Заказ экскурсии

Автор: Лыткин Дмитрий Сергеевич, старший научный сотрудник 

В этом году исполняется 100 лет со дня образования комсомольской организации. Кажется, что еще совсем недавно аббревиатуры РКСМ, РЛКСМ и тем более ВЛКСМ не требовали расшифровки. Но время летит неумолимо быстро, и вот уже дети последних комсомольцев достигли возраста вступления в ряды Союза молодежи. В канун юбилея этой некогда массовой общественно-политической организации я думаю, не будет лишним вспомнить время возникновения и этапы ее развития в городе Соликамске.

29 октября 1918 года в Москве начал свою работу 1 Всероссийский съезд Союза рабочей и крестьянской молодежи. Этот съезд объединил разрозненные союзы молодежи в общероссийскую организацию. Был принят устав, содержавший основные цели и задач Союза молодежи. Общий их смысл заключался в следующем: Союз молодежи вместе с Российской коммунистической партией ставит своей целью распространение идей коммунизма и вовлечение рабоче-крестьянской молодежи в активное строительство советской России. Союз молодежи является самостоятельной организацией, работающей под руководством большевистской партии. На съезде было принято решение назвать молодежную организацию Российским Коммунистическим Союзом Молодежи, сокращено РКСМ. В 1924 году, после смерти В.И. Ленина, Союз переименовали в Российский Ленинский Союз Молодежи, а в 1926 году — во Всесоюзный Ленинский Союз Молодежи. Партия большевиков думала о привлечении молодежи в свои ряды, причем молодежи правильно идеологически воспитанной. Комсомол создавался как кадровый резерв ВКП(б).

Итак, 29 октября 1918 года в Москве был создан комсомол. В Соликамске комсомольские организации появились позднее. Дело в том, что в нашем городе советская власть была установлена только 29 января 1918 года, а в октябре-ноябре здесь уже думали о том, как ее сохранить в связи с наступлением армии Колчака. В декабре 1918 года советская власть в городе будет ликвидирована.

Но, возможно, местной власти было просто не до комсомола, либо, что более вероятно, не было конкретных указаний «сверху».  Как только они были получены, в Соликамске появилась ячейка Союза коммунистической молодежи. Такое впечатление складывается при прочтении воспоминаний Павла Владимировича Чащина, одного из организаторов Соликамского комсомола. Дело в том, что после эвакуации из Соликамска войск Колчака, в первых числах июля 1919 года, в городе некоторое время было полное безвластие. Постепенно стали возвращаться советские и партийные работники, был создан военно-революционный комитет, общем, шло восстановление и укрепление советской власти. Вернувшийся с фронта Чащин был назначен секретарем Соликамского ревкома.1 С его слов, события развивались следующим образом: «В первых числах августа 1919 года в Уездный центр г.Усолье прибыл т. Щукин, член оргбюро Пермского комитета Союза социалистической молодежи, и поставил задачу перед партийной организацией г.Соликамска провести организационную работу по вовлечению молодежи в Союз. Из Усолья в Соликамск позвонил председатель укома партии т. Горшков с просьбой прислать кого-нибудь для выполнения вышеуказанной работы»2. Неожиданно для самого себя Чащин был командирован в Усолье на «инструктивное совещание». Приехав в Усолье, Павел Владимирович встретился с Алексеем Щукиным и получил от него брошюру с Уставом коммунистического Союза молодежи. Так же т. Щукин дал конкретные советы в дальнейшей работе по созданию комсомола в Соликамске.
Собрание решено было провести 6 августа в 6 часов вечера в Барановском доме (сейчас это здание городской администрации). Из воспоминаний П.В. Чащина: «На собрание пришли юноши и девушки, человек около 40. Это были учащиеся городского училища и женской гимназии, сыновья кустарей-кузнецов и др. По поручению партийной организации я открыл собрание. Избрали президиум собрания в составе: Ямова Николая, Маруси Гроповой и меня. Я читал собравшимся

Устав Союза коммунистической молодежи, слушали внимательно. Собрание единодушно, с энтузиазмом, с аплодисментами одобрило Устав. Было внесено предложение провести запись, все участники собрания постановили вступить в Союз Молодежи и записалось членами союза 40 человек»4. На этом собрании был избран комитет Союза Молодежи в составе 5 человек: Леня Дикушин, Николай Ямов,

Маруся Гропова, Степан Дегтянников и Чащин Павел. Председателем этого комитета избрали Чащина, а секретарем Ямова. Так совершилось рождение в городе Соликамске Союза коммунистической молодежи»5. Вероятно, именно по воспоминаниям Павла Владимировича Чащина, написанным им в 1969 году, была установлена точная дата возникновения в Соликамске комсомольской организации —  6 августа 1919 года.  До этого момента в газетных статьях и работах, посвященных истории Соликамского комсомола, не указывалась конкретная дата, а только месяц — август, либо писали «в начале августа 1919 г.».

Но воспоминания — источник субъективный и не всегда точный, а даты — тем более, особенно если их пишут спустя 50 лет после свершившихся событий. Для выяснения более точной информации обратимся к документальным источникам. В архиве Соликамского музея хранится журнал исходящих документов Соликамского ревкома, и в нем есть следующая запись: «В Российский Союз Коммунистической Молодежи Усольской организации уведомление, что в Соликамске существует с 20 августа 1919 г.  Союз Коммунистической Молодежи»6. Таким образом, получается, что дата создания комсомола в Соликамске — 20 августа 1919 года. Забыть точную дату спустя 50 лет немудрено, тем более, что оставался Чащин руководителем комсомольской организации не долго. 12 ноября 1919 года Чащин и Ямов по объявленной партийной и комсомольской мобилизации уходят добровольцами на южный фронт и на долгое время выбывают из жизни города. Провожали их торжественно из клуба комсомола7.

На первом этапе у комсомольской организации Соликамска не было даже плана работы, действовали самодеятельно, часто наугад. Из воспоминаний Н. Забелина, комсомольца с 1919 года, бывшего руководителя комсомольской организации г. Соликамска: «…1919 год дал Соликамску несколько человек комсомольцев: это были почти на 50% пассивные члены (пожилые). Не было даже налажено связи с уездной организацией, ее    удалось    осуществить   только   благодаря   случайному   приезду   их представителя. Не имея материала, нам пришлось работать чисто инстинктивно. Первым делом проделана была работа по созданию комсомольского клуба. Средств нет, о членских взносах еще не думали, а коллективно своими силами организацию клуба все же закончили»8. Здание, в котором разместился в 1919 г. первый комсомольский клуб, называли еще «народный дом»; оно находилось по улице Ленина.

В 1960-е гг. в нем размещалась гостиница горкомхоза9. После постройки в городе здания новой гостиницы старую снесли. В этом клубе комсомольцы проводили заседания, ставились спектакли, иногда устраивали танцы, пели революционные и народные песни —  в общем, работали и проводили свой досуг10. Впрочем, не только комсомольцы. Из воспоминаний Федора Андреевича Буторина, который по возрасту уже не был комсомольцем, он тоже приходил в клуб: «…Приходили туда и более взрослые и пожилые люди, т.к. культурных учреждений тогда не было, народ собирался и был доволен»11. При наличии в городе учебных заведений молодежи в городе было много, но вступать в комсомол они не спешили. Из воспоминаний Н. Забелина: «Учащиеся гимназии смотрели на нашу организацию косо, но после день за днем начали примыкать, но пользы в них не видели. Учащаяся молодежь в контакте вся не работала, и в массовую работу их втянуть так и не удалось. Проведенная чистка в начале 1920 года показала, что они пристали к нам только из-за участия в вечерах. Вскоре клуб был переведен в здание бывшего казначейства.   Здесь заметно улучшилась постановка работы, создаются кружки, у которых имеются вожатые, плановость работы также была улучшена»12. Чем же занимались первые комсомольцы Соликамска, какую вели общественную работу? В городе комсомольцы и молодежь собирали теплые вещи, солдатское обмундирование для Красной армии и продовольствие для голодающего населения Москвы и Петрограда. Кроме того, комсомольцы вместе с коммунистами и женщинами-делегатками несли охрану и ночное дежурство в общественных, советских и партийных помещениях. Они патрулировали улицы города, помогали милиции наблюдать за общественным порядком, вылавливали дезертиров, самогонщиков, а также бандитские и воровские группы. Комсомольцы принимали участие в учете городского населения и принадлежавшего ему скота для того, чтобы потом наложить продразверстку по мясу, а в деревне и на хлеб13. Из воспоминаний Николая Николаевича Баталова, комсомольца с 1918 года: «Мы по воскресеньям ходили заготовлять дрова. В бору, где сейчас поселок Карналитово, рубили сосны и возили их в больницу, в исполком, в народный дом и в дом ребенка, который организовали сами. Мы приготовили помещение, а девушки шили простыни, наволочки, наматрасники и детское белье из конфискованного у буржуев барахла. В новом клубе готовили разные постановки, спектакли, помню, ставили «Ревизора» Гоголя»14. Большую помощь оказали комсомольцы в оборудовании и работе Дет. Городка, состоявшего из нескольких детдомов, расположенных в разных помещениях города.

Из воспоминания Аркадия Павловича Скорюпина, комсомольца с 1919 года: «В 1921 году в Соликамск было привезено 5000 голодных детей со всех уголков нашей страны. Их надо было вылечить, накормить, одеть, воспитать. И комсомолия Соликамска блестяще справилась с этой задачей. Комсомольцы помогали создавать детские дома, собирали для детей одежду, хлеб, заготовляли топливо»15. Комсомольцы проводили с ребятами интересные игры, спортивные соревнования и всем сердцем привязались к своим воспитанникам. Именно при этих детдомах при помощи комсомольцев были созданы первый пионерские отряды в городе16. Из воспоминаний Степана Михайловича Богданова, комсомольца с 1924 года: «Мне запомнился такой случай: в 1924 году, поздней осенью, перед ледоставом, в Тюлькино скопилось много леса, его нужно было сплотить и отправить заводам. Бюро райкома комсомола, которым руководил Скорюпин Аркадий, решило организовать молодежную бригаду во главе с Мычелкиным Гошей, и эта бригада успешно справилась с работой. Много субботников проводили в эти годы комсомольцы по выгрузке дров из реки, по заготовке сена и другим работам»17. Комсомольцы Соликамска участвовали в субботниках, приуроченных к разным событиям в жизни города и страны. Так, 16 октября 1927г. Соликамская организация ВЛКСМ приняла участие во всесоюзном комсомольском субботнике. В 8 часов утра начался субботник по благоустройству города с участием 89 комсомольцев, 20 человек несоюзной молодежи и 7 человек взрослых. Были произведены следующие работы: «отремонтированы 3 моста, частичный ремонт дорог, рытье канав, разборка кирпичного старого здания – тюрьмы и прочие мелкие работы»18.

Все первые Соликамские комсомольцы носили красные повязки с вышитыми на них буквами РКСМ, комсомольских билетов еще не было, поэтому печатали на машинке временные, по ним и платили взносы19. Среди первых комсомольцев Соликамска в воспоминаниях и документах встречаются следующие имена: Павел Владимирович Чащин, Николай Ефимович Ямов, Леонид Николаевич Дикушин, Аркадий Павлович Скорюпин, Николай Николаевич Баталов, Екатерина Владимировна Тихонова, Анатолий Александрович Харитонов, Сергей Васильевич Вешняков, Степан Дегтянников, Александр Зырянов, Иван Захарович Кащеев, Сергей Иванович Ждахин, Иван Степанович Сенокосов и др.

Проанализировав документы и воспоминания первых комсомольцев, можно сделать вывод, что время с августа 1919 по 1921 год можно считать периодом становления Соликамской комсомольской организации. Тогда на весь Соликамский район вместе с городом существовала всего одна городская комсомольская ячейка. Количество членов в ней в эти годы не было постоянным, причем роста ячейки не наблюдалось, наоборот, число комсомольцев с каждым годом резко уменьшалось. Если на момент создания в ячейке было 56 комсомольцев, то к 1920 году их число составляет всего 18 человек. Возможно, такое уменьшение связано с чисткой, про которую писал в 1928 году Забелин в своих воспоминаниях.  В следующем, 1921 году, комсомольская ячейка уже совсем на грани исчезновения, в ней 6 человек: 5 юношей и 1 девушка. Уверенный, медленный, но постоянный рост комсомольских ячеек и числа комсомольцев в них начинается с 1922 года – 2 ячейки, в 1923 году-3 ячейки. Темп роста увеличивается после смерти В.И. Ленина в 1924 году – 8 ячеек и 169 комсомольцев в них, в 1925 году -13 ячеек и 265 комсомольцев20. Помимо городской, появляются ячейки ВЛКСМ при учебных заведениях — в лесном и педагогическом техникумах, в школе-семилетке и в Дет. Городке.  Появляются две производственных ячейки, одна на Усть-Боровском сользаводе, другая — при Калийтресте, причем появилась она еще до закладки 1-го калийного рудника21. Идет рост деревенских ячеек в Соликамском районе: на 1928 г. из 25 существующих ячеек 17 были деревенскими22. Среди деревенских ячеек были и случаи распада, т.к. членов в них было не много и существовали причины, которые могли привести к роспуску группы. Например, в 1928 году распалась Жулановская ячейка. Причина — «ребята разъехались по работам, некоторые женились, а главные воротилы ушли в армию»23. В 20-е годы крестьяне еще не были закабалены в колхозах, и мужчины, молодые парни уходили на сезонные заработки до начала с/х работ, а заработанными деньгами платили часто с/х налог государству. При нашем климате крестьянину без дополнительных заработков на одном сельском хозяйстве было просто не выжить. Поэтому на время сезонных работ деревенская ячейка часто прекращала свою работу. Так, с октября по апрель 1928 года не работали Пегушинская, Верх-Мошевская и Тетеринская ячейки, так как их члены в полном составе уехали на заработки24.

К концу 20-х годов работа комсомола уже четко организована, существуют планы, отчеты перед вышестоящим окружным комитетом, областным комитетом и даже ЦК ВЛКСМ. Например, статистические отчеты отправлялись на специальных бланках в статистический подотдел ЦК ВЛКСМ, и не позже указанного срока25.
Комсомольцы сыграли важную роль в ликвидации неграмотности среди населения города и района. Кроме этого, они были обязаны постоянно повышать свою политическую грамотность. Для наибольшего охвата комсомольцев создавались школы политграмоты 1 и 2 ступеней, кружки текущей политики, комсомольские школы-передвижки, политчитки и другие формы политической учебы. Так, сеть политобразования на ноябрь 1927 г. состояла по городу из четырех школ политграмоты 1 ступени с охватом 95 комсомольцев, двух школ политграмоты 2 ступени с охватом 53 человек, пяти кружков текущей политики с охватом 127 комсомольцев, одного кружка пропагандиста с охватом 20 комсомольцев. Всего по городу было охвачено политучебой 295 комсомольцев. По деревням работала школа-передвижка и группы политчтения; в 17 группах охвачено 229 комсомольцев. Всего по городу, заводу и деревням из 587 комсомольцев политучебой было охвачено 524 человека26.

Комсомол активно участвует во многочисленных кампаниях, проводимых государством, помогая не только своей стране, но и мировому пролетариату. Так, комсомольцы города с 15 по 30 сентября 1928 года участвовали в 2-х недельной помощи китайским рабочим. Члены ВЛКСМ проводят по городу платные спектакли, устраивают платные гуляния в заречном саду, организовывают кружечные сборы со 100% отчислением в пользу МОПР27. Комсомольцы принимают участие в кампаниях по подержание и укреплению обороноспособности СССР, например, в кампании ОСОАВИАХИМа — «2-ой неделе обороны». В рамках этого мероприятия 22 июля 1928 г. на поляне за селом Красное проводилась военная игра между «синими» и «красными». Задача «синих» была организовать кулацкое восстание против «красных» в пос. Усть-Усолка, а задача «красных» —  подавить восстание, начатое «синими». Результаты маневров разбирались на заседании районного комитета ВЛКСМ. Были сделаны следующие выводы: «Нужно больше военизироваться, уметь стрелять, знать военную тактику. Позор тому комсомольцу, который не член ОСОАВИХИМ и не участвует в военных кружках по пополнению своих знаний»28.  Верхне-Камский окружной комитет ВЛКСМ взял шефство над Балтфлотом.  Решено послать на Балтфлот делегата с приветствием и собрать «шеф-копейку» в поддержку моряков по округу — 1500 рублей, из них Соликамский район должен был собрать 200 рублей29. Комсомольцы всего Соликамского района и города в первых рядах участвовали в проведении кампаний по реализации крестьянского займа, 1-го и 2-го займов индустриализации. Подписывались коллективно сами и агитировали других. Участвовали в ликвидации недоимок по крестьянским платежам, проведении самообложения, в досрочной сдаче государственных налогов, в общем, помогали государству привлекать денежные средства30.

В деревне комсомольцы принимали активное участие в посевных, уборочных и других кампаниях, например, в протравливании и сортировке семян, коллективной закупке с/х машин комсомольцами, коллективных запашках огородов, организации машинных товариществ и т.д.31. Вели агитацию среди населения по предотвращению срыва посевной компании кулаками. В 1928 году широкой, массовой кампании по раскулачивание в Соликамском районе еще не было, впрочем, как и массового образования колхозов. Все это начнется позже, в 30-е годы. А пока вступление в колхоз — дело добровольное: «Демобилизованный красноармеец-комсомолец, домохозяин Верх-Боровской ячейки, начинает мозговать об организации колхоза, группируя вокруг себя еще двух красноармейцев, председателя с/с и 2 комсомольцев. Всего 6 человек, но всему делу мешает беспорядочное пользование земли, ждут передела земли, а тогда лучше взять землю в одном месте, дабы перейти на многопольный севооборот. Да и нет еще устава колхоза»32.

Большое внимание уделялось антирелигиозной работе. Комсомол должен был отвратить молодежь от «религиозного дурмана». До 1928-1929 гг. методы этой работы сводились в основном к антирелигиозной агитации путем проведения антирождественских и антипасхальных мероприятий. В дни религиозных праздников устраивались развлекательные, увеселительные мероприятия в клубах, избах-читальнях. Ставили спектакли, концерты, проводили вечера самодеятельности с целью отвлечения молодежи от религиозных обрядов. Проводились беседы естественнонаучного характера, для этого рекомендовалось «привлекать избачей, медиков и другие культурные силы»33. При проведении антирелигиозной кампании в дни Пасхи 1927 года райком ВЛКСМ Соликамского района обращал внимание на необходимость «…провести кампанию с большой осторожностью, не допускать резких выступлений, бьющих по религиозному чувству»34. Такие же кампании проводились и на Рождество, Троицу, 9-ю Пятницу по Пасхе35. Интересную форму антирелигиозной работы описывает в своих воспоминаниях Екатерина Михайловна Ковалева, комсомолка с 1919 года: «…вместо крестин, дня ангела, будет день рождения человека к новой радостной свободной жизни – Октябрины». Проводились они в комсомольском клубе, украшенном лозунгами и кумачом, при большом скоплении народа. Вместо крестных выбирались шефы, которые «давали обещание в случае смерти отца или матери помогать растить малыша таким же боевым комсомольцем». Имена детям давали тоже новые, не христианские — Владлен (Владимир Ленин), Активий (активист). Проводили в клубе и комсомольские свадьбы36. Но даже такие методы не помогали в борьбе с религией. В отчетах РК ВЛКСМ отмечалось, что «влияние религии на молодежь имеет место исключительно в деревне» и, не смотря на проводимую антирелигиозную работу, не удавалось добиться полного отказа от религиозных обрядов даже среди комсомольцев. Так, «комсомолец Дубровской ячейки решил жениться и по настоянию родителей невесты согласился венчаться. Накануне свадьбы член райкома ВЛКСМ, находившийся в это время в д. Дуброва, отговорил его от венчания, но утром он все же поехал в Вильвенскую церковь». За полгода — с октября 1927 по апрель 1928 г. — уполномоченный контрольной комиссии разбирал по Соликамскому району два таких случая среди комсомольцев37. К 1929 году несколько церквей в Соликамске были уже закрыты и использованы для нужд советского государства.  В 1929 году начинает работу совет Верхне-Камского окружного Союза безбожников; по Соликамскому району начнется кампании по закрытию церквей.

Комсомольская организация росла, менялся и масштаб проводимых ей мероприятий, праздников. Примером может служить празднование в 1928 году 14-го Международного Юношеского дня. Отмечали его несколько дней, начиная с 31 августа: «На площади состоялся футбольный матч между городской и калийной командами, во время матча играл духовой оркестр. Вечером после матча было гуляние, где пускали ракеты, фейерверки, производились выстрелы из старинной пушки, играл духовой оркестр и т.д. После гуляния в 9 ч. вечера состоялось факельное шествие с парадом факелистов». На следующий день, 1 сентября, было торжественное общегородское заседание, на котором принимали вновь вступивших в комсомол и провожали некоторых членов ВЛКСМ, вступавших в члены ВКП(б). 2 сентября — снова массовый митинг, парад комсомольцев, пионеров, физкультурников, призывников, внесоюзной молодежи и др. мероприятия38.

В конце 20-х гг. рост состава ячеек уже регулировался районным комитетом комсомола. Руководствуясь решениями райконференции и вышестоящих органов, был взят курс на вовлечение в комсомол рабочей, батрацкой, бедняцкой молодежи и сдерживание роста за счет прочей молодежи. Так, на апрель 1928 г. из103 человек вновь вступивших 32 были рабочие от станка, 22 дети рабочих, 5 батраки, 39 крестьян-бедняков и середняков, 2 ремесленника и 3 человека «прочих» 39. К декабрю 1928 года районная комсомольская организация состояла из 26 ячеек, из них 19 были деревенские, а 7 городские, в том числе 3 фабрично-заводских и транспортных ячейки40.

Так рос и развивался Соликамский комсомол в 20-е годы, внося свою лепту в развитие нашего города и района.

_____________________

1.Соликамский краеведческий музей (далее – СКМ). Ф.13. Д.14.Л.16.

2.СКМ. Ф.130.Д.779.Л1.

3.Там же.

4.Там же.

5.Там же.

6.СКМ. Ф.13.д.14.Л.120.

7.СКМ. Ф.130.Д.779.Л.1.

8.СКМ. Ф.13.Д.206.Л.257.

9.СКМ. Ф.52.Д.73.Л.

10.Там же.

11.СКМ. Ф.52.Д.70.Л.3.

12.СКМ. Ф.13.Д.206.Л.99.

13.СКМ. Ф.52.Д.74.Л.4.

14.СКМ. Ф.52.Д.73.Л.1.

15.Там же Л.2.

16.СКМ. Ф.49.Д.9.Л.1.

17.СКМ. Ф.52.Д.73.Л.2.

18.СКМ. Ф.13.Д.206.Л.99.

19.СКМ. Ф.52.Д.73.Л.1.

20.СКМ. Ф.13.Д.206.Л.192.

21.Там же Л.1.

22.Там же Л.69.

23.Там же.

24.Там же.

25.Там же л.20.

26.Там же Л.82.

27.Там же Л.184.

28.Там же Л.260.

29.Там же. Л.85.

30.Там же.Л.72.

31.Там же. Л.74.

32.Там же Л.76.

33.СКМ. Ф.13.Д.207.Л.28.

34.Там же.

35.СКМ. Ф.13.Д.206.Л.239.

36.СКМ. Ф.47.Д.11.Л.1.

37.СКМ. Ф.13.Д.206.Л.77.

38.Там же Л. 152об.,153.

39.Там же.Л.69.

40.Там же Л.211.