Заказ экскурсии

Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник. 

 

Село Осокино, общий вид, 1987 год.

В любом регионе нашей большой страны есть свои, нередко своеобразные, названия географических местностей, сел, деревень — так называемые топонимы. Со временем старые названия забываются и уходят в прошлое вместе с людьми, которые их употребляли, а на смену им появляются новые топонимы. Соликамская земля тоже имеет свои интересные народные названия, об одном из которых я хотел бы рассказать в этой статье. Признаюсь честно, что когда я в первые услышал название «Запотыма», то долго не мог понять, что это за место такое и где оно находилось? Еще моя бабушка, если в разговоре хотела подчеркнуть удалённость какого-нибудь места, употребляла выражение: «Далеко – как запотыма». Меня заинтересовало это название, и я начал искать о нем информацию. Долго пытался выяснить, существовало ли оно вообще, или было придумано местными крестьянами. Тогда, 17 лет назад, я еще только начинал свою работу в музее и пытался найти хоть какую-нибудь информацию о «Запотыме». Я расспрашивал своих старших коллег, ходивших в экспедиции по деревням Соликамского района и по другим местам. Интересовался у опытных туристов, исходивших походами всю территорию Верхнекамья. Но, увы, к сожалению, никто из них о Запотыме или даже схожем названии уже не слышал. Рассмотрев и изучив территорию Соликамского уезда по карте 1913 года, места с таким названием я тоже не нашел. Ничего о «Запотыме» не было и в словаре говоров Соликамского района, где сотрудники Пермского педагогического института собрали много местных слов и выражений.
Любой сотрудник музея, начиная свою работу, знакомится с историей Соликамской земли и на первом этапе изучает краеведческую литературу, а уже потом, имея определённый багаж подчас противоречивых знаний, работает с документами. Так я познакомился с работами местного краеведа Сергея Петровича Корзникова, в одной из которых впервые обнаружил интересующую меня информацию. В этой книге автор повествует о том, что крестьяне деревень Кокориной, Косолаповой заказывали деревянную посуду в деревнях «Запотыма», и что деревни эти были Осокинского сельсовета. «В этих деревнях работало много славных мастеров, т.к. в запотыме растет много кедров, а это отличный материал для посуды». Так круг поиска сузился, и можно было уже собирать информацию о конкретной местности. Понял я и правдивость выражения своей бабушки про удаленность запотымского края. Родом она была из деревни Григоровой, что за рекой Камой, а оттуда до «Запотыма» и по современным меркам очень далеко. Как мне казалось ранее, в самом названии «Запотыма» слышалось что-то далекое, таинственное и даже волшебное. Действительно, деревни Запотыма находились далеко среди глухих дремучих, можно сказать, сказочных лесов за реками Потымка и Малая Потымка. Отсюда и такое название: находились за Потымками, «За-потыма». Помимо дремучих лесов, местность эта была окружена болотами и удалена от центра уезда, города Соликамска. До революции эта территория входила в

Карта, 1985 год.

Городищенскую волость, располагалась в 20-27 верстах северо-восточнее от села Городище и примерно в 15 верстах восточнее села Верх-Боровского. На 1884 год Запотыма включала в себя 16 деревень с центром — деревней Осокиной. Основным занятием местного населения являлось земледелие, а подсобными заработками — заготовка дров для солеварения и изготовление деревянной посуды. В этой местности проживало много старообрядцев. В 1890 году священник Городищенской церкви Иоанн Коронин писал: «Более ста лет назад в Запотыме появился раскол, благодаря соседству знаменитой в летописях Пермского раскола Пармы. Появившийся раскол нашел для себя в Зпотыме благодарную почву; стал расти, год от года увеличиваться, не прекращая своего роста и теперь». Коронин относил Запотымских старообрядцев к беглопоповскому согласию, как в Пармской земле, но при этом отмечал, что здесь службу ведут наставники, выбранные из местных полуграмотных и совсем неграмотных крестьян. Наставничество было характерно для старообрядцев беспоповского толка. В своей работе, посвященной расколу в Городищенском приходе, о. Иоанн писал о здешнем расколе так: «Запотымский раскол – родное детище Пармского. На это указывает и одинаковость секты Запотымских раскольников с Пармскими: те и другие беглопоповщинской секты, но беглых попов у них не слыхать, — есть только наставники. Особенных отличительных черт Запотымский раскол, как беглоповщинская секта, не имеет. Он во всем сходен с Пармским, одного только не достает – твердости убеждений». Чем больше отец Иоанн общался с запотымскими старообрядцами, тем все отчетливее понимал, что «раскол здесь есть плод невежества местного населения в истинах православной веры». Представители здешнего раскола не знали таких азбучных истин, как значение слова аллилуйя, или: когда был всемирный потоп — до Рождества Христова или после него. Аргумент у запотымцев был всегда один: «Так старики веровали, так и нам велели». После того, как в Запотыме в 1892 году появилась своя приходская церковь, некоторые из раскольников перешли в Православие, а дети их пошли учиться в церковно-приходскую школу. Но можно сказать точно, что побороть здесь раскол не удалось. После установления советской власти из состава Городищенской волости была выделена отдельная Осокинская волость с центром в селе Осокино. На территории этой волости на 1920 год не только сохранились и действовали старые раскольничьи молельни, но и возводились новые. Так, в деревне Ескина старообрядческая община помимо обветшавшей молельни строила еще и новую церковь. В 1924 году с образованием Соликамского района из Осокинской волости были образованы два сельских совета — Ескинский и Осокинский. На 1928 год в Осокинский с/с помимо села Осокино входили деревни Большая Марьина, Малая Марьина (Орехова), Голяшева (Ондриюшкова), Гляден, Гнилая, Гребешкова, Ельники, Ильичева, Костарева, Коробицына, Куницына (Заугор), Малкова, Пальники, Прибыткова, Силкина, Третьякова, Швылева, Шурманова (Пятигор), хутора Ильичев, Куницын, Степановский, выселки Костари (Голубята), Марашина, Середне. Всего в деревнях Осокинского с/с на 1928 г. было 216 дворов и проживало 998 человек. В Ескинский с/с с центром в деревне Ескина входили деревни: Аристова, Балдина, Голухина, Карамыхина, Ларина, Окуниха, Реженькина, Селище, Сутяга, Тархова (Аристова), Шомош и выселок Зеленов. На территории Ескинского сельского совета было 234 двора и проживало 1091 человек. В 1952 – 1954 годов произошло укрупнение колхозов, и Ескинский с/c вошел в состав Осокинского с/с. В связи с последующим укрупнением деревни исчезали одна за другой. По решению Соликамского райисполкома № 225 от 27 декабря 1971 года были сняты с учета населенные пункты: Заугор, Ларина, Сутяга, Пальники. Решением райисполкома № 112 от 24 июля 1974 года сняты с учета деревни Гребешки, Силкино. Далее, решением Пермского облисполкома снята с учета деревня Ёскина, решением № 90 от 04 апреля 1977 года сняты с учета деревни Гнилая, Голухина, решением № 125 от 24 мая 1978 года снята с учета деревня Аристова. В дальнейшем переселение происходило в сторону села Половодово и города Соликамска. Надо сказать, что центр Запотыма — село Осокино сохронилось до настоящего времени, и люди там живут. А это значит, что запотымцы еще есть.

Подготовлено по материалам Соликамского краеведческого музея и Архивного отдела организационно-административного управления администрации г. Соликамска.