Заказ экскурсии

Автор: научный сотрудник Лыткин Дмитрий Сергеевич

 

На территории Соликамского городского округа раньше действовало три Богоявленских храма. Первая – музей древнерусского искусства, наиболее известная и сохранившееся , находится в г.Соликамске. Об этой церкви много написано, проводятся экскурсии. Вторая находится в с.Вильва о ней  мы уже рассказывали на страницах нашего сайта. Пришло время рассказать еще об одной Богоявленской церкви находящееся в с.Чигироб.

Храм в честь Богоявления Господня находится в селе Чигироб Соликамского городского округа Пермского края. Ранее село входило в состав Чердынского уезда и относилось к Чердынскому благочинию. Первая деревянная церковь в  селе Чигироб,  построенная в 1628 г., сгорела. С согласия прихожан и на их средства вместо сгоревшей церкви к декабрю 1773 г. был выстроен  каменный храм, о чем свидетельствует указ на освещение придела, выданный 13 декабря 1773 г. По благословлению епископа Вятского и Великопермского Варлаама придел во имя Архангела Михаила был освящен протоиереем Чердынского собора Евфимием Звановым в сослужении с местным священником Иаковом Филипьевым. Главный придел храма — во имя Богоявления — из-за недостаточности средств у прихожан и за неимением церковной казны оставался долгое время недостроенным,  о чем свидетельствует прошение прихожан в Вятскую Духовную Консисторию от 20 ноября 1792 г. о выдаче сборной книги на 4 года для сбора пожертвований на достройку и украшение церкви. На их прошение  17 января 1793 г. был послан  указ епископа Вятского и Великопермского Лаврентия о разрешении  на выдачу таковой: «Для сбора казны по разным местам для окончательного отстроения Богоявленской церкви». Храм во имя Богоявления Господня был достроен только к июлю 1799 г. Утверждать это позволяет то факт, что прихожане 31 июля 1799 г.  послали епископу Вятскому и Великопермскому Амвросию прошение о  дозволении на  освящение нового каменного храма. В итоге освящение новопостроенного основного храма во имя Богоявления состоялось  7 ноября 1799 г.. К сожалению, до наших дней храм сохранился со значительными утратами. Не удалось также найти фотографий,  запечатлевших храм до разрушения, поэтому нам остается лишь предполагать, как храм выглядел ранее. Г.Н. Чагин описал его так: «Церковь имеет обширную храмовую часть, пятигранную апсиду, трапезную, на южной стороне придел с гранёной апсидой. Над входом прежде возвышалась колокольня. Над большими полуциркульными окнами выложены крупные профилированные кокошники. Углы закреплены пилястрами. Карнизы храма украшены зубчатыми поясами. Вокруг церкви была деревянная ограда с кирпичными столбами». О

Благословляющий Саваоф на облаках, XVIII в. Из собрания ПГХГ.

внутреннем убранстве Богоявленской церкви тоже остается только догадываться, т.к. описи церковного имущества в фонде музея — нет. Из отдельных церковных документов удалось установить, что на колокольне Богоявленской церкви до ее закрытия было 6 колоколов разного размера. В сентябре 1887 г. было закончено сооружение нового иконостаса в холодном храме Богоявления и 30 сентября было получено благословение на  его освящение. В дореволюционные времена среди имущества, ранее принадлежащего Богоявленской церкви с. Чигироб, исследователи  особо отмечали: «колокол с латинской надписью от 1642 года до 5 пудов весом и Евангелие печати 1711 года» . Вероятнее всего, эти предметы принадлежали предыдущей, деревянной церкви с. Чигироби, и были позднее перенесены в новый каменный храм. Известный краевед Пермской губернии И.Я. Кривощёков, побывавший в этой церкви в 1910 г., писал: «Обилие резных изображений из дерева поражает исследователя. Они, видимо, имели свое место, когда существовал старый иконостас в церкви, замененный нынешним. Поименуем те из изображений, вырезанных из дерева, которые сохранились ныне в целом виде: изображение Господа Саваофа, резное распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом, в киоте за стеклом резное распятие с Богоматерью и Иоанном Богословом, резное распятие у жертвенника в алтаре и блюдо для литий с разными изображениями Спасителя и

4 Евангелистов. Последнее по замысловатости своей работы обращает на себя особое внимание. Из утвари интересен корец из серебра (чашечка для теплоты) с штампованными изображениями плодов, а на ручке изображения льва и единорога, напоминают Великобританский герб». Не известно, как оказались эти предметы здесь.  Кем и когда были изготовлены, приобретены?  Но ясно лишь одно,  что обычная сельская церковь в те годы владела уникальными художественными произведениями. Некоторые из резных

Из Чигироба Евхаристия

изображений Чигиробского храма удалось вовремя собрать и теперь они хранятся в Пермской художественной галереи. К Богоявленской церкви с. Чигироб на в 1914 г. было приписано 5 деревянных часовен. Одна из них, освященная во имя Иоанна Предтечи, находилась в д. Немзя и была построена ранее 1787 г.. Вторая часовня находилась в д. Татарская. 18 августа 1885 г. было получено разрешение благочинного на обшивку ее тесом. Эта часовня, хоть и в ветхом состоянии, сохранилась до наших дней. Третья часовня располагалась в д. Першина и по церковным документам  уже существовала к 1891г.. Четвертая часовня находилась в д. Филипьева и была построена ранее 1886г. Пятая часовня в д. Тюлина была возведена не ранее 1892 г. Приговор о желании ее построить жители деревни приняли еще 7 сентября 1890г., а 10 апреля 1891 г. просили дозволения у благочинного на покупку  для этих целей часовни в д. Язьва. До революции церкви принадлежал один деревянный дом для причта, построенный тщанием прихожан в 1911 г. Причт состоял из священника-настоятеля, диакона и псаломщика. Все трое получали жалование от казны. Помимо этого, по генеральному межеванию в 1836 г. церкви было отведено 66 десятин пашенной и сенокосной земли. При этом нужно отметить, что пашня дохода не приносила — «по причине холодного климата и песчаного грунта». Большей частью эта земля по бесплодности своей оставалась без всякой пользы для причта. Несмотря на это, с приходом советской власти земля, как впрочем, и все другое имущество церкви, была национализирована. Церковное имущество, необходимое для богослужения, передавалось обществу верующих по акту во временное пользование.

 

 

 

 

Распятие, XVIII в. Из собрания ПГХГ.

Таким образом, служба в храме села Чигироб продолжалась еще некоторое время и при советской власти. Закрыли Богоявленскую церковь в 1929 г. Это становится понятно из отношения Чигиробского с/с к Ворошиловскому (Березниковскому) райисполкому от 3 августа 1934 г. В нем указывается, что церковь не действует с 1929 г. «по причине распада общины верующих». В 1930 г. на пленуме Чигиробского с/с было вынесено решение возбудить ходатайство перед райисполкомом о передаче здания церкви под культурные учреждения. Необходимая документация была отправлена в райисполком, но при повторном поднятии этого вопроса в 1934 г. никаких документов не нашли. К 1934г. Чигиробский с/с так и не получив юридически оформленного документа на закрытие храма, но использовал здание по своему усмотрению и совсем не под культурные учреждения. С 1930 по 1932 г. здание церкви сдавалось в аренду под склад Заготзерно, с 1932 и на 1934 г. — под зернохранилище Чигиробскому колхозу. При этом сообщается, что на 1934 г. все имущество церкви находилось в этом же здании в алтарной части. Из шести колоколов один — весом 6 пудов — был передан по акту в Усольский музей, три колокола по 24 фунта используются Чигиробским колхозом. На колокольне церкви оставалось два колокола — один весом 31 пуда 21фунтов, а другой около 7 пудов.

 

Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом (в киоте). XIX в. Из собрания ПГХГ.

Рассмотрев отношение Чигиробского с/с, Ворошиловский РИК 13 сентября 1934 г. вынес постановление: «Ходатайство Чигиробского с/с удовлетворить, церковь закрыть и использовать на культурные цели». При этом просит Облисполком санкционировать данное решение. Постановлением №645 от 22 марта 1935 г. президиум Свердловского исполнительного комитета ходатайство Ворошиловского райисполкома о закрытии храма было удовлетворено. Теперь власти сельсовета уже официально включили здание церкви в коммунальный фонд. В 1938 г. Чигиробский c/с ходатайствовал перед Соликамским райисполкомом о выделении средств на постройку здания для сельского совета: «В виду нахождения в помещении бывшей церкви, совершено непригодном для сельсовета (холодное, темное, пол каменный)». За неимением бюджетных средств, Чигиробскому с/с было отказано в надежде на ассигнования в следующем году. Как долго сельсовет находился в здании церкви, установить не удалось.

 

Таким образом, с 1929 г. здание церкви уже не использовалось верующими. Визуальный внешний осмотр этого строения наводит на мысль, что в последующие годы оно подвергалось целенаправленному разрушению. Возможно, были попытки разобрать церковь с целью получения стройматериала, например  кирпича. Подобное было с Никольской церковью с. Нижнее Мошево. Даже спустя многие годы само по себе здание так не разрушается.

О приходе Богоявленской церкви с.Чигироб.

В приход Богоявленского храма входили деревни частью из Губдорской волости и частью из Мошевской волости, расположенные на разном расстоянии от церкви. Некоторые селения находились от церкви в 20-30 верстах и пути сообщения с ними были неудобны по причине болотистых мест. Особенно остро это проявлялось в весеннее и осеннее время. В словаре И.Я. Кривощекова указывается, что приход Чигиробской церкви на 1812 г. состоял всего из 8 селений: села Чигироб с 29 дворами, деревень Гарей, Першиной, Тюлиной, Пеняхиной, Кулаковой, Кислой (или Еранинской Гари) и д. Немзи с 21 двором. Деревня Немзя была переведена из прихода Губдорской церкви в приход Чигиробской по указу Вятской Духовной Консистории от 4 декабря 1787 г. по прошению самих жителей. Ссылаясь на исповедальные росписи,  И.Я. Кривощеков пишет, что в 1826году приход увеличился на одно селение — деревню  Мудыль, имевшую тогда 4 двора.

По исповедальным росписям Чигиробской церкви,  хранящимся в фондах Соликамского краеведческого музея, можно проследить изменения прихода с 1829 по 1890 г. Так, на 1829 г. приход состоял уже из 13 селений: села Чигироб (17 дворов), д. Филипьевой (11 дворов), д. Мудыль (5 дворов), д. Гари (2 двора), д.Яшиной (5 дворов), д. Першиной (8 дворов), д. Брюшининой (4 двора), д. Тюлиной (19 дворов), д. Пеняхиной (11 дворов),  д. Кулаковой (4 двора),  д. Немзи (24 двора), д. Еранинской Гари (1 двор), д. Моховой (1 двор). Всего 112 дворов  и жителей в них 857 человек: 419 мужского пола, 438 женского пола. В 1838 г. в  приходе уже 14 селений, появляется д. Низовая с 2 дворами (Юженинова Федора Кириловича и Пестерева Григория Ивановича ранее среди жителей данного  прихода не встречавшихся). Всего же на 1838 г. дворов 126, прихожан 1015 человек,  из них: мужского пола 487, женского пола 528.

Следующее увеличение прихода прослеживается в 1840 г. с появлением д. Талица, в которой был 1 двор Юженинова Луки Васильевича. Всего 15 селений с количеством дворов 128 и  числом прихожан 1038, из них 491 мужского пола и 547 женского пола. В последующем до 1848 г. количество селений в приходе не менялось, но увеличивалось число  дворов. Так, в 1847 г. их количество составляло 138, население же, напротив, уменьшилось до 1017 человек. К 1848 г. количество селений в приходе уменьшилось на одну деревню Низовая, которая состояла из трех дворов — Юженинова Федора Кирилловича, Пестерева Григория Ивановича и Ванькова Андрея Михайловича. Двор  последнего в исповедальных росписях за 1848 г. числится уже в деревне Моховая. В 1852 г. в д. Талица к трем уже существующим дворам семьи Южениновых переселяются четыре двора Вотяковых из д. Тюлиной и  именуется в дальнейшем это селение как д. Татарская, но общее число — 14 селений — входящих в приход Чигиробской церкви, не меняется.    Местных прихожан интересно охарактеризовал  в 1860 г. священник  чигиробской церкви Илья Андреевич Аристов: « На исповедь приходили в довольном количестве, но только замечались уклоны от святого причастия по прежним суевериям, еще не искоренившимся, и понятиям о недостоинстве приступить к сему великому Таинству».

Часовня д.Татарская

С 1854 по 1864 г. исповедальные росписи отсутствуют и поэтому дату изменений,  которые произошли в приходе к 1865 г., установить не удалось. Можно только констатировать эти изменения. Так,  на 1865 г.   д. Мудыль, в которой проживали почти сплошь люди по фамилии Кривоногих, стала называться д. Кривоногих (Кривоногова) и состояла из 4 дворов,  как и в 1853 г. д. Мудыль. Возможно, это связано с тем, что единственной семьи Ильиных, проживавшей  ранее в д. Мудыль, к 1865 г. в ней уже нет, и деревня полностью состоит из семейств Кривоногих.  В описи этого же 1865 г. записана и перечеркнута д. Савина с 1 двором  далее это название больше не встречается. Скорее всего, появилась  именно в период 1854-1864 гг. и, судя по фамилиям (Поповы, Филипьевы), из выходцев д. Филипьевой.

 

С 1872 г. к  Чигиробскому храму приписана Дубровская церковь со своими прихожанами и  шестью селениями: село Дуброва (22 дворов), д. Кузнецовой (31 двор), д. Куделиной (2 двора), д. Лопанициной  (7 дворов), д. Сергеевой (4 дворов) и д. Куловой  (2 двора). Таким образом, к существующим 201 дворам с 1169 прихожанами присоединилось еще 68 дворов с 385 прихожанами Дубровского прихода. Неизвестно, по какой причине, но  в исповедальных росписях за 1873 г. количество селений приписанного прихода Дубровской церкви уменьшилось, из 6 селений осталось только три: село Дуброва, д. Кузнецова и д. Сергеева, а в 1874 г. Дубровская церковь перестала быть приписной к Чигиробской церкви. Кроме того, в 1874 г. количество селений, входящих в Чигиробский приход уменьшилось до 13, т. к. 6 дворов деревни Брюшининой  вошли в состав д. Тюлиной. На 1876 г. селений 13, общее число дворов в приходе составляло 194, а прихожан 1263 человека. В 1884 г. к  Богояпленской церкви села Чигироб вновь была приписана Димитриевская церковь с приходом, состоящим из 5 селений: с. Дуброва  (23 двора), д. Сергеева  (4 двора), д. Кузнецова (33 двора), д. Лопаницина (7 дворов) и  д. Куделена (3 двора). Таким образом, к существующему приходу, состоящему из 13 селений  с  218 дворами  и  1367 прихожанами, прибавилось 5 селений с  70 дворами и 434 прихожанами. Дмитриевская церковь оставалась  приписной до  9 марта 1906 г.. когда Указом Святейшего Синода за №2791 при ней был  восстановлен самостоятельный приход. В последующие годы приход увеличивался не числом селений, а за счет числа дворов и жителей в них.

К 1914 г. в приход Богоявленской церкви  состоял из 13 селений: с. Чигироб (53 двора), д. Кулакова (24 двора), д. Гарей (17 дворов), д. Кривоногих (15 дворов), д. Яшиной (15 дворов), д. Першиной (22 двора), д. Тюлиной (45 дворов), д. Татарской (31 двор), д. Пеняхиной (34 двора), д. Филипьевой (35 дворов), д. Немзя (67 дворов), д. Гаревой (26 дворов) и д. Моховой (8 дворов). Всего 396 дворов   с общим числом населения 2149 душ.

По исповедальным росписям также можно проследить, какие фамилии были распространены в чигиробском приходе и в каких деревнях более встречались. К примеру,  на 1890 г. в селе Чигироб  чаще всего среди жителей встречаются фамилии Молчановы, Говорливых, Углицких, Золотаревы, Собянины, Ремянниковы;  среди жителей д. Тюлиной   — Вотяковы, Брюшинины; в д. Яшиной (Ящина) – Бочгановы (Базгановы);  в д. Першиной — Тонких и Гилевы; в д. Татарская — Южениновы и Вотяковы; в д. Гари  —   Вележаниновы (Воложаниновы); в д. Кулаковой  — Кулаковы; в д. Немзи  —  Хохловы, Бызовы, Бельковы, Бабкины; в д. Еранинские Гари — Филипьевы и   Мароковы; в д. Пеняхиной  — Крымских, Кичигины, Жуневы, Казанцевы; в д. Моховая – Ильиных.

Так на примере прихода чигиробской церкви можно проследить изменения в количестве селений и  численности населения Соликамского района.

Изменения административного подчинения

По 1923 г. — село Чигироб Мошевской волости Чердынского уезда Пермской губернии.

С ноября 1923 по 1930 г. —  село Чигироб Чигиробского с/с Соликамского района Верхне-Камского округу Уральской области.

С августа 1930 по 1934 г. — село Чигироб Чигиробского с/с Березниковскго района Уральской области.

С 9 марта 1934 по 1938 г. — село Чигироб Чигиробского с/с Ворошиловского района Свердловской области.

С 1938 по 1940 г. — село Чигироб Чигиробского с/с Соликамского района Пермской области.

С 1940 по 1957 г. – село Чигироб Чигиробского с/с Соликамского района Молотовской области.

Список священноцерковнослужителей церкви Богоявления села Чигироб.

Священники:

На 1782 г. — Иаков Филипьев.

В 1800-1832 гг. — Трофим Егорович Жунев. Умер 17 октября 1833 г. в возрасте 71 г.

С 30 мая 1833 по 1853… — Андрей Вавилович Собянин.

1858-1860… -Илья Андреевич Аристов.

…  по 4 мая 1865 г. — Иоанн Иоаннович Любимов.

С  1865-1871г. — Иоанн Константинович Горбунов.

1872 гг. по 1874г. Георгий Ермилович Селезнев.

С 1874 по 22 марта 1877 г. — Иоанн Иоаннович Остроумов.

С 21 мая 1877 по 8 января 1881 г. —  Дмитрий Петрович Варушкин.

С 3 мая 1881-1915…Симеон Евграфович Золотавин.

Симеон Евграфович Золотавин.

1918 г.-…- Вячеслав Иванович Филатов.

С 1921г.  — Михаил Иоаннович Щеткин.

1923 по январь 1930 г…- Иван Егорович Лобовиков.

Диаконы и дьячки:

На 1782 г. — дьячок Ефим Филипьев.

На 1801г. — дьячок  Иоанн Жунев.

В 1803-1833гг. —  дьячок Леонтей Трофимович Жунев. Умер от чахотки  8 февраля 1833 г. в возрасте 40 лет.

С 26 ноября 1833 по 1869 г. — дьячок Николай Леонтьевич Жунев.

1870-1872 гг. — на диаконской вакансии старший псаломщик Алексей Николаевич Жунев.

С 1886 по декабрь 1889 г… — место диакона праздно.

… по 20 августа 1899 г. — на диаконской вакансии состоял священник Георгий Порошин.

С 21 апреля 1903 по сентябрь 1915 г. — диакон Александр Васильевич Соколов.

С июня по август 1913 г. —  диакон Виктор Диаконов.

Со 2 октября 1915 г. по 18 ноября 1916 г. — на диаконской вакансии священник  Петр Иоаннович  Елисеев.                                                                                                                                           С 18 ноября 1916 по 1917 г. -диаконское место вакантно.

С 3 февраля 1917 г. – на диаконской вакансии священник Сергей Удников.

Март 1917-1918 г. — место диакона вакантно.

Пономари и младшие псаломщики:

На 1782 г. — пономарь Григорий Жунев.

1800 -1802 г. — пономарь Поликарп Филипьев.

1804-1810 г. — пономарь Ерофей Собянин.

1825-1842 г.- пономарь Терентий Вавилович Собянин.

1843 г. — пономарь Петр Николаевич Алешинский.

1844 г. — испр. пономарскую должность запрещенный диакон Иоанн Матвеевич Попов.

С 31 марта 1845 по 1859 г.… — пономарь Симеон Дионисович Стахиев.

…1866-1868 гг. – пономарь Николай Викторович Румянцев.

1869-1872 гг. -мл. псаломщик Иоанн Семенович Осокин.

1873- 1891гг.…- псаломщик Алексей Николаевич Жунев.

До 18 августа 1896 г. — сверхштатный псаломщик А. Ромадин.

С 2 февраля 1910 г. – и.д. псаломщика Василий Козлов.

1910–1913 гг. — псаломщик Дмитрий Алексеевич Жунев.

С 16 августа 1913 по 29 января 1916 г. -псаломщик Николай Васильевич  Ларионов.

С 29 января по февраль 1916 г. – место псаломщика праздно.

С 15 февраля по 17 марта.1916 г. — вр. доп. к исп. псал. об. Константин Собянин.

С 7 марта 1916 г.- место праздно.

С 3 мая 1916 по 1918 г. — назначен на псал. вакансию Николай Подосинов.

С 18 октября 1923 г. —  вр. исп. должн. псаломщика Николай Дмитриевич Жунев.

На 1 апреля 1929 г. —  вр. и. д. псаломщика  В. И. Жунева.

С  24 апреля 1929 г. — определен диакон-псаломщик А. Завьялов.

Просфорни:

1829-1833 гг. – Домна Терентьевна Мамаева.

На 1865г. – вдова Анна Максимовна Собянина.

1871-1873 гг. —  вдова  умершего кр-на села Пыскор Анна Лукинична Митрофанова.

1874-1875 гг. — вдова священника Александра Вениаминовна Селезнева.

1876-1888 гг. — -кр-ка Анна Лукинична Митрофанова (умерла в 1888 г.).

1889-1890 гг. — место просфорни праздно.

С 19 сентября 1913 г. — вдова псаломщика  Варвара Иоанновна Жунева.

С июня 1921 г. — вдова псаломщика  Варвара Иоанновна Жунева.

Церковные старосты:

Со 2 январ.1809г — … — Алексей Ивантеев Бочганов.

1833-1837… – кр-н села Чигироб Ферапонт Осиевич Вотяков.

1877-1879 гг.- кр-н  Михаил Кулаков.

1881-1883 гг. — кр-н Ерофей Александрович Вотяков.

1884-1892 гг. – Нестор Золотарев.

С 18 декабря 1904 по 1916 г.- Иоанн Яковлевич Жунев. .(исполняет должность  4-ое трехлетие подряд).

На 1 апреля 1929 г. — А. Молчанов.