Автор: Рудик Ирина Аркадьевна, зав. сектором по музейной педагогике.
Наши постоянные посетители – детские группы разного возраста. А самой интересной и неформальной формой подачи исторического материала, как показала практика 2014 года, стала игра-квест.
Квест— это форма игры, где перед командами ставятся некие цели и они отправляются на поиски, чтобы эти цели выполнить. Для этого игрокам необходимо общаться между собой, анализировать полученную или увиденную информацию, искать улики, думать над мотивами, вступать в союзы, блефовать, интриговать и убеждать. Согласитесь хорошая площадка для коммуникаций.
Эту идею мы развили и в этом году.
Что понятно и близко любому человеку? Он сам и быт, в котором он живет. Идея старого дома с его «тайниками», миром забытых вещей, стала основой для нового выставочного и образовательного проекта «По Плюшкинским местам».
Территория выставочного зала и многообразие музейных коллекций выступили идеальной базой для его реализации. Цель выставки — побудить посетителя задуматься о ценности (исторической, культурной, семейной) вещей, которые нас окружают в быстро меняющемся мире.
Работая над структурой выставки и её наполняемость, мы сразу же продумывали и разные варианты работы с посетителем.
Главной задачей стало сделать музейное пространство интерактивной, доступной, удобной средой.
Хотите потрогать – трогайте!
Хотите заглянуть – заглядывайте!
Хотите создавать – создавайте!
В результате, построенная выставка оказалась актуальной практически для каждой возрастной группы.
Для взрослого поколения – это территория воспоминаний.
Для молодежи – это территория выбора.
Для детей – это территория познания.
Выставку построили. И что дальше?
Видим реакцию одиночного посетителя:
— робок;
— на него действуют все те же стереотипы консервативного музея;
— ему нужен конкретный этикетаж;
— «железная» логика, но радует, что нужна не каждому.
Но здесь все по-другому!
Этой выставкой мы попытались побудить людей думать, переживать, интерпретировать, строить умозаключения, вспоминать, рассуждать САМИМ.
Нашими заговорщиками и большими помощниками в этом деле явились смотрители. Они подсказывают, направляют растерявшихся, объясняют «условия игры». И посетитель начинает действовать.
Для семейных групп разработана игра-бродилка под общей рубрикой «Всей семьёй в музей», где в процессе поисковой деятельности вместе с мультяшными героями братьями Колобками посетители знакомятся с тем или иным «тайным» местом и его содержимым. В результате собирают шифр и разгадывают тайну ещё не менее интересного места – лабиринта.
С организованными группами в возрасте от 6 до 13 лет сначала ведется занимательная беседа-прогулка с экскурсоводом — проводником, а затем участники самостоятельно погружаются в поисковую деятельность и также разгадывают тайну лабиринта.
Лабиринт выступил ещё и в роли механизма обратной связи. Его стены и столешница на чердаке пришлись по нраву современной молодежи. Появились новые высказывания о вещах и их ценности, ребята зарисовывают свои любимые предметы и просто оставляют отзывы и делятся своими ощущениями. Для более консервативных посетителей работает все та же книга отзывов, но в креативной обложке.
Что же получилось реализовать:
Интерактивность – ДА
Диалог поколений – ДА
Отчасти получилось внедрить сравнительно новый принцип работы, который пытаются реализовывать сейчас музеи — КУЛЬТУРА УЧАСТИЯ.
КУЛЬТУРА УЧАСТИЯ – это свободное, деятельное и осознанное участие людей в культурных и социальных процессах, возможность для них быть не только «ПОТРЕБИТЕЛЯМИ» или объектами воздействия, но и вносить свой собственный вклад в принятие решений и создание культурных событий (н-р, выставок или образовательных программ), а стало быть, в процессе осмысления и актуализации культурного наследия.
В буквальном смысле: «СОВМЕСТНАЯ, ОБЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
Результаты плодотворной деятельности будут представлены на сайте музея и в соц. сетях и, надеюсь, по достоинству оценены. Старый дом со всеми своими тайными местами готов распахнуть свои двери все новым и новым гостям.