В коллекции Березниковского историко-художественного музея более 40 единиц памятников художественной росписи. Начало коллекции положил в 1930 годы И.Ф. Коновалов, далее работу по комплектованию продолжали сотрудники музея в процессе поисковых экспедиций 1960-1980 гг. Среди энтузиастов — В.А. Цыпуштанов, Л.К. Тунева, И.М. Пудовкина, Л.Ф. Коржавкина и другие музейщики, обследовавшие селения Усольского и Соликамского районов.
Среди найденных произведений интересны фрагменты сельского жилища — перегородка-заборка с грядкой, однополотная входная дверь, шкаф-поставец, фрагменты шкафа. В основе композиций орнамента, характерного для уральской домовой живописи, стилизованная гирлянда цветов или вазон с цветущими кустами.
Прялки, найденные в экспедиции 1980 года, сходны с теми, что бытовали в Соликамском и Усольском районах. Подписных изделий мало (дуга, весло-правило, стенка шкафа, прялка-точенка, валек, санки), они датированы концом XIX — началом ХХ веков.
Среди ранних поступлений выделяется свадебное весло-правило, поступившее из пос. Орел. Ручка весла окрашена в черный, желтый, синий, зеленый цвета; на лопасти — резное изображение дерева, солнца и воды. Резная датированная надпись «1879 года апреля 10 дня».
В исторической экспозиции музея демонстрируется резная расписная дуга из упряжки лошади, поступившая в 1980 г. из деревни Зуево Усольского района. Характерная обвинская роспись цветочно-растительного орнамента — на зеленом фоне концов дуги написаны цветущие кустики, на боковине — дата «1888», цвета росписи: красный, желтый, белый.
Мастера уральской росписи по дереву редко оставляли на своих работах «автографы». Чаще они оставались обсолютно безымянными.
В Очёрском Краеведческом Музее им. А.В. Нецветаева хранятся удивительные мокрушенские прялки, названные в честь автора.
Мокрушин Авдей Алексеевич с 1877 г. по 1949 г. жил в деревне Мокрушино, Очёрского района, после в г. Очере.
Изготавливал и расписывал прялки и иную домашнюю утварь. Это был очень набожный, грамотный человек. В 1960-е годы жил у дочери в Очёре. Вечерами собирал вокруг себя соседских ребятишек, оглаживая бороду, разделяя её на два «клина», говорил: «Ну, робятки, росскажу-ко я вам бывальщину». И напевно, как гусляры в старину, рассказывал сказки, былины, предания.
На его прялках растут сказочные цветущие деревья, цветы, встречаются мужчина и женщина, разгуливают петухи. Основные цвета лопасти прялки — темно-голубой, синий, темно-синий, серо-зеленый. Цвета росписи: красный, чёрный, белый, желтый, зелёный.
Мокрушинская прялка хранится в фондах Пермской художественной галереи (2), Очёрского краеведческого музея им. А.В. Нецветаева (2).
В Пермском краеведческом музее хранятся прялки с так называемой очёрской росписью, по манере исполнения близкой к работам Мокрушина А.А. Есть подобные прялки и в Очёрском краеведческом музее. Также в Очерском музее имеются прялки с обвинской росписью, верещагинско-сепычевские.
В коллекции Ильинского районного краеведческого музея более 140 предметов, украшенных «Обвинской росписью»: прялки, жбаны, лагуны и часть расписанной грядки из крестьянского дома. Коллекция была собрана в результате этнографических экспедиций по Ильинскому району в период 1976 — 1988 годов.
Большую известность Обвинская роспись получила в 1960-х г. г. Именно в это время, в экспедиции НИИ, под руководством В. А. Барадулина, изучались уральские росписи. На Обве был выделен особый центр бытования крестьянской росписи, которую назвали «Обвинская роза».
Трудно сказать, как давно возникло на территории Обвинского поречья искусство декоративной росписи, ибо не сохранилось ни материальных памятников, ни литературных источников времени его первоначального освоения русскими. Наиболее вероятным появление расписных прялок можно считать середину ХIХ века. Об этом говорит очень любопытная деталь: почти во всех Обвинских прялках встречается восьмилепестковый цветок, похожий на звезду или на два четырехлепестковых цветка, наложенных друг на друга. Мотив расположен либо в верхней части лопаски прялки, либо по сторонам центрального цветка. Размещение звезды вверху, ее отличия от растительных форм может быть объяснено только тем, что она является эмблемой, своего рода фирменным знаком мастера. Такую же звезду ставили на своих работах рисовальщики, иконописцы и маляры Выгорецкого старообрядческого общежития. Выгорецкие мастерские в ХVIII-ХIХ в. в., в период очередного запрещения старообрядчества, общежитие было разогнано. Возможно, какой-нибудь выгорецкий живописец способствовал развитию промысла в районе р. Обвы.
В фондах Карагайского краеведческого музея 49 единиц хранения коллекции прялок, начало комплектования было положено в 1972 году. Основу коллекции составляют прялки конца XIX — начала XX столетия.
Какая либо информация о прялках отсутствует — не указан мастер, место бытования, легенда. Некоторые прялки были подарены музею, а часть записаны, как из прошлых поступлений. Другой информации не имеется. Коллекция прялок собрана на территории Карагайского района и непрерывно пополняется в ходе работы этнографических экспедиций.
Большинство прялок изготовлено из березы и осины. В коллекции есть прялки трех размеров: большие — 44 штуки, средние — 2, малые — 3.
Половина коллекции украшена обвинской росписью. Эта роспись — особый вид народных уральских росписей, появившихся в середине XIX века. Ей свойственен холодный колорит, фон которого сочетается с теплыми тонами растительных мотивов.
Кроме росписи с обвинская розой в коллекции можно увидеть другие узоры и мотивы: с рисунком «рябинка» , с кругами , с вырезной датой «1881», с инициалами , с рисунком «курица».
В музейной коллекции имеются неорнаментированные прялки в количестве 11 предметов. Они выполняли лишь функциональную роль и использовались в рамках одной семьи. Есть также прялки покрытые лаком. А18 прялок необходимо реставрировать.
Коллекция народной росписи по дереву Пермского краеведческого музея создавалась на протяжении длительного времени. Отдельные произведения поступили в фонды еще до революции.
Основной материал был собран во время экспедиций 1960 — 1970-х годов, планомерное пополнение коллекции проходило в 1979 — 1981 годах. В процессе экспедиций обследованы населенные пункты Суксунского и Кунгурского районов, Верещагинского района, Красновишерского, Пермского и Чердынского районов, территория Усольского района.
Музейное собрание включает расписные предметы крестьянского быта, мебель и орудия труда конца XIX — начала XX века. Свидетельством высокой художественной культуры местного населения является роспись крестьянских жилищ.
Прялка детская токарная. Обвинская роспись. Местное название «пресница» составная, ножка токарной работы. Роспись размещена на обеих сторонах лопасти. Цвета росписи: голубой, белый, черный, желтый.
Прялка токарной работы составная с росписью на лопасти: фон оранжевого цвета, растительный орнамент — зеленый, жёлтый, синий, чёрный, белый цвета. На дне донца надпись шариковой ручкой (чернила синего цвета).
Прялка с росписью по светлому фону из старых поступлений музея, когда активно комплектовалась коллекция быта, однако, не все предметы в то время были приняты и поставлены на учёт по актам, поэтому откуда она поступила — неизвестно.
Прялка с сюжетной росписью на донце поступила в музей от жителя посёлка Суксун Юдина Владимира Михайловича, досталась ему от прежних владельцев дома по ул. Братьев Чулковых.
Трепало было передано в музей в 2004 году жителем посёлка Петровым Сергеем Владимировичем. Обнаружено было им в приобретённом старинном доме по ул. Первомайской.
Также, в фондах хранятся бытовые предметы.
Бурак
Самая многочисленная часть коллекции с росписью — это прялки — точенки (32 из 58 единиц).
Большинство прялок было передано музею жителями Добрянки, но поступали также из сёл: Висим, Перемское, Никулино, Усть — Гаревая, из деревень Грязнуха и Патраки. Датируются они концом XIX — серединой XX века. Скомплектована данная коллекция в 1984 — 2014. Красильщики — авторы росписи всей коллекции в целом не известны, так как предметы её прошли через многие руки, прежде чем попасть в музей.
Все (кроме одной) прялки расписаны растительными узорами: цветы, веточки, листья. Помимо лицевой стороны лопасти расписывалась нередко и нижняя часть внутренней, чтобы из-под привязанной кудели радовали глаз красочные цветочки. На этой последней мастер написал на зелёном фоне коричневой краской инициалы «Е.Е.М.» на внутренней стороне лопасти.
Роспись прялок выполнена на красном, темно-синем, темно-зеленом, коричневом, оранжевом фонах и на одной прялке на черном фоне. Изображенные цветы можно сгруппировать в три вида. Во-первых, это восьмилепестковые черно-бело-желто-красные «звезды» с заостренными или круглыми, иногда отлетающими, лепестками. Во-вторых, цветы со множеством мелких круглых или каплевидных лепесточков. Особый вид представляют цветы, у которых обрамление круглой сердцевины выглядит как два широких дугообразных лепестка слева и справа. Веточки в основном двух видов:
И только на одной прялке узор геометрической формы: в центре лицевой стороны лопасти вертикальный коричневый прямоугольник, вокруг него желтая полоса, затем синяя волнистая.
В коллекции лагунов три экземпляра с росписью. Среди них красочно выглядит темно-синий с яркими цветами на крышке и в двух местах по тулову. Лепестки выписаны белой, красной и желтой красками, так же и веточки с листьями.
В коллекции берестяных туесков имеется один расписной. На темно-красном фоне в двух местах изображен букет, состоящий из бело-желтых и бело-синих кругов и четырех зеленых с крапинками листьев. На шве туеска и на противоположной стороне — по цветку: желто-белая сердцевина, окруженная неровной красной полоской. У основания розовая полоса, над ней две желтые линии.
Коллекция расписных и резных деревянных изделий начала формироваться в 1930-е гг. Туеса расписные представлены двумя предметами. Один из них поступил в музей в 1946 г. из села Покча от Щипунова Ивана Петровича. Это работа неизвестного мастера к. XIX — н. XX вв. На темно-зеленом фоне стенок написаны стилизованные розы с бутонами белыми, желто-коричневыми, сине-голубыми красками. По верху и по низу — тисненый узор и бело-голубая каемка, у донышка — широкая красная кайма.
Деревянную долбленую и точеную посуду изготавливали и кустари, владевшие простыми навыками обработки дерева. Расписной ковш в виде большого гуся изготовлен в 1887 г. Ждановым Трофимом Денисовичем. Ковш окрашен в синий цвет, на стенках написаны белые крылья с красными и синими мазками, имитирующими оперение. На синей головке нарисованы черно-белые глаза и красный клюв. На донышке вырезана буква «П». Ковш поступил в музей в 1937 г. из д. Яборова (Красновишерский р-н).
Расписывали в Чердынском уезде и избы. В коллекции есть грядка печная с цветочной росписью по оранжево-красному фону. Крупные цветы с листьями написаны белой, желтой, голубой, зеленой и черной краской. Вероятно, в избе таким же образом была выкрашена и расписана и кухонная перегородка. Грядка поступила в музей в 1974 г. из д. Никитник.
Стол-залавок — изделие мастеров второй половины XIX в. Боковые стенки зеленого цвета, дверцы по контуру окрашены полосками зеленого, коричневого и синего цвета. В центре филенок на красном фоне черной и белой краской написаны стилизованные цветы.
Раритетным предметом коллекции мебели является шкаф двухпоставной конца XVII — начала XVIII в. Поступил шкаф в музей в 1900 г. Заведующий музеем Четвериков Д.Н. приобрел его у мещанки г. Чердыни. Шкаф украшен рельефной резьбой в виде гирлянд из экзотических растений, фруктов и цветов. В навершии шкафа среди резного растительного декора расположены фигуры сказочных птиц. Створки верхних дверей с внутренней стороны и правая боковая стенка с наружной стороны расписаны пейзажами с горками, деревьями и мелкой растительностью. Художник использовал белые, коричневые, желтые и синие краски разных оттенков.
Среди значительного числа прялок в коллекции музея есть резные и расписные, прялки с резным раскрашенным узором. Резные прялки украшены геометрическим орнаментом и растительным. В расписных прялках представлены растительно-цветочные мотивы. Фон для росписи разный — синий, зеленый, оранжево-красный и темно-коричневый. Как правило, расписана лицевая сторона лопасти, иногда ножка и угол донца. На некоторых прялках на оборотной стороне в нижней части лопасти написан цветок или лепестки.
Из конской праздничной упряжи в коллекции есть несколько резных и расписных дуг. Дуга карьковая с резьбой и раскраской поступила в музей из села Тулпан в 1973 г. от Русинова С. У. Она выкрашена в зеленый цвет, резной узор из стилизованных ягодных гроздей, цветов и листьев с добавлением геометрических фрагментов расписан белой, красной и черной краской. Рисунок одинаковый с обеих сторон. Две другие дуги были переданы в музей в 1976 г. известным художником реставратором г. Перми Араповым И.В. Собраны в ходе экспедиции в селе Пянтег Чердынского района. В росписи использован растительный и геометрический орнамент красного, черного, бронзового и серебряного цвета. Одна из дуг с розовым фоном, на котором написаны цветы, кружочки и мелкие полоски.
Расписное коромысло — единственное в коллекции, поступило в 1981 г. от Бахарева В. Б. Коромысло окрашено в синий цвет, с боков и сверху написаны красные розы с белыми листьями.
Заслуживают внимания и расписные деревянные чучела уток-подсадок — принадлежности охотничьего промысла. Изготовлены и покрашены эти предметы местными кустарями, возможно и самими охотниками. Выкрашены чучела в коричневый и зеленый цвета, мазками белой и черной краски обозначено оперенье птиц, у некоторых уток черной краской написаны клювы и глаза.