Заказ экскурсии


Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник.

Собирать информацию о священниках  советского  периода гораздо сложнее, чем о духовенстве  дореволюционного времени. Это обусловлено рядом  причин. Во-первых,  гонением на Церковь в советский период; во-вторых, физическим уничтожением большей части духовенства, как высшего, так и рядового приходского, и тем более, монашествующих. Священоцерковнослужителей и членов их семей объявляли  чуждыми элементами, лишали избирательного права – как «служителей религиозного культа и их родственников, живущих на нетрудовые доходы». По сути, они становились людьми второго сорта. Детей священников, диаконов лишали возможности учиться, увольняли с работы. Преследование и дискриминация потомков духовенства, боязнь реальной угрозы — все это привело к  сокрытию и засекречиванию информации о родстве со священоцерковнослужителями. Причем информацию скрывали не только от окружающих, но и даже на семейном уровне. Это постепенно приводило к стиранию исторической  памяти; правда перемешивалась с вымыслом, образуя семейные легенды, которые рассказывались в свою очередь уже внукам и правнукам священников.  Часто они уже не могут точно сказать, в каком сане служил в Церкви их дед или прадед: иерея, протоиерея, диакона, был ли он псаломщиком или церковным старостой. По опыту своей работы могу сказать, что полагаться на получение точных данных из таких рассказов потомков чаще всего не приходится, если только в семейном архиве не сохранился послужной список священника или диакона, но это редкость. Другой немаловажной проблемой, усложняющей поиск точной информации, является отсутствие в советский период церковной периодической печати (газет, журналов) на епархиальном уровне, в которой бы публиковалась кадровая информация о назначении и перемещении духовенства по епархии. Все это приводит к тому, что поименно  священников, служивших в советский период в Соликамске, мы знаем меньше, чем тех, кто служил в храмах города до революции. Тем ценнее информация о них. В этой статье пойдет речь о священнике, который начал свое церковное служение еще в царской России, далеко от нашего города, и,  пройдя нелегкий путь, оказался в Соликамске.

Д. С. Соловьев 1930г.

Дмитрий Спиридонович  Соловьев родился 9 мая 1891 г. в деревне Слободка Сретенской волости Оханского уезда Пермской губернии, в семье крестьянина. В 1902 г. он окончил Сретенское земское начальное училище, затем в 1907 г. — Сивинскую второклассную учительскую школу. Сдал экзамен на звание учителя народных училищ.

     27 сентября 1915г. епископом Пермским и Соликамским Андроником (Никольским) Дмитрий Соловьев был рукоположен в сан диакона, 1 октября 1915 г. тем же Преосвященным рукоположен в сан священника. На основании имеющихся документов можно проследить места службы отца Дмитрия в разные  годы. С 1915г. по 1918 г. он был настоятелем Петро-Павловской церкви в с. Лузино Оханского единоверческого округа (сейчас Нытвенский район)  и законоучитель церковно-приходской школы. В 1918 г. перемещен согласно прошения в Троицкую церковь с. Сретенского.

о. Дмитрий с матушкой Евдокией коней 20-х гг.

С 1923 по 1925 г. назначен священником единоверческой Васильевской церкви с. Вознесенского Верещагинского района. В 1926г. о. Дмитрий служит в церкви Рождества Христова в с. Рождественское Нердвинского района (сейчас Карагайский р-н). В 1927 г. назначен священником церкви с. Усть-Буй Сивинского района, где сдужил по 1 ноября 1929г. 1 декабря 1929 г. священник Димитрий Соловьев был определен к церкви с. Нердвы Нердвинского района (сейчас Карагайский р-н). Здесь в 11 февраля 1930 г.  отец Димитрий был арестован вместе со священником Антонием Петровичем Яковкиным   по обвинению «в открытой антисоветской агитации». Поводом для ареста послужило собрание верующих, на котором собирались подписи против  закрытия Нердвинского храма. На следствии ни Яковкин, ни Соловьев виновными в агитации против советской власти себя не признали. Решением заседания тройки ПП ОГПУ по Уралу Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 16 марта 1930г. постановили: Соловьева Дмитрия Спиридоновича заключить в концлагерь сроком на 5 лет. Все его имущество — одна корова —  было конфисковано в пользу государства. Реабилитировали Дмитрия Спиридоновича уже после его смерти 6 мая 1989 г.

Сын Валентин Дмитриевич

     Нелегко пришлось семье  арестованного отца Димития. На момент ареста кроме жены Евдокии Ивановны, которой тогда исполнилось 32 года, в семье было 6 детей: Нина 13 лет, Валентин 8 лет, Алевтина 6 лет, Ираида  4 лет, Галина 1,5 лет и девочка, родившаяся 7 февраля 1930г. Старшую дочь Нину отправили к родственникам, а с женой Евдокией Ивановной осталось пятеро малышей. Жили они в бане. Мать работала чернорабочей, а дети целый день оставались одни.

     После возвращения  Дмитрия Спиридоновича из мест заключения в 1935 г., архиепископом Пермским и Соликамским Глебом (Покровским) он был назначен священником Симеоновской церкви г. Соликамска. В 1937 г. архиепископом Свердловским и Ирбитским Петром (Савельевым), временно управлявшим Пермской епархией, отец Димитрий был назначен священником церкви с. Федорцово Чердынского р-на, а в конце этого года был снят с регистрации. В 1938-1943 гг. работал столяром,  затем кассиром артели инвалидов «Кама»  г. Соликамска. Это уберегло его от второй волны репрессий, более жесткой.

Слева направо архиепископ Пермский и Соликамский Иоанн (Лавриненко), игумен Иоанн (Чувызгалов), о. Дмитрий Соловьев. Фото середина 50-х гг.

     Дело в том, что в феврале 1938г. по делу «контрреволюционной повстанческой организации церковников кладбищенской церкви  г. Соликамска»  были арестованы и приговорены к расстрелу причт и 15 прихожан этого храма. Если бы о. Димитрий оставался настоятелем  Симеоновской церкви, то не избежал бы той же участи. Позже таких массовых арестов в Соликамске уже не будет, и гонения на Церковь постепенно ослабеют, а с началом ВОВ государственная власть меняет свое отношение к Церкви. В ноябре 1943 г. епископом Молотовским и Соликамским Александром (Толстопятовым) о. Дмитрий был назначен священником кладбищенской Симеоновской церкви г. Соликамска, где служил до ноября 1948 г. По представлению архиепископа Молотовского и Соликамского Иоанна (Лавриненко) Святейшим Патриархом Алексием I ко дню Святой Пасхи 1948 г. священник Дмитрий Соловьев был награжден наперсным крестом.

Из заключения о. Дмитрий вернулся с больными ногами. Работал на лесосплаве, где часто приходилось стоять по колено в воде. Позже Дмитрий Спиридонович совсем обезножил, и в храм его возили на тележке. В 1948 г. он был выведен за штат по болезни. Со слов родственников болел полиартритом.

     В 1947 году в городе была открыта Богоявленская церковь, и кладбищенская Симеоновская становится приписной к ней. Весь причт теперь числился в штате Богоявленской церкви. Это объясняет надпись на могильном кресте о. Дмитрия: «Протоиерей Соликамской Богоявленской церкви». Дмитрий Спиридонович скончался 16 декабря 1964 г. и был погребен за алтарем Симеоновской церкви. Рядом с ним покоятся его мать  Елизавета Егоровна и супруга Евдокия Ивановна, скончавшаяся  в 1978году. К сожалению, ничего не известно о дальнейшей судьбе его детей. Была ли их  жизнь хоть как-нибудь связана с Церковью? Благодаря опубликованным на сайте «Подвиг народа» наградным документам, удалось установить, что сын священника Димитрия Соловьева — Валентин — доблестно защищал нашу Родину в годы ВОВ. Лейтенант Валентин Дмитриевич Соловьев, являясь командиром взвода пешей разведки, 22 августа 1944 г. за проявленные доблесть и мужество в борьбе с немецкими захватчиками был награжден орденом «Красной Звезды».