект присутствия. Двадцать лет экспозиция «Девятая Пятница» вызывала неизменный интерес посетителей, как соликамцев, так и гостей города.
В трапезной собора с 1992 г. представлялась «История храма», позднее расширенная до выставки «Соликамские храмы». С течением времени выставки в трапезной не раз обновлялись, среди них были: «Русский лубок», «У самовара я и…», «Соликамские клады», «Металл и человек», «Изба от А до Я», «Диковины Соликамского музея».
Сейчас ситуация изменилась – храмы возвращаются к своему истинному назначению, и Троицкий собор готов закрыть музейную страницу своей истории.