Заказ экскурсии


Автор: зав. отделом древнерусского искусства Гуляева Мария Александровна

Иконостас в главном храме Троицкого собора. Фото ГНИМА им. А.В. Щусева

В Троицком соборе было три иконостаса – соответственно числу престолов. Все три иконостаса дошли до нас на фотографиях.

Иконостасы в церквях периодически заменялись – за ветхостью или по другим причинам (например, продавались или передавались в другие храмы). Так в свое время после переезда в Соликамск Троицкого Истобенского монастыря, туда был передан иконостас из Троицкого собора. Взамен отданного в соборе строится новый, на средства соликамского купца Лапина-Ентальцева [2, с. 31]. Сведения об этом иконостасе мы находим в Клировой ведомости за 1812 год: «Иконостав в Троицком соборе новой, еще не позолоченной, иконы также пишутся новые, кроме местных» [4, л. 2]. Работа была окончена к 1824 году и судя по срокам, на нее ушло немало времени. Новый иконостас представлял собой грандиозное сооружение, аналогов которому не было в Соликамске. По отзывам очевидцев, он был копией иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге [2, с. 31].

Не стоит воспринимать буквально такое сравнение, в практике того времени похожие вещи было принято называть «копиями». К примеру, Иаков Шестаков, описывая  храмы Соликамска, многие из них называет «копиями» тех или иных московских храмов, имея в виду именно их похожесть (кстати, это ему принадлежит ставшая крылатой фраза «Соликамск городок – Москвы уголок») [3, с. 7]. Здесь скорее имелась в виду новизна художественного решения.  И тот, и другой иконостас были выполнены в модном тогда стиле ампир. Несомненно, масштабная конструкция его поражала воображение современников. Над местным ярусом, на карнизе-пьедестале было помещено большое резное Распятие, а пространство стены за ним было оформлено в виде полусферического купола, декорированного кессонами. Эта полусфера, опирающаяся на мощные колонны, напоминала триумфальную арку. Венчал композицию необычной формы крест, напоминающий по форме новгородский (крест в круге). Впечатление дополняли полноростовые скульптуры ангелов, апостолов и предстоящих, раскрашенные золотом и серебром. А еще через 50 лет, в 1870 году, в соборе была выполнена масштабная подкупольная роспись [6, л. 5].

Б.И. Чернавин. Иконостас Троицкого собора. Царские врата и местный ряд, 1911 г. Из фондов СКМ

В этом иконостасе  гармонично соединялось старое и новое. Например, резные врата в скульптурном исполнении изображали гору Синай и на ней пророка Моисея, принимающего скрижали из облака от Господа Саваофа. Традиция изображать на царских вратах  ветхозаветного пророка Моисея очень древняя, она пришла из Византии прижилась в Древней Руси. И в то же время скульптурное решение царских врат для соликамских храмов явление нередкое. Подобные резные врата с изображением евангелистов и Благовещения были в иконостасе Спасо-Преображенской церкви.

Старинных икон в местном ряду иконостаса было две: Иверской иконы Божией Матери и св. Троицы, оклад для которой был пожертвован солепромышленником Дубровиным [6, л. 11об.]. Остальные иконы, как отмечает Луканин, «писаны в новейшее время и не все искусной рукой». В Соликамском краеведческом музее хранятся фрагменты царских врат из этого иконостаса – гора Синай и облако [1].

Иконостасы в приделах храма были двухъярусные, с витыми колоннами, как свидетельствовал в середине XIX столетия А.М. Луканин [2, с. 31]. На деле же мы видим на фотографиях иконостасы трехъярусные. Это же подтверждает и церковная опись от 1875 г. Ошибка? Или, может, иконостасы поменяли за такой короткий срок? Думаю, что не ошибусь, если сделаю предположение, опять же обратившись к практике того времени. По старым церковным документам можно проследить, что местный ряд иногда как бы выпадал из «нумерации».

Б.И. Чернавин. Верхняя часть иконостаса, 1911 г. Из собрания СКМ

Для наглядности приведу пример из описи Богоявленской церкви. Вот как описан в ней иконостас: «У тех местных икон иконостав с карнизом и резьбой. В 1-м  ставе двенадцать праздников, во 2-м 12 апостолов, в 3-м – пророки, в 4-м праотцы, в 5-м лики преподобных» [5, л. 8-9об.]. Местный, нижний ярус не всегда считали. Эти иконы были особо чтимы приходом и по возможности не менялись, даже если заменялся сам иконостас с остальными иконами. Возможно, не «посчитал» их и Луканин.

При первом взгляде на оба придельных иконостаса кажется, что это один и тот же. Они были похожи, но отличались резьбой. Резьба была позолочена, сами же иконостасы, по-видимому, перекрашивались: по данным 1875 г. они были выкрашены зеленой краской, на фото иконостасы выглядят белыми. Местные образа в них были обложены драгоценными ризами. Интересно, что некоторые из них переносились из собора в собор в зависимости от того, где проходила служба (зимний – летний). Например, икона Знамения Божией Матери в иконостасе Никольского придела (слева от царских врат) с сентября по май вынималась из иконостаса и помещалась в киот зимнего Крестовоздвиженского собора [6, л. 21об.].

Иконостас южного Предтеченского придела запечатлен на фотографиях в разные годы. На одном фото иконы еще в ризах, на другом – драгоценные украшения уже сняты, а вместо иконы Вседержителя в пустое место вставлена икона Спаса Нерукотворного из Никольского придела, тоже без оклада. Очевидно, второе фото было сделано уже после кампании по изъятию церковных ценностей 1922 года. И даже, судя по мусору на полу, уже после закрытия собора. Из этого иконостаса сохранились царские врата (с утрами некоторых икон). В 1947 году они были вставлены в новый иконостас Владимирского придела Богоявленской церкви. Сохранились также северные врата, на которых изображен архидиакон Лаврентий. Они находятся в Знаменской церкви с. Городища, опознал их о. Роман (Щедров). Из иконостаса Никольского придела в музее хранится одна из резных колонн.

Северный (Никольский) придел. Иконостас и царские врата, 1917 г.

Иконостас южного (Иоанно-Предтеченского) придела

Царские врата из южного придела в иконостасе Богоявленской церкви

Икона Архидиакон Лаврентий из пономарских врат южного придела